Цель: воспитание любви к малой Родине на основе литературного краеведения.
Задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством знаменитого писателя-земляка М.М.Пришвина;
- развивать творческие способности учащихся;
-обучать основам актерского мастерства;
-формировать эстетический вкус через оформление рисунков к произведениям М Пришвина;
- формировать литературно-художественный вкус через осмысленное, выразительное чтение произведений писателя;
- расширять читательский кругозор обучающихся.
Оборудование:
- книжная выставка "В гостях у Пришвина",
- реквизиты к инсценировкам отрывка из сказки В.А.Жуковского (колодец, ковш в колодце и т.д.), рассказов М.Пришвина "Лоси",
- презентация "В гостях у Пришвина"
- кинофильм "Мальчики" (режиссер Рената Григорьева),
- рисунки учащихся к произведениям М.Пришвина.
Библиотекарь: Дорогие ребята, сегодня мы побываем с вами в
гостях у удивительного человека, знаменитого писателя Михаила
Михайловича Пришвина. Мы откроем лишь маленькую страничку в его
биографии, а именно годы обучения в Елецкой мужской гимназии, т.к именно
в то время с Пришвиным произошел случай, имевший большое значение в его
творческой судьбе. Итак, "В гостях у Пришвина".
Инсценировка сказки В.А.Жуковского
Рассказчик:
Жил-был царь Берендей, до колен борода. Уж три года был женат и жил в
согласии с женою, но всё им Бог детей не давал, и было царю то
прискорбно. Нужда случилась царю осмотреть свое государство. Он
простился с царицей и восемь месяцев ровно пробыл в отлучке. Девятый
месяц был на исходе, когда он к царской столице своей подъезжал, на поле
чистом в знойный день отдохнуть рассудил: разбил палатку. Душно стало
царю под палаткой и смерть как захотелось выпить студеной воды. Но поле
было безводно. Как быть? Что делать? Вот он решил сам объехать все поле,
авось попадется на счастье где-нибудь ключ. Поехал и видит колодезь.
Заглянул в него: он полон водою до самых краев, золотой ковшик плавает.
Царь Берендей за ковшик – не тут-то было: ковшик прочь от руки. "Постой
же!- подумал царь Берендей - Я напьюсь без тебя". И недолго сбираясь,
жадно прильнул он губами к воде и струю ключевую начал тянуть, не
заботясь о том, что в воде утонула вся его борода. Напившись вдоволь,
хочет он поднять голову, да не может. Трясет, вертит он головою,- держат
его, да и только.
Царь Берендей (кричит): Кто там? Пустите!
Голос Кощея Бессмертного из воды: Не трудись царь понапрасну, я тебя не пущу. Если же хочешь на волю, дай мне то, что у тебя есть и чего ты не знаешь.
Царь Берендей: Изволь, я согласен!
Голос Кощея Бессмертного: Смотри же, слово сдержи, чтобы себе не нажить ни попрека, ни худа.
Рассказчик:
Честную выручив бороду, царь отряхнулся, как гоголь… О том, что
случилось дальше, вы узнаете из сказки Василия Андреевича Жуковского "О
царе Берендее, сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и
о премудрости Марии-царевны, Кощеевой дочери".
1-ый ведущий:
Эту сказку любил слушать в детстве М.М.Пришвин. Он чувствовал себя
героем, который борется со злым Кощеем, совершает подвиги, защищает
прекрасную Марью…
2-ой ведущий:
М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873 года в селе Хрущёво Елецкого уезда. С детства он любил природу родного края:
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями.
1-ый ведущий:
С самого раннего детства Пришвин рос в дружбе с крестьянскими детьми,
бегал с ними на речку, в лес. У них он учился перекликаться с птицами,
переводить их щебетание на свой язык.
2- ой ведущий:
Отец его умер рано, Миша его почти не помнил. Мать его, Мария Ивановна,
после смерти мужа осталась одна с пятью малолетними детьми на руках. Ей
приходилось очень много работать, чтобы выкупить заложенное имение.
Мечтой матери было дать детям высшее образование. Получить образование,
необходимое для поступления в университет, можно было в Елецкой мужской
гимназии.
1 ученик:
Елецкая мужская гимназия была открыта в сентябре 1871 года в здании
бывшего уездного училища, то есть в здании, в котором сейчас находится
библиотека и кабинеты технологии. В здании имелось 8 классных комнат,
которых было достаточно для пятидесяти гимназистов. Но не было места для
учительской, для библиотеки, для занятий гимнастикой. К тому же уже на
втором году обучения в гимназии числилось 195 воспитанников. Поэтому
решено было построить новое здание. Здание строилось в основном на
пожертвования граждан города. Большую сумму внес промышленник Поляков.
