Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, DWD + Rдиск, музыкальные
записи, синтезатор,ноты, гуашь, кисти, листы
бумаги.
Репродукции:
- И.Левитан "Золотая осень", "Весна-большая
вода";
- И.Репин, И.Айвазовский "Прощай свободная
стихия";
- Н.Ге "Пущин у Пушкина в Михайловском";
- Иллюстрации В.Преснякова к сб. стихотворений
А.С.Пушкина "Зимнее утро".
Предварительная подготовка учащихся к
уроку: на предыдущем уроке была
организована работа по подбору поэтических
текстов и выполнены эскизы по произведениям
Пушкина, в которых звучит тема природы.
Музыкальный ряд:
- П.И.Чайковский "Времена года";
- Г.Свиридов "Весна и осень", "Тройка",
- Г. Струве "Ещё дуют холодные ветры".
- Звуки живой природы
- Видео-фрагменты из художественного фильма
"Метель".
- Целевая установка урока: иллюстрирование
поэтических текстов А.С.Пушкина, в которых звучит
тема природы.
Задачи:
Образовательная
- Научить ребят видеть живопись и слышать музыку
в произведениях А.С.Пушкина.
Воспитательная
- Привить любовь к искусству, научить видеть
красоту родной природы, раскрыть прелесть
пейзажных зарисовок А.С.Пушкина.
Развивающая
- Развивать самостоятельность в мышлении,
способствовать формированию художественного
вкуса.
Работа с понятиями: иллюстрация, пейзаж,
живопись, гризайль, цветовая гамма, музыкальная
интонация, ритм, мажорный и минорный лад.
ПЛАН УРОКА
Вход учащихся под музыку (звуки живой природы).
Вступление. Изобразительная Пушкиниана
Воссоздание образов уголков природы в
произведениях Пушкина.
Путешествие по временам года:
Выполнение рисунков, показ работ,
отражающих музыкальные фрагменты.
Анализ работ
Вывод.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня мы с вами будем
говорить о картинах природы, которые изобразил
А.С. Пушкин в своём творчестве.
С раннего детства мы знакомимся с его
произведениями и при одном упоминании имени
легко можем представить это лицо.
Кто помог создать этот дорогой для всех нас
образ? Конечно же, художники. Изобразительная
Пушкиниана включает в себя
- Портреты Пушкина.
- Картины из его жизни.
- Иллюстрации к его произведениям.
Пушкин дополнил эту галерею портретов собственными
рисунками.
Он был превосходный график. Свыше 50 раз Пушкин
рисовал своё лицо.
Каждый по-своему запечатлел поэта. Портрет
работы какого художника вам больше всего
запомнился?
Ученики (рассматриваются предполагаемые
ответы детей):
- Портрет работы художника Ореста Кипренского.
Он представил как бы идеальный образ поэта. Все
изобразительные средства подчинены этой задаче.
Главные цвета на портрете - чёрный и золотистый.
Они делают портрет строгим, возвышенным,
помогают понять мысли и чувства поэта. "Себя как
в зеркале я вижу:" - писал Пушкин об этом
портрете, который ему особенно нравился. Портрет
висел в его Петербургской квартире, а сейчас
находится в Третьяковской галерее.
Учитель: - Глядя на этот портрет
Пушкина, мы видим отражение творческого
характера личности поэта. Невольно вспоминаются
строки:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу:
"Любезен"- значит любим, "Лирой"- значит
стихами.
А сколько прекрасных строк в оптимистическом,
жизнеутверждающем творчестве поэта посвящены
природе?
Сейчас мы с вами совершим экскурсию по временам
года, которые так любил воспевать Пушкин в своих
произведениях. К понравившимся строкам вами
выполнены эскизы. Давайте вспомним те строки.
Ученики:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
("19 октября").
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
("Зимнее утро").
Ещё дуют холодные ветры
И наносят утрени морозы.
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки:
Где липы престарелы
С черёмухой цветут
Где мне в часы полдневны
Берёзок своды тёмны
Прохладну сень дают,
Где ландыш белоснежный
Сплелся с фиалкой нежной:
(Городок).
Как мастерски изображает Пушкин-пейзажист
природу России. Поэт хочет, чтобы мы - читатели не
только видели, но вместе с ним чувствовали
природу, чтобы слышали звучание его стиха. Для
самого поэта поэзия, прежде всего, связана с
музыкой природы.
