В настоящее время в России идёт модернизация
системы образования, которая сопровождается
существенными изменениями в педагогической
теории и практике
воспитательно-образовательного процесса.
Содержание образования обогащается новыми
процессуальными умениями, новыми технологиями,
ориентированными на развитие у обучающихся
самостоятельности и способности к
самоорганизации, личностное взаимодействие
учителя с обучаемыми; происходит
компьютеризация учебного процесса; особая роль
отводится духовному воспитанию личности.
Обновление работы школы рождает много
учительских открытий, больших и малых,
важных для самого учителя и общеинтересных.
Знакомство с этим опытом, его внимательное
изучение могут натолкнуть на свежую мысль,
подсказать эффективный методический ход или
приём в работе на уроке, в общении с обучаемыми.
В последние годы работа учителя во многом
изменилась. Отход от указаний и предписаний,
авторитарных разработок, поиск собственных
эффективных путей, методических приёмов,
обогащение и развитие существующих форм и
методов с учётом возможностей и способностей,
подготовки и интересов именно тех учеников, к
которым учитель идёт сегодня в класс.
Ещё совсем недавно главной задачей образования
было дать каждому обучающемуся полное среднее
образование независимо от его способностей и
наклонностей. Но практика показала, что не все
могут осваивать материал на одинаковом уровне.
В профессиональные училища идут учащиеся с
невысоким уровнем обученности, которые легко
усваивают конкретные знания: факты, сведения,
понятия с невысокой степенью обобщения. Труднее
протекает процесс усвоения абстрактных понятий,
выявление причинно-следственных связей внутри -
и межпредметного характера, многооперационных
умений и навыков. Поэтому очень важно найти ту
обучающую технологию, которая помогла бы решить
эти проблемы. Именно поэтому моё внимание
привлекла технология уровневой дифференциации.
Дифференциация в переводе с латинского
означает — разделение, расслоение целого на
различные части, формы, ступени.
Существующая традиционная классно-урочная
система диктует методы и способы организации
учебной деятельности в традиционном классе,
рассчитанные на некоего среднего ученика,
характеризуется преобладанием фронтальных
работ. Это часто приводит к тому, что слабым
ученикам не хватает времени на осмысление
теоретического материала, мало практики; сильным
же ученикам не достаёт темпа продвижения,
сложности и оригинальности заданий, отвечающих
особенностям их познавательной деятельности.
При дифференцированном обучении учащиеся
приобретают большую свободу действий. Они
сознательно делают акцент на определённых
предметах и уделяют им основное внимание за счёт
того, что по предметам, которые им хуже даются,
они согласны на базовый уровень. В группах,
подобранных таким образом, создаются более
благоприятные условия для равномерного
продвижения с учётом уже индивидуальных
особенностей учащихся.
Технология уровневой дифференциации - это
такая форма организации учебного процесса, при
которой учитель работает с группой учащихся,
составленной с учётом наличия у них каких-либо
значимых для учебного процесса общих качеств,
знаний, умений и навыков (гомогенная группа).
Здесь важна ориентация на личность ученика, его
интеллектуальное и нравственное развитие,
уровень обученности в данной области знаний и
степень общего развития, то есть ранее
приобретённый опыт, особенности психического
склада личности (памяти, мышления, восприятия,
умения управлять и регулировать свою
эмоциональную сферу и т.п.), особенности
характера и темперамента.
Дифференцированное или разноуровневое
обучение – такая организация учебно-воспитательного
процесса, при которой каждый ученик имеет
возможность овладевать учебным материалом по
отдельным предметам школьной программы на
разных уровнях (А, Б, С), но не ниже базового, в
зависимости от его способностей и
индивидуальных особенностей личности. При этом
за критерий оценки деятельности учащегося
принимаются его усилия по овладению этим
материалом, творческому его применению.
Нас интересует внутренняя (внутрипредметная)
дифференциация, близкая к понятию
индивидуализация обучения, или микродифференциация,
и дифференциация по общим способностям, которая
происходит на основании учёта общего уровня
обученности, развития учащихся, отдельных
особенностей психического развития – памяти,
мышления, познавательной деятельности.
Остальные индивидуальные различия учащихся
учитываются при организации внутренней
дифференциации на уроке за счёт соответствующих
технологий обучения.
Таким образом, технология дифференцированного
обучения представляет собой совокупность
организационных решений, средств и методов
дифференцированного обучения, охватывающих
определённую часть учебного процесса.
Дифференцированные виды работ могут быть
использованы в процессе объяснения нового
материала, формирования умений и навыков,
закрепления и систематизации ЗУНов.
Классификационные параметры технологии
уровневой дифференциации
- По уровню применения: все уровни
- По философской основе: приспосабливающаяся
- По концепции усвоения: приспосабливающаяся
- По ориентации на личностные структуры:
информационная, 1) ЗУН (знания, умения, навыки) + 2)
СУД (способ умственных действий)
- По характеру содержания: обучающая,
общеобразовательная
- По типу управления познавательной
деятельности: система малых групп + репетитор
- По организационным формам: все формы
- По подходу к ребёнку: все виды
- По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная
с элементами программирования
- По категории обучаемых: массовая
Целевые ориентации технологии уровневой
дифференциации
- Обучение каждого на уровне его возможностей.