Уже в сентябре 1875 года гимназисты начали учебный год в нынешнем
здании.
2 ученик:
Вот как описывает Иван Алексеевич Бунин свои первые впечатления от
гимназии: "…праздничная новизна гимназии: чистый каменный двор её,
сверкающие на солнце стекла и медные ручки дверей, чистота, простор и
звучность выкрашенных за лето свежей краской коридоров, светлых классов,
зал и лестниц, звонкий гам и крик несметной юной толпы, чинность и
торжественность первой молитвы перед учением в сборной зале…".
3 ученик:
Чтобы поступить в гимназию, надо было сдать вступительные экзамены по
арифметике, русскому языку и Закону Божьему. Миша Пришвин успешно
выдержал вступительные испытания и был зачислен в гимназию в 1881 году. В
учебном заведении того времени были установлены определенные требования
к внешнему виду, поведению гимназистов.
4 ученик:
Каждый гимназист обязан был соблюдать установленную форму одежды:
костюм из серого сукна, фуражку темно-синего цвета с кокардой ЕГ
(Елецкая гимназия), поясной ремень с пряжкой, на котором значились те же
буквы, и серую шинель. Шапки и валенки зимой носить запрещалось. Во
всем требовалась опрятность. Обращение друг к другу допускалось только
на «Вы». Требовалось быть вежливым, громко не разговаривать.
5 ученик:
Категорически запрещалось курить. Гимназистам разрешалось находиться на
улице одним, без родителей, только до 6 часов вечера. Причем, для
посещения театра или кино каждый раз обязательно нужно получить
письменное разрешение от инспектора и только на воскресный или
праздничный день. Каждому гимназисту, попавшемуся без такого разрешения
дежурному надзирателю, оценка за поведение снижалась на 1 балл. А это
являлось целой трагедией для восьмиклассников, собиравшихся поступать в
университет, т.к. выпускников гимназии, имевших по поведению оценку "4",
туда не принимали.
Библиотекарь:
Чтобы вы более полно могли представить себе учеников-гимназистов 19
века, т.е. того времени, когда учился Михаил Пришвин, предлагаю вам
посмотреть отрывок из кинофильма "Мальчики". Этот фильм снимался в 1996
году в нашем городе, в нашей школе. Диск с фильмом нашей школе подарила
режиссер Ренита Андреевна Григорьева.
Просмотр отрывка из кинофильма "Мальчики" (реж. Р. Григорьева)
Библиотекарь:
Вот приблизительно в такой обстановке учился Михаил Пришвин.
1 ведущий:
Учителем географии у М.М.Пришвина был Василий Васильевич Розанов,
впоследствии - известный философ и мыслитель. Посмотрите инсценировку
отрывка из автобиографического романа Пришвина "Кащеева цепь".
Действующие лица: учитель Розанов, ученики Алпатов (прототип Пришвина),
Ахилл, Рюрик (клички).
Алпатов: Этот учитель географию, должно быть знает?
Ахилл: Ну, ещё бы! Это самый учёный, у него есть своя книга.
Алпатов: Про Америку?
Ахилл: Нет, какая-то о понимании, и так, что никто не понимает. И говорят – он сумасшедший.
Алпатов: Правда какой-то чудной. А что не понимают, мне это нравится, милый Саша… Вот бы хорошо иметь такую книгу для понимания.
Звенит звонок. Ученики сидят за партами. Учитель ткнул пальцем в Алпатова. Тот вышел к доске.
Учитель: Выучил урок?
Алпатов: Да.(Рассказ об Америке)
Учитель: Ну, ну! Ты, брат, молодец. Знаешь, из тебя что-то выйдет.
Алпатов: Как же это из меня выйдет?
Учитель: Через верх, конечно; то каждый день через низ выходит, а
то через верх…Вот, вот выйдет из тебя, и будешь знаменитым
путешественником. Садись. Очень хорошо.(ставит в журнал отметку).
Звонок.
Ахилл: Ну и счастливец! Он в тебя, кажется, втюрился.
Алпатов: Вот, Саша, я тебе говорил насчет понимания, как это
трудно взять и понять. По-моему, книга у него хорошая, и вовсе он не
сумасшедший.
