Понедельник, 29.04.2024, 12:19


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [63]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [144]

Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Дифференцированное обучение на уроках литературы
[ Скачать с сервера (24.1 Kb) ] 22.06.2012, 13:12

В настоящее время в России идёт модернизация системы образования, которая сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике воспитательно-образовательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, новыми технологиями, ориентированными на развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации, личностное взаимодействие учителя с обучаемыми; происходит компьютеризация учебного процесса; особая роль отводится духовному воспитанию личности.

Обновление работы школы рождает много учительских открытий, больших и малых, важных для самого учителя и общеинтересных. Знакомство с этим опытом, его внимательное изучение могут натолкнуть на свежую мысль, подсказать эффективный методический ход или приём в работе на уроке, в общении с обучаемыми.

В последние годы работа учителя во многом изменилась. Отход от указаний и предписаний, авторитарных разработок, поиск собственных эффективных путей, методических приёмов, обогащение и развитие существующих форм и методов с учётом возможностей и способностей, подготовки и интересов именно тех учеников, к которым учитель идёт сегодня в класс.

Ещё совсем недавно главной задачей образования было дать каждому обучающемуся полное среднее образование независимо от его способностей и наклонностей. Но практика показала, что не все могут осваивать материал на одинаковом уровне.

В профессиональные училища идут учащиеся с невысоким уровнем обученности, которые легко усваивают конкретные знания: факты, сведения, понятия с невысокой степенью обобщения. Труднее протекает процесс усвоения абстрактных понятий, выявление причинно-следственных связей внутри - и межпредметного характера, многооперационных умений и навыков. Поэтому очень важно найти ту обучающую технологию, которая помогла бы решить эти проблемы. Именно поэтому моё внимание привлекла технология уровневой дифференциации.

Дифференциация в переводе с латинского означает — разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Существующая традиционная классно-урочная система диктует методы и способы организации учебной деятельности в традиционном классе, рассчитанные на некоего среднего ученика, характеризуется преобладанием фронтальных работ. Это часто приводит к тому, что слабым ученикам не хватает времени на осмысление теоретического материала, мало практики; сильным же ученикам не достаёт темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.

При дифференцированном обучении учащиеся приобретают большую свободу действий. Они сознательно делают акцент на определённых предметах и уделяют им основное внимание за счёт того, что по предметам, которые им хуже даются, они согласны на базовый уровень. В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учётом уже индивидуальных особенностей учащихся.

Технология уровневой дифференциации - это такая форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств, знаний, умений и навыков (гомогенная группа). Здесь важна ориентация на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, то есть ранее приобретённый опыт, особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.), особенности характера и темперамента.

Дифференцированное или разноуровневое обучение – такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях (А, Б, С), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Нас интересует внутренняя (внутрипредметная) дифференциация, близкая к понятию индивидуализация обучения, или микродифференциация, и дифференциация по общим способностям, которая происходит на основании учёта общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. Остальные индивидуальные различия учащихся учитываются при организации внутренней дифференциации на уроке за счёт соответствующих технологий обучения.

Таким образом, технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

Дифференцированные виды работ могут быть использованы в процессе объяснения нового материала, формирования умений и навыков, закрепления и систематизации ЗУНов.

Классификационные параметры технологии уровневой дифференциации

  • По уровню применения: все уровни
  • По философской основе: приспосабливающаяся
  • По концепции усвоения: приспосабливающаяся
  • По ориентации на личностные структуры: информационная, 1) ЗУН (знания, умения, навыки) + 2) СУД (способ умственных действий)
  • По характеру содержания: обучающая, общеобразовательная
  • По типу управления познавательной деятельности: система малых групп +  репетитор
  • По организационным формам: все формы
  • По подходу к ребёнку: все виды
  • По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами программирования
  • По категории обучаемых: массовая

Целевые ориентации технологии уровневой дифференциации

  • Обучение каждого на уровне его возможностей.
  • Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Условия подготовки дифференцированного обучения

  • проведение предварительного тестирования по базовому уровню, в соответствии со стандартом образования;
  • формирование групп  А, Б, С (А - базовый уровень);
  • разработка критериев оценки эффективности достигаемых результатов на всех промежуточных и итоговых этапах, системы тестов.

