Цели:
- Найти своё слово в понятии "ученичество”.
- Словом истолковать полученную информацию.
- Научить ребят видеть все стороны отношений
"учитель-ученик”.
Содержание:
Педагог подбирает литературные тексты, затем
проводятся небольшие репетиции. Текст должен
быть коротким, ярким, поддерживающим ключевую
идею. Любой литературный материал разыгрывается
в костюмах или знаках-символах (маска, шапочка,
нагрудный рисунок или просто надпись). К поиску
подходящего материала возможно привлечение
школьников. Им школьный библиотекарь поможет
найти подходящую детскую и юношескую литературу.
Результат: Дети находят ключевые
слова, главные для данного понятия, учатся
рассуждать, свободно высказываться по любому
поводу, анализировать свои поступки и поведение.
Сообщение темы:
- Сегодня мы с вами играем в слово "ученичество”.
- Скажите, что такое слово, вообще? Что мы выражаем
словами?
- Слово – это скрытая мысль, и если мы что-то
прибавляем к слову, мысль ограничивается.
Постановка цели:
Мы же не будем ограничивать мысль, а поэтому
каждый найдёт своё слово в этом понятии, и только
словом нужно будет истолковать полученную
информацию. Итак, ситуация.
(Театрализация рассказа Хорхе Луиса Борхеса
"Роза Парацельса”)
Голос за кадром:
В полутемной комнате учитель молил своего Бога.
Бога, вообще, чтобы тот послал ему ученика.
Учитель:
- Господи, мне нужна эта черная, восхитительная
и безумно интересная работа, лишь для того, чтобы
дать ему опыт поступков, любовь, ненависть и
мужество решений…Господи, пошли мне ученика…
Голос за кадром:
Учителя сморила усталость, и он забыл о своей
мольбе. Ночь стерла очертания запыленных книг и
колб, когда в дверь постучали. Полусонный хозяин
встал и отворил дверь. В дом вошел незнакомец. Он
тоже был очень усталым, учитель указал на скамью.
Некоторое время они молчали. Первым заговорил
учитель.
Учитель:
- Мне знаком и восточный и западный тип лица. Но
твой, мне неизвестен. Кто ты и чего ждешь от меня?
Ученик:
Мое имя не имеет значения. Три дня и три ночи я
был в пути, прежде чем достиг твоего дома. Я хочу
быть твоим учеником. Я взял с собой все, что у меня
есть!
(Правой рукой высыпает из торбы много золотых
монет, в левой руке роза. Учитель зажигает еще
одну свечу и, разглядывая ученика, садится в
кресло и произносит слова.)
Учитель:
- Ты думаешь, я способен превращать золото в
природные элементы, но я не ищу золото, и, если
тебя интересует золото, ты никогда не будешь моим
учеником …
Ученик:
- Меня не интересует золото. Я хочу, чтобы ты
научил меня науке. Я хочу рядом с тобой пройти
этот путь, ведущий к слову.
Учитель:
- Путь - это и есть слово. И если ты не понимаешь
этого, то ты ничего пока не понимаешь. Каждый шаг
является целью.
Ученик:
- Значит, цель всё-таки есть?
Учитель (смеясь):
- Мои недруги, столь же многочисленные, сколь и
недалёкие, уверяют, что нет, и называют меня
лжецом. У меня на этот счет иное мнение, однако,
допускаю, что и в самом деле обольщаю себя. Мне
лишь известно, что есть дорога.
Ученик:
Я готов его пройти вместе с тобой и, если
понадобится, положить на это годы. Позволь мне
одолеть пустыню. Позволь мне хоть издали увидеть
землю обетованную. Но, прежде чем отправиться в
путь, дай мне одно доказательство своего
мастерства.
Учитель:
Когда?
Ученик:
Немедленно! Говорят, что ты можешь,
вооружившись своей наукой, сжечь розу, а затем
возродить её из пепла. Позволь мне быть
свидетелем этого чуда, и я отдам тебе всю мою
жизнь без остатка.
Учитель:
Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в
доверчивости. Мне нужна вера.
Ученик:
- Именно потому, что я недоверчив, я и хочу
воочию увидеть исчезновение и возвращение розы к
жизни.
Учитель (взяв розу в руки):
- Ты доверчив. Ты утверждаешь, что я могу
уничтожить её?
Ученик:
Каждый может её уничтожить.