Ахилл: Кому как. Тебе вот вышло счастье, тебя он понял, а меня
не понимает и всё единицы жарит,- одному хорошо, другому плохо, это,
брат, тоже непонимание.
Монолог Алпатова.
Я все раздумывал, что это значит, быть знаменитым путешественником.
Наверно, нужно найти неведомую страну, в которой живут голубые бобры. Но
ведь отец сказал, что она в Азии. А путь туда простой: по реке Быстрой
Сосне в Дон, из Дона - в Азовское море, в Черное, и потом уже и начнется
Малая Азия. Большую часть пути можно совершить даже просто на лодке.
Вот это и значит быть знаменитым путешественником.
Перемена перед географией. Алпатов показывает карту своего путешествия. Звонок.
Ученики: Василий Васильевич, Алпатов карту сделал, хочет путешествовать! В Азию! Извольте посмотреть!
Учитель: Почему ты себе выбрал Азию, а не Америку? (Разглядывает карту)
Алпатов: Америка открыта. А в Азии, мне кажется, много неоткрытого. Правда это?
Учитель: Нет, в Азии всё открыто, но там много забыто, и это надо вновь открывать.
Алпатов: Нельзя ли открывать забытые страны с Малой Азии?
Учитель: Можно. Только почему же именно с Малой Азии?
Алпатов: Потому что туда легче всего проехать. Я вот и маршрут наметил: по Сосне, в Дон, в Черное море…
Учитель: Отлично, можно начать с Палестины, и, как делали
рыцари, поклониться сначала там Гробу Господню. Ведь там находится
колыбель человеческого рода, исторические ворота, через которые
проходили все народы. Колыбель человечества где-то в глубине Азии, всё
это забыто и нужно все вновь открывать. Вот вам пример (показывает в
сторону Алпатова), как нужно учить географию. Вы занимайтесь, как он,
вообразите себе, будто вы путешествуете, вам всё ново вокруг в
неизвестной стране, вы открываете, и будет всегда интересно. Пять,
Алпатов.
Звонок с урока.
Ахилл: Ну и счастливец!
Алпатов: Почему ты не хочешь быть счастливым?
Ахилл: Не могу.
Алпатов: Почему ты не можешь? Откройся мне, милый Саша, скажи, ну…
Ахилл: Ну, я скажу: она меня не любит.
Алпатов: Вера Соколова?
Ахилл: Она.
Алпатов: Ну вот, что я тебе посоветую: если она тебя не любит, тебе
нужно уехать в другую страну. Поедем с тобою в Азию открывать забытые
страны.
Ахилл: Я бы поехал. Но как же уедешь?
Алпатов: А вот подумаем. Рюрик, иди сюда. Поедешь с нами в Азию?
Рюрик: Это можно.
Ахилл: Ну, что ж.
Алпатов: А как же оружие, лодка, съестные припасы?
Рюрик: Оружие у меня есть на всех троих: три ружья, три сабли, три
револьвера, у отца я стащу золотые часы, - на это дело не грех и
стащить,- сегодня же я их продам, куплю лодку, припасы.
Алпатов: Только надо делать как можно скорее, чтоб успеть до замерзания рек пробраться в южные теплые моря.
Ахилл: Завтра поедем!
Рюрик: Не успеем завтра. Послезавтра.
Ахилл: Я напишу прощальные стихи.
Алпатов: Я составлю подробный план путешествия.
Рюрик: Тогда за работу немедленно. Ты, Ахилл, пиши стихи, я буду считать, что взять с собой. Послезавтра едем.
1 ведущий:
12 сентября 1885 года в Елецкой мужской гимназии случилось чрезвычайное
происшествие. На уроки не явились ученики 2 "А" класса - Михаил
Пришвин, Владимир Тирман, Николай Чертов и ученик 4 класса Константин
Голофеев. Дома их не оказалось, а на квартире Голофеева была найдена
записка о том, что гимназисты отправились в Азию.
2 ведущий:
Инспектирующий Федюшин известил об этом городскую и уездную полицию. И
уже на следующий день утром пристав Крупкин доставил домой незадачливых
путешественников, причём отобрал у них три ружья, три револьвера, две
сабли, топор, порох и патроны.
1 ведущий:
Мечта о путешествиях осуществилась много лет спустя. Пришвин побывал в
Карелии и на Белом море, в лесах Северной Двины, в пустынях Казахстана и
на Дальнем Востоке, в горах Крыма и в Заволжских лесах. Книги Пришвина –
это его личные впечатления, это всё увиденное и пережитое им самим.
