Ведущий: Александр Валентинович
Вампилов родился в 1937 году в городе Черемхово в
учительской семье. Перед нами бесценные
документы прошлого – выдержки из писем отца
Вампилова в родильный дом поселка Черемхово, где
19 августа 1937 года его жена Анастасия Прокопьевна
родила их четвертого по счету ребенка.
Ученик: (зачитывает фрагмент письма)
Тася! Ну как дела? Еще раз прошу тебя не
нервничать, не беспокоиться.
Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет
разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем,
так как во сне я все вижу писателей. Первый раз,
когда мы с тобой собирались, в ночь выезда, я во
сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал
дроби, и нашли. Ему дали целый мешочек (10 кг), а мне
полмешка. Второй раз в Черемхове, ночуя в доме
знакомого татарина, видел во сне М. Горького.
Боюсь, как бы писатель не родился…
Ученик: И чуть позднее… Молодец Тася,
все-таки родила сына. Мое предчувствие
оправдалось… сын. Как бы не оправдалось второе…
Не назвать ли его Львом или Алексеем? У меня,
знаешь, вещие сны.
Ведущий: Тот, 37-ой год вошел в историю и
как год столетия со дня гибели А. С. Пушкина, и
именно в его честь родители назвали
новорожденного Александром.
Ученица: Детство Вампилова прошло в
селе Кутулик Аларского района Иркутской области.
И Кутулик он по праву считал своей родиной. А для
понимания истоков творчества А. Вампилова,
следует сказать несколько слов о его малой
родине:
Ученик: Деревянный, пыльный, с
огородами, со стадом частных коров, но с
гостиницей, милицией и стадионом, Кутулик от
деревни отстал и к городу не пристал. Словом,
райцентр с головы до пят. Райцентр, похожий на все
райцентры России, но на всю Россию все-таки
один-единственный…Травы пахнут здесь сильней,
чем где-либо, и нигде и никогда я не видел дороги
заманчивей этой вот, что по далекой горе вьется
среди берез и пашен…
Ведущий: После школы будущий
драматург переберется в Иркутск, чтобы
продолжать ученье, и с юности обретет взрослую
независимость. Пробовать свои силы в сочинении
рассказов Вампилов стал еще будучи
студентом-филологом Иркутского университета.
(Чтение учеником рассказа «Ревность»)
Ведущий: С 1958 года его охотно печатали
в областной молодежной газете. Студенческая
жизнь проходила не только в аудиториях, осенью
выезжали на колхозные поля, помогали убирать
урожай.
Ученица: Из воспоминаний А. Румянцева:
«Дни проходили однообразно, мы копали картошку, а
вот вечера ожидались каждым из нас с нетерпением.
Как-то мы уже легли спать, и Саня спросил, знает ли
кто-нибудь поэта С. Есенина. Все слышали только
имя, а стихов не читали. По тем временам это было
не удивительно. Книг Есенина в школьных
библиотеках не держалось, его творчество не
изучалось. В темноте притихшего дома Саня начал
читать по памяти: «Не бродить, не мять в кустах
багряных». Он читал негромко и просто, будто
сообщал близкому человеку что-то очень важное.
Нам открылось что-то хрупкое, нежное и
доверчивое. Никто не торопил чтеца, никто не
задавал ему вопросов. Мы были ошеломлены тем, что
прошли мимо такого поэта. Он читал стихи, которые
выбрала его душа, и читал не раз, не два. А десятки
раз. Мы слушали Саню и во второй вечер, и в третий.
(Чтение учеником стихотворения С. Есенина)
Ведущий: До третьего курса Вампилов
писал стихи. Некоторые из них сохранились и
теперь опубликованы. Чувства и размышления
выражались поэтом негромким словом, с
благородной сдержанностью и душевной чистотой.
(Чтение учениками стихотворений А. Вампилова
«Что неприветливо, широкий дол шумишь», «Моей
весны цветы давно увяли»)
Ведущий: Особое место в студенческой
жизни занимала музыка. Приобщение к ней началось
еще в школьные годы. В доме хранилась гитара,
оставшаяся от деда, старинная и потому особенно
притягательная. Александр Вампилов исполнял
мелодии на стихи великого лирика С. Есенина: «В
том краю, где желтая крапива», «Грубым дается
радость», «Устал я жить в родном краю». Позднее
Вампилов сочинил романс на есенинское
стихотворение «Вечером синим, вечером лунным».
Большое впечатление производил романс, когда его
пел сам Александр под свою гитару.
