Цели урока:
- обучающая – систематизация и обобщение знаний по теме «Причастие», совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
- развивающая – развитие логического мышления и языкового чутья, развитие умения работать в группе;
- воспитывающая – воспитание любви к родному языку.
Задачи урока:
- проверка прочности орфографических и пунктуационных навыков;
- закрепление умения находить причастие и определять его грамматические признаки;
- совершенствование умения видеть и правильно решать орфографические задачи в конкретном причастии;
- совершенствование умения видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот;
- установление степени сознательного усвоения причастия в
единстве его семантических, морфологических и синтаксических
свойств.
Участники: ведущий (учитель), две команды (ученики).
Оборудование: компьютер, проектор, распечатанное игровое поле, бланки ответов, ручки.
Ход урока
Сегодня мы систематизируем и обобщим полученные вами знания по теме
«Причастие», проверим, насколько они прочны и насколько грамотно вы
умеете использовать эти знания.
Класс делится на две команды – крестики и нолики. Задача – набрать большее количество баллов.
На доске висит игровое поле. Каждой ячейке соответствует определенное задание. Одна из команд выбирает какую-либо ячейку.
Ведущий дает задание, которое должны выполнить обе команды. Первой
отвечает команда, давшая верный ответ на розыгрышный вопрос. В случае
неверного ответа, это право передается соперникам. В итоге команда,
давшая верный ответ, ставит в ячейку свой значок (X или О) и
зарабатывает 1 балл.
Команде добавляется еще 2 балла, если ей удается проставить свои
значки в ячейках так, чтобы их можно было перечеркнуть прямой линией
(по диагонали, вертикали или горизонтали).
После выбора номера ячейки команда получает от капитана задание,
которое она должна выполнить. После истечения времени, отведённого на
выполнение задания, капитан команды предоставляет право ответа одному
из членов команды (желательно, чтобы каждый участник команды принял
активное участие в игре).
Перед каждым из учеников лежит бланк ответов, в который они
вписывают свою фамилию и знаком «+» или «–» отмечают правильность
выполнения задания, сверяясь с ответом, появляющимся на экране после
ответа команды.
Определение команды, обладающей правом первого хода
Замените сложное предложение простым с причастным оборотом:
На полях, которые были покрыты снегом, появились проталинки.
Ячейка№1
Закончите высказывания:
- Причастие – это …
- Глагольными признаками причастия являются …
- Именными признаками причастия являются …
- Причастия делятся на …
- В предложении причастия являются…
Ячейка№2
Найдите в стихотворении Ф.Сологуба все причастия и определите, какие они (действительные или страдательные):
Расцветайте, расцветающие,
Увядайте, увядающие,
Догорай, объятое огнем,-
Мы спокойны, не желающие,
Лучших дней не ожидающие,
Жизнь и смерть равно встречающие
С отуманенным лицом.
Ячейка№3
От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?
Ячейка№4
Сколько причастий в предложении? Назовите их, укажите род, число, падеж.
Вдруг опять разъяренным зверем набежала буря, разорвала тишину
торжествующим воем, расколола ледяной покров и беспорядочными грудами
разбросала его на многие километры.
Ячейка№5
Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор:
невид…мый самолет
пен…щиеся волны
колебл…мые ветром
в стел…щемся тумане
незабыва…мое впечатление
Ячейка№6
Что такое причастный оборот? Расскажите о знаках препинания в предложениях с причастным оборотом.
Ячейка№7
Замените сложные предложения простыми с причастным оборотом:
Лучи солнца, которые едва пробиваются сквозь облака, скользят по воде, верхушкам деревьев, домам.
Ядреный морозец, который ударил ночью, сразу все преобразил.
Ячейка№8
Исправьте смысловую ошибку в высказывании:
Причастия образуются от существительных и сохраняют некоторые их признаки.
Ячейка№9
Сколько причастных оборотов в этом рецепте Г.Остера?
Гороховое чучело с укропом.
Ребёнка, задом наперёд надевшего штаны, шиворот-навыворот
натянувшего рубашку и перепутавшего левый ботинок с правым, положить в
таком виде на блюдо и с головой засыпать мелко накрошенным укропом.
Этим вы улучшите вкус и внешний вид блюда и, кроме того, обогатите его
витаминами.
Итак, все ячейки открыты.
Прошу вас подсчитать количество своих верных ответов и выставить
оценку, соответствующую количеству набранных баллов в последней графе,
лежащего перед вами бланка.
- 9-8 баллов – «5»
- 7-6 баллов – «4»
- 5 баллов – «3»
- менее 5 баллов – «2»
Капитанов команд прошу озвучить результаты.
Вы молодцы: постарались на славу. А теперь запишите домашнее задание. |