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль шёпот речки тихоструйной.
("Разговор книгопродавца с поэтом").
Учитель. О каких звуках природы идёт
речь?
Ученик: Музыка стиха так остро и
неизбежно ощущается читателем, что мы реально
слышим и шум лесов, и пение иволги- природу
средней полосы России. (В записи слушаем пение
птиц и шум леса).
Пушкин также очень любил "свободную стихию"
моря. Уезжая из Одессы в 1824г. поэт прощается с
морем, пишет незабываемое стихотворение.
Учитель: Какое?
Ученик:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
("К морю").
Учитель: Это взволнованное
стихотворение подсказало двум художникам
реалисту И. Репину и романтику И.Айвазовскому
мысль о создании совместной картины под
названием "Прощай свободная стихия".
Для Пушкина природа и человек
неразрывно связаны между собой. Граница в приёмах
изображения человека и природы стирается. Лиризм
пушкинских строк, их музыкальность, певучесть
вдохновили многих композиторов на написание
прекрасной музыки. Какие композиторы обращались
к творчеству Пушкина?
Ученики: Глинка, Даргомыжский,
Мусоргский, Чайковский,
Бородин, Римский-Корсаков, Рахманинов,
Шостакович, Свиридов.
Учитель: более 1000 композиторов
обращались к творчеству Пушкина. Около 500
сочинений великого поэта легли в основу более 3000
музыкальных произведений. Это оперы, балеты,
романсы.
Тема времён года привлекала не только поэтов,
но и многих композиторов: А.Вивальди, И.Гайдна,
А.Глазунова, П.Чайковского.
Двенадцать - по числу месяцев - музыкальных
картин из "Времён года" П.Чайковского - это
проникновенные зарисовки русской природы. Это не
просто музыкальные пейзажи, в произведениях
отражено особое настроение человека, всегда
меняющееся, живое.
А теперь совершим путешествие в пушкинские "
времена года".
Лето.
Лето Пушкин не любил и почти не писал о нём
стихов.
Ох, лето красное! Любил бы я тебя
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи,
Ты все душевные способности губя, нас мучишь.
А может быть он не любил лето за то, что оно
такое кратковременное?
Но наше северное лето
Карикатура южных зим
Мелькнёт и нет: известно это
Хоть мы признаться не хотим.
Мы тоже ощущаем стремительный бег этого
времени года. А на пороге уже осень.
ОСЕНЬ.
(звучит "Осенняя песня" П.Чайковского из цикла
"Времена года").
Какие строки вспоминаются?
Ученик:
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
("Осень").
Учитель: эти строки перекликаются с
левитановской осенью. Его картина "Золотая
осень" воспринимается как иллюстрация к этому
стихотворению.
Ученик: перед нами начало осени красивая и
яркая её пора. Обычно осень время увядания
природы - вызывает чувства печали и тоски, но
если на какой-то срок устанавливается сухая и
тёплая погода, то появляется чувство бодрости,
жизнерадостное настроение.Очарование
огненно-золотистого и багряного цветов на
картине И.Левитана завораживает нас. "В багрец
и золото одетые леса!"-это пушкинская палитра
осени остаётся в памяти навсегда.Что общего
между впечатлением, полученным от картины
Левитана, и впечатлением, полученным от музыки
Чайковского?
Ученик: интонации музыки Чайковского
и краски левитановского пейзажа создают тот
незабываемый образ осени, который воспел Пушкин
в своём стихотворении.Когда звучит минорный лад,
создаётся чуть- чуть грустное настроение
"Унылая пора:", но грусть светлая. Минор
сопоставляется с мажором. Звучание мажора
подобно лучу солнца, стремящегося вырваться
сквозь тучи.
Учитель: Считанные дни держится такая
золотая осень, она мимолётна. В народе её
называют "бабьим летом". В каких строках Пушкина
это отражено?
Ученик:
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
("Осень").
(звучит фрагмент осени "Весна и осень" соч.
Свиридова).
Учитель: любимым временем года у Пушкина была
осень.В письме к своему другу П.А.Плетнёву Пушкин
пишет: "Осень подходит. Это любимое моё
время-здоровье моё обыкновенно крепнет, пора
моих литературных трудов настаёт:". В каких ещё
строках Пушкин говорит об этом?