2 ведущий:
"И много лет нужно было странствовать по лесам, ночевать у костров,
чтобы пришло, настало время, когда все эти сказки, лесные шорохи и звуки
вошли в мои книжки, которые я пишу и печатаю для вас, ребята",- писал
М.М.Пришвин.
Ученик:
Рассказы Пришвина читаю…
Страницы пожелтевших книг
Я вновь и вновь перелистаю…
Рассказы Пришвина читаю,
Всё забывая в этот миг.
( Т. Лапина)
Библиотекарь:
Послушайте рассказ Пришвина "Беличья память" и ответьте на вопрос: "Чему удивился и позавидовал Пришвин?"
Ответы детей (беличьей памяти и смекалке, ведь белка не может чуять запах ореха через слой снега и льда)
Библиотекарь:
Посмотрите инсценировку рассказа Пришвина "Лоси" и ответьте на вопрос:
"Почему охотник забыл о том, что он на охоте, и не убил лосиху?"
(он забыл обо всем, когда увидел, как играют лосята, а лосиха знала,
что охотник может ее убить, но все равно не бросила своих детей)
Библиотекарь:
М.Пришвин – любимый писатель многих людей. Вот какое стихотворение посвятил Пришвину поэт Дмитрий Тихонов.
Ученик: Памяти Пришвина.
Когда у полярного круга
Темно в снегопаде густом
Беру я как верного друга,
Волшебника Пришвина том.
И, ветер когда завывая, несет ледяную метель,
Над книгой, о нем забывая,
Я слышу лесную капель…
Какое знакомое место:
В воде по колено кусты,
Роняют березки-невесты
На землю куски бересты.
Пускай озверело колотит
В борта штурмовая волна –
Я вижу на топком болоте
Ковер из кукушкина льна.
На дальний огонь деревушки
Иду не спеша, через лес,
Где мачтовых сосен верхушки
Поднялись до самых небес…
Библиотекарь:
Михаил Михайлович Пришвин умел видеть и слышать то, чего другие не
замечают и проходят мимо. Книги Пришвина – это бесконечная радость
постоянных открытий. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы
забываем об утренних зорях, о вечерних зарницах, о сверкающих звездах. А
Пришвин в своих произведениях показывает нам, насколько прекрасен и
удивителен наш мир. Вот, послушайте поэтические миниатюры.
Учащиеся читают подготовленные миниатюры: "Первый снег", "Начало весны
света", "Запоздалый ручей", "Анютины глазки", "Разговор деревьев", "Бал
на реке".
1 ученик: Рассказы Пришвина читаю…
Страницы пожелтевших книг
Я вновь и вновь перелистаю,-
Рассказы Пришвина читаю,
Всё забывая в это миг.
2 ученик:
И вместе с ним по тем местам.
Где он бродил с ружьем когда-то,
Вдруг окажусь в лучах заката,
И руки протяну цветам.
3 ученик:
Сокровища родной страны…
Кладовой солнца – вся природа!
Герои, сами из народа,
В леса России влюблены.
4 ученик:
И я, как в храм, иду в леса.
Где "свечки – ёлочки – старушки",
В болоте Блудовом - лягушки,
И верю в эти чудеса.
5 ученик:
Где вдаль бежит живой родник,
И слышен плач сплетённых веток…
Отсюда тайны для заметок
И становились явью книг.
1 ученик:
Высокой красоте служил.
Добром пропитаны страницы.
Мне повезло, друзья, родиться
На той земле, где Пришвин жил.
(Т.Лапина)
Библиотекарь:
В стихотворении Татьяны Лапиной мы услышали, что слова у Пришвина
цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как
листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы.
Пришвина часто просили написать рассказ о писательском мастерстве, чтобы
можно было этому поучиться. Вот что отвечал Пришвин своим читателям:
послушайте запись голоса самого Пришвина. (слушают аудиозапись голоса
М.Пришвина)
Библиотекарь:
Михаил Михайлович Пришвин говорит о том, что талант есть у каждого
человека, только его надо развивать. В каждом деле движение к лучшему –
это шаги к развитию ваших талантов, ребята. Я думаю, что сегодняшние
чтения являются пусть крошечным, но шагом, к развитию ваших талантов.
Благодарю всех за подготовку, участие в нашем мероприятии, за
выразительное чтение, за артистизм, за чудесные рисунки к миниатюрам
Пришвина.