Учитель:
Ты заблуждаешься. Неужели ты думаешь, что
возможен возврат к небытию? Неужели ты думаешь,
что Адам в Раю мог уничтожить хоть один цветок?
Ученик:
Мы не в Раю. Здесь под луной все смертно!
Учитель:
А где же мы тогда? Неужели ты думаешь, что
Всевышний мог создать что-то помимо Рая?
Понимаешь ли ты, что грехопадение – это
неспособность осознать, что мы в Раю?
Ученик:
- Роза может сгореть.
Учитель:
Однако в камине останется огонь.
Ученик:
- Стоит тебе бросить эту розу в пламя, и ты
убедишься, что она исчезнет, а пепел будет
настоящим.
Учитель:
Я повторяю, что роза бессмертна и, что меняется
только её облик. Одного моего слова хватило бы,
чтобы ты её увидел вновь.
Ученик:
Одного слова? Книга мудрости лежит без дела, а
колбы покрыты слоем пыли. Как бы ты вернул её к
жизни?
Учитель:
Книга лежит без дела, колбы покрыты слоем
пыли…Чем я только не пользовался на своём долгом
веку: сейчас я обхожусь без них.
Ученик:
Чем же ты пользуешься сейчас?
Учитель:
Тем же, чем пользовался Всевышний, создавая
небеса и землю. Я имею в виду слово.
Ученик:
Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне
исчезновение и возвращение розы. К чему ты
прибегнешь при этом – к сосуду для перегонки или
к слову, для меня не имеет значения.
Учитель (задумавшись):
Если бы я это сделал, ты мог бы сказать, что всё
увиденное – всего лишь обман зрения. Чудо не
принесёт тебе искомой веры. Поэтому, положи розу.
(затем громко):
А кто дал тебе право входить в дом учителя и
требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?
Ученик:
Я осознаю своё нынешнее ничтожество. Я заклинаю
во имя долгих лет послушничества, дай мне
лицезреть пепел, а затем розу. Увиденное и будет
доказательством.
(хватает розу и сжигает её над свечой, пепел
остаётся в блюдце)
Голос за кадром:
Некоторое время ученик ждал слов и чуда.
Учитель:
Видно не зря меня считают шарлатаном. Они правы.
Вот пепел, который не будет розой.
Голос за кадром:
Юноше стало стыдно, наверное, учитель был
фантазёром, а он, ворвавшись к нему, требовал,
чтобы тот признал бессилие своей науки.
Ученик:
Я совершил проступок. Мне не хватило веры, без
которой невозможен путь к цели. Так пусть же
глаза мои видят пепел. Я вернусь, когда дух мой
окрепнет, стану твоим учеником и в конце пути я
увижу розу.
Голос за кадром:
Он говорил это с неподдельным чувством, однако,
это чувство было вызвано состраданием к старому
учителю, столь необыкновенному и поэтому-то
столь ничтожному. Он решил не срывать маску,
которая скрывает пустоту. Оставить монеты
нельзя, иначе они станут милостыней. Учитель
проводил ученика.
Учитель:
Прощай. Ты можешь вернуться.
Голос за кадром:
Оба прекрасно понимали, что встретиться им
больше не придётся.
Творческое задание:
А сейчас самый дерзкий момент игры: нужно
дописать конец рассказа Хорхе Луиса Борхеса
"Роза Парацельса”, театрализацию которого вы
сейчас видели. Мы будем соавторами и
интерпретаторами слова великого писателя. Нам
нужно будет собрать слова – те, что запомнились,
те, что показались важными в понятии ученичества,
те, что родились в собственной душе.
(Ребята работают. По очереди записывают
варианты собственного окончания рассказа.
Учитель не задаёт никаких вопросов.)
А теперь я предлагаю вам авторский вариант:
"Учитель остался один. Прежде, чем погасить
свечу и удобно расположиться в кресле, он
пересыпал пепел на ладонь, тихо произнёс слово. И
возникла роза”.
Выделение главного:
При всём многообразии наших сочинений, давайте
выделим в них главные мысли. Какие?
(Варианты ответов детей):
- Пришедший, так или иначе, стал учеником старого
учителя через много лет.
- Ученичество так и не состоялось: юноша обиделся,
разочаровался и нашёл другого учителя.
- Авторский вариант.
- И др.
Работа по группам:
А теперь объединитесь по принципу значимости
слова учителя или слова ученика. Другими словами:
чья роль вам ближе, ту позицию и займите. Итак,
здесь позиция "ученик”, здесь – "учитель”.