Ученик:
Октябрь уж наступил,
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей:
Учитель: Рисунок поздней осени у
Пушкина лишён цвета: лишь "нагие ветви",
"последние листья". Налицо серые тона
одноцветной живописи. Давайте вспомним как
называется такая живопись?
Ученик: такая живопись называется
гризайль. Словно в технике гризайль Пушкин пишет
картины поздней осени.
Учитель:Среди картин природы, которые
изображает поэт, чаще всего мы встречаем зимний
пейзаж. Дотошные пушкинисты подсчитали, что
слово осень Пушкин употребил в своих сочинениях
58 раз, лето - 43 раза, слово весна мы у поэта
встретим 85 раз, а зима 87раз.
Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот
сама
(просмотр фрагмента из к/ф "Метель".Музыка
Г.Свиридова).
В каких ещё строках Пушкин - пейзажист рисует
зимнюю картину природы?
Ученик:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
("Зимняя дорога").
Учитель: Описания зимы у Пушкина
выразительны и зримы, так и хочется взяться за
кисть. Много прекрасных иллюстраций к пушкинским
произведениям выполнил наш воронежский художник
В.Пресняков.
Тонкий лиризм, романтическая приподнятость,
изящество линий и штрихов, вот что характеризует
работы этого художника.
Находясь в Михайловском, Пушкин пишет
известное стихотворение "Буря мглою небо
кроет".
Навестить опального поэта приехал его
лицейский товарищ И.Пущин. Эту трогательную
встречу запечатлел на своём полотне "Пущин у
Пушкина в Михайловском"Н.Н.Ге, наш земляк,
родившийся в Воронеже в 1831г.
На картине изображён сосланный в деревню
Пушкин, читающий Пущину "Буря мглою небо
кроет:".
Картина бури в Пушкинском звучании остаётся
недосягаемой в отечественной литературе.
Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний, долгий мрак ночей.
Видеофрагмент из к/ф "Метель".
А за окном уже другое время года.
ВЕСНА.
(ученики поют Г.Струве "Ещё дуют холодные
ветры").
Учитель: К этой весенней зарисовке
композитор Г.Струве написал музыку. Хотя суровою
зимой Пушкин более доволен, однако поэт рисует не
менее прекрасные пейзажи,пробуждающейся
природы. Весну Пушкин называет "утром года". В
каких строках поэта мы встречаемся с картиной
"утра года"?
Ученик:
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
С улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года:
Учитель: созвучен пушкинскому описанию природы
пейзаж И.Левитана "Весна. Большая вода". Это
лирико-музыкальная поэма художника о половодье,
о русских полях, о грациозных водах. Мистическая
голубизна цвета этой картины завораживает, и
зритель как бы теряет ощущение времени, он
соприкасается с музыкой вечности.
"Суровая" русская природа находит в Пушкине
несравненного пейзажиста. Художественное
совершенство и жизнеутверждающий характер
лирики Пушкина вдохновляли художников на
написание прекрасных полотен, а композиторов на
создание чарующей музыки. В самом ритме стиха, в
его звуковой последовательности есть что-то,
проникающее в самую глубину души. Это что-то и
есть музыка. Все вы знаете, что художник красками,
а композитор звуками могут нарисовать похожие
картины.
На прошлом уроке каждый из вас выбрал из
"энциклопедии времён года", созданной Пушкиным,
поэтические строки, рисующие картины природы и
выполнил созвучный этим строкам эскиз. Сейчас
продолжим иллюстрирование выбранного вами
текста. Работаем красками. (Звучит музыка).
(Ученики представляют свои работы и зачитывают
иллюстрированные строки).
ВЫВОД
Рассматривая ваши работы, мы увидели живопись и
услышали музыку, читая произведения Пушкина. Чем
насыщена пейзажная лирика поэта? (движением,
динамикой, гармонией, тончайшей палитрой красок).
Какие музыкальные интонации?(тихие, напевные,
грустные, плачущие, стонущие, тревожные).
Каждый человек находит в Пушкине что-то своё,
сокровенное. По вашим глазам было видно, как вы
сумели раствориться в стихах, полюбившихся с
детства.
Хочется поблагодарить вас за трепетное
отношение к творчеству поэта, за проникновенное
прочтение поэтических строк, в которых отражена
природа. Творческих успехов! |