Уровни дидактического материала

Задания даются в порядке возрастания трудности и сложности. Можно выделить три варианта – уровня дидактического материала

Уровни усвоения знаний Требования к действиям учащихся
Первый уровень (С)

Воспроизведение и запоминание

Точное соответствие обязательным результатам обучения

Непосредственное воспроизведение содержания изученного материала различной сложности

Задания с применением классификации (составить схему или таблицу, то есть расположить материал в определённом порядке), задание с наличием образца выполнения, задания со вспомогательными вопросами, задания с сопутствующими указаниями и инструкциями, задания с теоретическими справками

 

Показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определения, пересказывать и т. д.

Второй уровень (В)

Применение знаний в знакомой ситуации по образцу

Выполнение действий с чётко обозначенными правилами

Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма (схемы), включение дополнительного материала из учебника

Проблемно-познавательные задания (самостоятельный подбор дидактического материала, поиск разнообразных вариантов выполнения задания)

 

 

 

Измерять, объяснять, составлять что-то по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т. д.

Третий уровень (А)

Применение знаний в незнакомой ситуации, то есть творчески, включение заданий из вспомогательной учебно-методической литературы

Применение в качестве ориентира какой-либо обобщённой идеи, методологических знаний

Составить устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказать суждение, выделить существенные признаки, анализировать информацию, написать сочинение, дать отзыв или рецензию, проводить и обосновывать собственные примеры и оценки, искать необходимую информацию

Уровень  С (скачивайте по ссылке вверху страницы)

Группа  С  - это базовый уровень знаний, определённый образовательным стандартом по предмету. Если ученик успешно дошёл до запланированного стандартом уровня знаний, умений и навыков, то он получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки. Если он претендует на более высокий уровень знаний (а это всегда его выбор), то целесообразно оценивать его исходя из более высоких требований к ЗУНам.

Задания уровня  С  предполагают овладения материалом на уровне воспроизведения. Сюда же должен входить инструктаж, как учить, на что обратить внимание, какой сделать вывод. Задания уровня  С  должны уметь выполнять все учащиеся. Для этого можно использовать карточки-информаторы, которые кроме вопросов или заданий содержат материал, помогающий ответить на вопросы.

Уровень  В (скачивайте по ссылке вверху страницы)

Уровень  В помимо конкретных заданий требует овладения дополнительными сведениями, которые расширяют материал уровня  С, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание. Учащиеся должны овладеть общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности. Этот уровень расширяет объём сведений, помогает глубже понять материал, сделать общую картину более цельной. Здесь тоже можно использовать карточки-информаторы, но с другим, более сложным, заданием.

Уровень  А (скачивайте по ссылке вверху страницы)

Выполнение заданий уровня  А  поднимает учащихся на ступень осознанного, творческого применения знаний. Это предусматривает свободное владение фактическим материалом, приёмами учебной работы и умственных действий. Учащийся решает проблему, опираясь на полученные в школе знания, осваивает сведения, углубляющие материал, ищет логическое его обоснование, творчески применяет на практике. При этом необходима дополнительная самостоятельная работа.

Дифференцированный подход в обучении

  • способствует рациональной организации учебной деятельности обучающихся с разными типами памяти, мышления, уровнем подготовки, интересами, восприятием окружающего мира;
  • развивает мыслительную деятельность;
  • активизирует деятельность обучающихся на уроке;
  • позволяет осуществить личностно – ориентированный подход в обучении, отражает гуманистическое направление в психологии и педагогике; способствует развитию индивидуальных особенностей обучающихся;
  • снимает психологическую напряжённость обучающихся, страх перед возможностью получить отрицательную отметку.

Сочетание различных форм работы (фронтальной, групповой, индивидуальной) позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Система зачётов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого ученика. Сам учащийся, принимая на себя ответственность за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.

При контроле знаний дифференциация переходит в индивидуализацию.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin | Теги: декада русского языка в школе, открытый урок, словесный турнир, Внеклассное мероприятие по русскому, сценарий
Просмотров: 2085 | Загрузок: 206 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0