Цель: обогащение речи учащихся фразеологическими оборотами.
- Расширить представление учащихся о многообразии фразеологических
оборотов.
- Воспитание любви к родному языку.
- Способствовать развитию речи обучающихся, развитию памяти,
ассоциативного мышления, моторики движения.
Эпиграф:
… Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы
из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное
русское слово.
Н.В.Гоголь
Учитель: Мы познакомились с удивительной наукой – фразеологией. Сегодня у
вас есть возможность блеснуть знанием фразеологических оборотов, этих настоящих
перлов русского языка. "Здоровье в порядке – спасибо зарядке” – так гласит
популярный лозунг. Вот и сегодня мы займемся гимнастикой, только необычной,
языковой, чтобы поправить наше языковое здоровье. Итак, на зарядку становись!
Давайте вначале определимся, какие части нашего тела будут задействованы.
Ребята называют, а учитель фиксирует на доске: голова, ноги, руки, глаза,
нос, зубы, язык, уши.
Предлагаю разделиться на две команды. Вы будете по очереди называть
фразеологизмы, в состав которых входят названные части тела и органы, и
объяснять их лексическое значение. Команда-победитель получает "медаль”. (В
качестве медали выступают обычные картонные жетоны, шоколадные медальки или
любые другие "знаки отличия”.) А помогать нам будут королева Фразеология и
наследный принц Фразеологический Оборот. Поприветствуем их!
Входят Фразеологический Оборот и Фразеология. К исполнению этих ролей
рекомендуем привлечь обучающихся старших классов.
Звучат примерно такие обороты:
Нос
задирать нос
вешать нос
клевать носом
остаться с носом
не показывать носа
встретиться нос к носу и др.Голова
морочить голову
как снег на голову
голова идет кругом
отвечать головой
потерять голову и др.
Ухо
пропустить мимо ушей
прожужжать все уши
развесить уши
держать ухо востро
ушки на макушке
навострить ушки и др.
Глаза
хлопать глазами
с глазу на глаз
хоть глаз выколи
говорить в глаза
мозолить глаза
как бельмо в глазу и др. |
Нога
уносить ноги
встать с левой ноги
путаться под ногами
одна нога здесь, другая – там
не чуять ног под собой и др.
Рука
отбиться от рук
умывать руки
на скорую руку
все валится из рук
прибирать к рукам и др.
Зубы
ни в зуб ногой
зубы заговаривать
зуб на зуб не попадает
говорить сквозь зубы
положить зубы на полку и др.
Язык
прикусить язык
тянуть за язык
найти общий язык
держать язык за зубами
острый на язык
язык до Киева доведет и др. |
Ребята не всегда верно толкуют значение фразеологизмов, учитель тактично
поправляет, дополняет. По мере работы ребятам вручаются "медали”.
Учитель: Любая гимнастика – это действия. А действия обозначаются
глаголами. Давайте вспомним, какие действия мы выполняем во время зарядки.
Звучат глаголы: вставать, идти, брать, держать, давать, выходить. Ребятам
предлагается назвать фразеологизмы, в состав которых входят названные глаголы, и
объяснить значение оборотов.
Идти идти своей дорогой
идти в ногу
идти в гору
идти на попятную и др.
Взять
взять себя в руки
взять за горло
взять в оборот и др.
Встать
встать с левой ноги
встать поперек дороги
встать поперек горла и др.
|
Держать держать в ежовых рукавицах
держать камень за пазухой
держать себя в руках
держать ухо востро и др.
Дать
дать голову на отсечение
дать слово
дать задний ход
дать жару и др.
Выйти
выйти сухим из воды
выйти из себя
выйти из терпения
выйти в люди и др. |
Победители получают "медали”.
Учитель: Если вы умеете красиво двигаться – это замечательно. Предлагаю
вам следующий этап. Вам нужно мимикой и движениями изобразить фразеологизм так,
чтобы все присутствующие догадались, о чем идет речь.
Ребята изображают следующие обороты:
взять себя в руки
смотреть сквозь пальцы
набрать в рот воды
зарубить себе на носу
закрывать глаза на..(что-либо)
идти в ногу и др.
Школьники с удовольствием участвуют в инсценировках, с не меньшим
удовольствием угадывают изображаемое. Все участники получают призы. Королева и
принц называют имена самых активных участников, вручают им дополнительные призы.
Учитель: Наша гимнастика закончилась. Надеюсь, ваше речевое здоровье
значительно улучшилось. Желаю вам и дальше совершенствовать свою речь. |