Цели и задачи мероприятия:
- проверить знания учащихся об имени
существительном как части речи; умение находить
изученную часть речи;
- развитие внимания, мышления;
- воспитание интереса учащихся к русскому
языку;
- раскрытие и реализация способностей учащихся
к самообразованию;
- пропаганда и развитие движения
интеллектуальных игр;
- обучение учащихся навыкам и умению работать в
команде.
Организация игр.
За ходом игры следят технические эксперты
(жюри), которые имеют возможность поправить
ведущего, дать разъяснение при возникновении
спорных вопросов.
Призы распределяются в зависимости от
набранных баллов.
Правила проведения игры.
На ринге состязаются две команды. Бой длится до
трех баллов. В первом круге команда-соперница
определяется по жеребьевке; последующая смена
команд-соперниц происходит по сетке, которая
утверждается организаторами в зависимости от
количества команд в день игры.
В финал проходят две команды: либо набравшие
большее количество баллов, либо по итогам
полуфиналов (в зависимости от выбранной сетки),
которые играют финальный раунд до 5 баллов.
Вопросы командам задает ведущий. За каждый
правильный ответ на вопрос команда получает 1
балл. В случае перехода баллов в следующий раунд,
команда может получить 2 или 3 балла. Время
обсуждения вопроса - 1 минута. Отсчет времени
начинается по сигналу ведущего.
Первой отвечает команда, успевшая нажать
кнопку быстрее. В случае неправильного ответа до
окончания времени, данного на обсуждение,
команда - соперница получает право на
дополнительное обсуждение в оставшееся время.
Если правильный ответ не получен, вопрос
снимается, а призовой балл переходит на
следующий раунд. Ответ на вопрос должен быть
полным и раскрывать его суть. Ведущий может
просить дополнить ответ или пояснить его.
Допускается несовпадение формулировки ответа с
формулировкой, которую предлагает ведущий.
Вопросы для игры
Превратите слово "мел” в мелкое место, "угол”
- в топливо, "шест” - в число. (Cделать мягким
конечный согласный: мель, уголь, шесть) Как называют жителей Пскова, Уфы, Томска,
Курска, Тулы ? (Псковичи, уфимцы, томичи, куряне,
туляки) Назовите суффиксы, которые образуют только
существительные. (-Тель, - ник, -ск, -к-) Образуйте
несколько существительных с этими суффиксами. Являются ли однокоренными слова гимн, гимнаст,
гимназист, гимнастёрка ? (Нет. Гимн –
торжественная песня, символ, гимнаст –
спортсмен, занимающийся гимнастикой,
гимнастёрка – верхняя рубашка, военная
форменная рубашка, гимназист – учащийся в
гимназии) Существительные – самые частотные слова.
Сколько существительных приходится на каждые
сто слов в предложении в среднем ? (40
существительных, 26 глаголов) Распределите данные существительные в те
разделы, в которых они изучаются: Антон,
Азовское море, Бунин, Альпы, Ольга Николаевна,
Подмосковье, Анды, Ильшат, Петергоф.
(Ономастика, топонимика) Какая морфема в русском языке указывает на
остатки форм двойственного числа?
(Дву-двужильный, двубортный, двурушник, двуколка) Приведите примеры функциональных омонимов
(Функциональные омонимы – это родственные по
происхождению слова, которые звучат одинаково,
но относятся к разным частям речи) Портной мастер – хороший портной.
Больной ребёнок – больной задержался. Случайно ли совпадение первого слога в словах "
компот” и "композитор”? Аргументируйте вашу
точку зрения. Запишите ряды из четырех слов. Три слова в
каждом ряду можно объединить по какому-то
языковому признаку. Назовите его и вычеркните
лишнее слово: а) владелец, кормилец, страдалец, наглец; б) взгляд, взлом, взнос, взор; в) время, лицо, наклонение, спряжение. Определите существительные несклоняемые ,
которые могут сочетаться с прилагательными
разного рода: кофе, колибри, пианино, кольраб,
депо, пальто, эму, фламинго.
- Назовите суффиксы, которые помогают образовать
отвлеченные существительные. (-Ость, -от-, -ени-
и.т.д.)
- Укажите существительные женского рода:
шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рояль,
лошадь, конь.
- Назовите способ образования существительных: ввоз,
вылет, перелет, запись, разбег, перенос, перегрев.
- Можно ли от данных существительных образовать
прилагательные: ателье, тире, пюре, фойе, кашне,
пенсне. Объясните. почему невозможно .
- Образуйте существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами и
увеличительными от данных: дом, таракан, кулак.
- Вспомните и запишите загадки, отгадки которых
являются сложными словами. (Он с хоботом
резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его
мотор – глотает он и пыль, и сор (пылесос). Хвостом
пьет, а клювом отдает. (водопровод).
- Вставьте в словосочетания подходящие по смыслу
несклоняемые имена существительные: такси, метро,
пальто, фортепиано, радио, кино, портмоне, ателье,
салями, шоссе, пони.
Выйти из ____, гулять без ____, ехать по ____, приехать
на ____, вынуть из ____, слушать по ____, пойти в ____,
работать в ____, играть на ____, бутерброд с ____,
кататься на ____ - Соедините несклоняемое имя существительное с
его значением:
манто спортивный судья (в боксе). кашне работник консульства. кашпо выдающийся музыкант или
композитор. жалюзи меховое широкое женское
пальто. атташе декоративный поддон для
цветочного горшка. маэстро шторы, состоящие из
жёстких пластин (пластика, дерева...). рефери узкий мужской тонкий шарф,
одеваемый под пальто или костюм - Укажите слова, в которых ударение падает на
второй слог: инструмент, свекла, километр,
досуг, боязнь, фарфор, щавель, договор, цемент,
некролог.
- Назовите одушевлённые существительные:
мертвец, личинка, персонаж, бактерия, валет,
чудовище, микроп, кукла, стая, матрёшка.
- Укажите род имён существительных: амплуа,
буриме, визави, жабо, какаду, Тарту, шпатель, тюль,
толь, трюфель, вуаль.
Подведение итогов.
Награждение команд.
|