(Дети рассаживаются).
Слово Борхеса многозначно, так что же произошло
между учителем и учеником? Ответьте на этот
вопрос одним словом.
(Предполагаемые ответы: встреча, непонимание,
разочарование, гордость).
Так для чего же встречались ученик и учитель?
Как назвать эту встречу одним словом?
(Урок, ученичество).
Да, ученичество. Согласны ли вы с этим словом?
- Как вы считаете, состоялось ли ученичество в
сюжете Борхеса или эта встреча прошла впустую?
Почему вы так считаете?
- Т.е. мы можем сказать, что час ученичества всё
же состоялся, потому что юноша, даже не принятый
учителем, получил урок!
- А теперь я предлагаю вам обратиться к
собственному опыту: независимо от того, какую
позицию "ученика” или "учителя” вы сейчас
занимаете, вспомните, когда в жизни каждого из
вас состоялся час ученичества? Только ли на уроке
можно получить урок? (нет, и в жизни, т.е. из
любого обучения можно извлечь урок).
- Бывало ли такое, что час ученичества не
состоялся, хотя вы к этому стремились?
- Как вы думаете, а что нужно для того, чтобы
состоялся час ученичества?
- А теперь объединитесь в своих позициях,
которые вы заняли и вместе обсудите, что нужно
учителю и ученику, чтобы час учительства
состоялся? И эту необходимость обозначьте только
словом, ведь мы играем словом. Пусть их будет
несколько, но это должны быть слова, имена
существительные, а не словосочетания или
предложения. Т.е. найдите такие ключевые слова,
которые бы определили бы сущность ученичества и
учительства.
Итак, финал игры: перед вами чистые
листы, которые ждут слова.
(на1/2 ватмана слово "учительство”, на 1/2
ватмана слово "ученичество”)
(Дети пишут слова типа:
учительство: понимание, снисходительность,
вдохновение, терпение, индивидуальность, любовь,
жертвенность и т.д.
ученичество: вера, доверие, личность,
удивление, благодарность, стремление, уважение и
др.)
- А теперь, давайте посмотрим, что у нас
получилось. Вывесите на доске свои листы.
- Давайте проведём ранжирование, т.е.
распределим набранные слова по значимости (надписывают
номера) – вызвать по 1-му помощнику.
- у нас получилось два главных слова: …
(Например: терпение и вера)
- Попробуйте раскрыть, в чём суть этих слов?
- А теперь давайте порассуждаем:
- Есть учитель и есть, например, терпение,
состоится ли ученичество?
(нет, нет ученика)
- Или есть ученик и есть, например, вера, но нет
учителя, состоится ли учительство?
(нет)
- Какой вывод мы можем сделать?
(Вывод: ученичество и учительство могут
состоятся только одновременно. Без учителя
невозможно ученичество, и без ученичества нет
учительства!)
- Используя слова для определения, ответьте, кто
в рассказе Борхеса был учеником, а кто учителем?
(Варианты ответа: каждый из них был в 2-х
ипостасях: и учителем, и учеником, так как каждый
из них встретился с личностью и каждый извлёк из
этой встречи свой урок, то есть они ученики и, в то
же время, учителя друг друга. Мы убедились в
необходимости для ученичества понимания,
терпимости и потенциальной веры друг в друга).
- Давайте подытожим: так когда же может
состояться ученичество и учительство?
(Да, всегда, когда встречаются люди и
извлекают из этой встречи урок, урок как опыт для
будущих поступков, слов.)
- Ну, что ж, по правилам игры мы все нашли главное
слово в ученичестве – урок, способность получить
урок.
Рефлексия:
- Как вы думаете, сегодняшняя наша игра – урок?
Обоснуйте свой ответ.
(Предполагаемые ответы)
- И, наконец, последнее, какое чувство вызвала у
вас сегодняшняя игра? Как вам было на сегодняшней
игре? Ответьте на этот вопрос словом и поясните
его.
(После ответов учащихся)
- У меня сегодняшняя игра вызвала восхищение,
восхищение вами, восхищение тем, что у меня такие
замечательные ученики, восхищение тем, что вы
были для меня не только учениками, а даже в
большей степени учителями.
- Спасибо вам, за этот урок. Эта игра для меня
тоже стала ученичеством.
- Я верю, что вы из любого общения, из любой
встречи сможете извлечь необходимый для вас
урок! До встречи. |