- Приспособление (адаптация) обучения к
особенностям различных групп учащихся.
Условия подготовки дифференцированного
обучения
- проведение предварительного тестирования по базовому
уровню, в соответствии со стандартом
образования;
- формирование групп А, Б, С (А
- базовый уровень);
- разработка критериев оценки эффективности
достигаемых результатов на всех промежуточных и
итоговых этапах, системы тестов.
Уровни дидактического материала
Задания даются в порядке возрастания трудности
и сложности. Можно выделить три варианта –
уровня дидактического материала
Уровни усвоения знаний |
Требования к действиям учащихся |
Первый уровень (С) Воспроизведение
и запоминание
Точное соответствие обязательным результатам
обучения
Непосредственное воспроизведение содержания
изученного материала различной сложности
Задания с применением классификации (составить
схему или таблицу, то есть расположить материал в
определённом порядке), задание с наличием
образца выполнения, задания со вспомогательными
вопросами, задания с сопутствующими указаниями и
инструкциями, задания с теоретическими
справками |
Показывать (опознавать), называть,
распознавать, узнавать, давать определения,
пересказывать и т. д. |
Второй уровень (В) Применение
знаний в знакомой ситуации по образцу
Выполнение действий с чётко обозначенными
правилами
Применение знаний на основе обобщаемого
алгоритма (схемы), включение дополнительного
материала из учебника
Проблемно-познавательные задания
(самостоятельный подбор дидактического
материала, поиск разнообразных вариантов
выполнения задания) |
Измерять, объяснять, составлять что-то по
готовой схеме, соотносить, характеризовать,
сравнивать, соблюдать правила и т. д. |
Третий уровень (А) Применение
знаний в незнакомой ситуации, то есть творчески,
включение заданий из вспомогательной
учебно-методической литературы
Применение в качестве ориентира какой-либо
обобщённой идеи, методологических знаний |
Составить устный или письменный ответ
на проблемный вопрос, высказать суждение,
выделить существенные признаки, анализировать
информацию, написать сочинение, дать отзыв или
рецензию, проводить и обосновывать собственные
примеры и оценки, искать необходимую информацию |
Уровень С (скачивайте по ссылке вверху страницы)
Группа С - это базовый уровень знаний,
определённый образовательным стандартом по
предмету. Если ученик успешно дошёл до
запланированного стандартом уровня знаний,
умений и навыков, то он получает в соответствии с
достигнутыми результатами отметки. Если он
претендует на более высокий уровень знаний (а это
всегда его выбор), то целесообразно оценивать
его исходя из более высоких требований к ЗУНам.
Задания уровня С предполагают
овладения материалом на уровне воспроизведения.
Сюда же должен входить инструктаж, как учить, на
что обратить внимание, какой сделать вывод.
Задания уровня С должны уметь
выполнять все учащиеся. Для этого можно
использовать карточки-информаторы, которые
кроме вопросов или заданий содержат материал,
помогающий ответить на вопросы.
Уровень В (скачивайте по ссылке вверху страницы)
Уровень В помимо конкретных заданий
требует овладения дополнительными сведениями,
которые расширяют материал уровня С,
доказывают, иллюстрируют и конкретизируют
основное знание. Учащиеся должны овладеть общими
и специфическими приёмами учебной и умственной
деятельности. Этот уровень расширяет объём
сведений, помогает глубже понять материал,
сделать общую картину более цельной. Здесь тоже
можно использовать карточки-информаторы, но
с другим, более сложным, заданием.
Уровень А (скачивайте по ссылке вверху страницы)
Выполнение заданий уровня А поднимает
учащихся на ступень осознанного, творческого
применения знаний. Это предусматривает
свободное владение фактическим материалом,
приёмами учебной работы и умственных действий.
Учащийся решает проблему, опираясь на полученные
в школе знания, осваивает сведения, углубляющие
материал, ищет логическое его обоснование,
творчески применяет на практике. При этом
необходима дополнительная самостоятельная
работа.
Дифференцированный подход в обучении
- способствует рациональной организации учебной
деятельности обучающихся с разными типами
памяти, мышления, уровнем подготовки, интересами,
восприятием окружающего мира;
- развивает мыслительную деятельность;
- активизирует деятельность обучающихся на
уроке;
- позволяет осуществить личностно –
ориентированный подход в обучении, отражает
гуманистическое направление в психологии и
педагогике; способствует развитию
индивидуальных особенностей обучающихся;
- снимает психологическую напряжённость
обучающихся, страх перед возможностью получить
отрицательную отметку.
Сочетание различных форм работы (фронтальной,
групповой, индивидуальной) позволяет на фоне
уровня базового стандарта выявить различия в
знаниях учащихся. Система зачётов в дополнение к
системе оценки знаний, умений, навыков позволяет
систематически отслеживать темп продвижения
каждого ученика. Сам учащийся, принимая на себя
ответственность за собственные успехи и успехи
своих товарищей, получает возможность более
свободно планировать свою деятельность.
При контроле знаний дифференциация переходит в
индивидуализацию. |