Ученик: В минуты пения темно-карие
глаза его обретали сосредоточенность и ту
тревожную глубину, в которой, кажется, помещалось
особое значение, особая мудрость, и все омывающая
печаль.
Ведущий: Главным в репертуаре были
старинные романсы. Он пел их неторопливо,
сосредоточенно. Но щемяще трогали сердце и
другие романсы, которые любил и неизменно
исполнял Вампилов: «Я встретил вас», «На заре ты
ее не буди», «Мне грустно потому, что я тебя
люблю», «Не пробуждай воспоминаний», «Средь
шумного бала», «Гори, гори, моя звезда», «Две
гитары за стеной», «Утро туманное, утро седое».
(Исполнение учениками 1-2 романсов)
Ученица: У Вампилова была небольшая
фонотека симфонической, камерной и оперной
музыки, постоянно пополняемая.
Звучали Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Паганини,
Сен-Санс, Лист. Из бетховенских сонат Александр
любил «Патетическую», «Апассионату»,
«Крейцерову» и «Лунную». Любил он и
отечественных композиторов: Чайковского, Глинку,
Бородина, Мусоргского, Рахманинова. Собранное
вместе это богатство давало возможность, включив
проигрыватель, слушать многочасовые концерты. О,
это были особые часы, и они не прошли бесследно
для духовного становления и творчества А.
Вампилова.
Ученик: Душа в это время трепетала,
отвечала на музыку, ликующая и плачущая,
беспричинно мрачнеющая и так же беспричинно
торжествующая. Вампилов в рассказе «Моя любовь»
устами своего молодого героя объяснился так:
«…мне казалось, что это тонкое и глубокое
чувство, которым жила и входила в душу музыка –
мое чувство, и мне захотелось вдруг увидеть Веру
и говорить ей что-нибудь красивое и нежное».
Ведущий: В 1960 году он окончил
университет, а уже в 1961 году выпустил сборник
юмористических рассказов «Стечение
обстоятельств»
(Инсценирование фрагмента из рассказа «Цветы
и годы»)
Ведущий: Потом Вампилов пишет пьесы.
Пьесы не находили дороги на сцену.
Ученица: В первой большой пьесе
«Прощание в июне» (1964г.) главная тема лежит на
поверхности. В жизни каждого молодого человека
настает момент, когда из тихой заводи семьи, дома,
школы он выплывает в открытое море жизни и один
раньше, другой позже встречает первое испытание
совести, первый рубеж, пройдя который становится
уже другим человеком.
Ученик: Действие пьесы «Старший сын»
(1965г.) начинается с грубоватого розыгрыша, а в
финале пьесы младшие дети собираются покинуть
главного героя Сарафанова, но к нему
возвращается старший сын. Не свой, случайно
появившийся, но сын несомненный. Так вот что
вышло из дурацкого розыгрыша Сильвы и Бусыгина.
Выше правды ничего не бывает. Но добро в человеке
для Вампилова – сила еще более могущественная. И
в недрах обмана зреет новая правда. Важно не то,
что Бусыгин обманул старика Сарафанова,
назвавшись его сыном. Важно то, что он полюбил его
как отца и стал ему близок как сын.
Сила драматурга в том, что он стоит над своими
героями: хочет все видеть резко и прямо, и, однако,
не теряет веру в людей и справедливость.
Ученица: Оттого, что Вампилов чуток к
добру, даже затаившемуся, стесняющемуся себя и
почти случайному, он с таким огорчением и страхом
смотрит на разрушение человеческой души.
«Утиная охота» (1968 г.) – самая горькая. Самая
безотрадная пьеса Вампилова, ведущая основную
тему драматурга: как человеку не истрепаться, не
выцвесть, не сломаться, вступая в многосложную
жизнь. Как сохранить юность и душу человеческую.
Ученик: Пьесы Вампилова начали
ставить незадолго до его смерти. Главное его
призвание и слава – посмертные. Он не дожил до
того времени, когда стал одним из самых
«репертуарных» драматургов в театрах нашей
страны, когда пьесы его начали ставить во многих
европейских столицах, на других материках.
Вампилов утонул в Байкале в августе 1972 года.
Ведущий: А мы сегодня постарались
рассказать вам о Вампилове как о простом,
обыкновенном человеке, представить его как
поэта. прозаика и драматурга. И закончить
сегодняшний вечер хотелось бы стихотворением Н.
Рубцова, друга Вампилова. Стихотворение очень
близко, созвучно мыслям и делам драматурга.
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей |
Перед этим
Строгим сельсоветом
Перед этим
Садом у моста
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.
Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста! |
|