Цели:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с восточной поэмой А.С.
Пушкина.
- познакомить школьников с творческой и
сценической работой над поэмой.
- Развивающие:
- продолжить работу по развитию культуры речи
школьников, работу над выразительным чтением.
- развивать творческое воображение, культуру
общения, зрительскую культуру, умение "
исполнять” роли героев поэмы;
- Воспитательные:
- воспитывать чувство прекрасного;
- воспитывать интерес к театральному искусству,
творчеству А.С. Пушкина
Оборудование:
- презентации (5 слайдов)
- 4 эпизода из кинофильма – балета
«Бахчисарайский фонтан»
- 2 ковра, кальян, шкатулки с украшениями, костюмы .
- восточная музыка
- экран, проектор
Примечание: на подготовительном этапе
работы дети знакомятся с произведением А.С.
Пушкина «Бахчисарайский фонтан»; производится
словарная работа по тексту поэмы; анализ
произведения; выбор исполнителей ролей и
репетиция.
ХОД ИНСЦЕНИРОВКИ
На фоне иллюстрации фонтана: слуги,
придворные, Гирей сидит на ковре с кальяном.
Звучит восточная музыка. Девочки танцуют музыку.
1 чтец: (Презентация 1 –
«Ханский дворец»)
Гирей сидел потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
Благоговея, все читали
Приметы гнева и печали
На сумрачном его лице.
Что движет гордою душою?
Какою мыслью занят он?
На Русь ли вновь идет войною,
Несет ли Польше свой закон,
Горит ли местью кровавой,
Открыл ли в войске заговор,
Страшится ли народов гор.
Иль козней Генуи лукавой?
Нет, он скучает бранной славой.
Устала грозная рука;
Война от мыслей далека.
(Гирей и его слуги, придворные все выходят)
(Презентация 2 – «Гарем». Жены
Гирея – на ковре, играют, смеются, наряжаются)
Ужель в его гарем измена
Стезей преступною вошла,
И дочь неволи нег и плена
Гяуру сердце отдала?
Нет, жены робкие Гирея,
Ни думать, ни жалеть не смея,
Цветут в унылой тишине;
На лоне скуки безотрадной
Измен не ведают оне.
(Евнух ходит вокруг девушек и усаживается
рядом)
Меж ними ходит злой евнух
Его ревнивый взор и слух
За всеми следует всечасно:
Его стараньем заведен
Порядок вечный. Воля хана
Ему единственный закон.
2 чтец:
(Презентация 3 – «Вокруг
фонтана». Жены Гирея)
Беспечно ожидая хана,
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне.
Нарочно к ней на дно иные
Роняли серьги золотые.
И песнью звонкой и приятной
Вдруг огласили весь гарем:
(Жены Гирея поют под музыку)
ТАТАРСКАЯ ПЕСНЯ
1. «Дарует небо человеку
Замену слез и частых бед:
Блажен факир, узревший Мекку
На старости печальных лет.
2. Блажен, кто славный брег Дуная
Своею смертью освятит:
К нему навстречу дева рая
С улыбкой страстной полетит.
3. Но тот блаженней, о Зарема,
Кто, мир и негу возлюбя,
Как розу, в тишине гарема
Лелеет, милая, тебя».
3 чтец:
Они поют. Но где Зарема,
Звезда любви, краса гарема?–
Увы! Печальна и бледна,
Похвал не слушает она.
Как пальма смятая грозою
Поникла юной головою;
Ничто, ничто не мило ей:
Зарему разлюбил Гирей.
С тех пор, как польская княжна
В его гарем заключена.
Она в купальне потаенной
Одна с невольницей своей;
Гарема в дальнем отделенье
Позволено ей жить одной:
В неволе тихой увядая,
Мария плачет и грустит.
(Конец видео. Наступает ночь. Все спят)
4 чтец:
Как милы темные красы
Ночей роскошного Востока!
Как сладко льются их часы
Для обожателей Пророка!
Какая нега в их домах,
В очаровательных садах,
В тиши гаремов безопасных,
Где под влиянием луны
Все полно тайн и тишины
И вдохновений сладострастных!
Настала ночь;
Дворец утих; уснул гарем,
Все жены спят. Не спит одна.
Едва дыша, встает она;
Пред ней лежит евнух седой.
Ах! Сердце в нем неумолимо:
Обманчив сна его покой!
Как дух она проходит мимо…
Пред нею дверь;
Вошла, взирает с изумлением…
И тайных страх в нее проник.
Лампады свет уединенный,
Кивот, печально озаренный,
Пречистой девы кроткий лик
И крест, любви символ священный,
Грузинка! всё в душе твоей
Родное что-то пробудило,
Всё звуками забытых дней
Невнятно вдруг заговорило.
Пред ней покоилась княжна,
И жаром девственного сна
Ее ланиты оживлялись.
Увы! Зарема, что с тобой?
Стеснилась грудь ее тоской,
Невольно клонятся колени,
И молит.
Зарема: (Видео идет)
«Сжалься надо мной,
Не отвергай моих молений!..»
«…»
«Я шла к тебе,
Спаси меня; в моей судьбе
Одна надежда мне осталась...
Я долго счастьем наслаждалась,
Была беспечней день от дня...
И тень блаженства миновалась;
Я гибну. Выслушай меня.
«…»
Мария! ты пред ним явилась...
Увы, с тех пор его душа
Преступной думой омрачилась!
Гирей, изменою дыша,
Моих не слушает укоров,
Ему докучен сердца стон;
Ни прежних чувств, ни разговоров
Со мною не находит он.
Ты преступленью не причастна;
Я знаю: не твоя вина...
Итак, послушай: я прекрасна;
Во всем гареме ты одна
Могла б еще мне быть опасна;
Но я для страсти рождена,
Но ты любить, как я, не можешь;
Зачем же хладной красотой
Ты сердце слабое тревожишь?
Оставь Гирея мне: он мой;
На мне горят его лобзанья,
Он клятвы страшные мне дал,
Давно все думы, все желанья
Гирей с моими сочетал;
Меня убьет его измена...
Я плачу; видишь, я колена
Теперь склоняю пред тобой,
Молю, винить тебя не смея,
Отдай мне радость и покой,
Отдай мне прежнего Гирея...
Не возражай мне ничего;
Он мой! он ослеплен тобою.
Презреньем, просьбою, тоскою,
Чем хочешь, отврати его;
Клянись... (хоть я для Алкорана,
Между невольницами хана,
Забыла веру прежних дней;
Но вера матери моей
Была твоя) клянись мне ею
Зарему возвратить Гирею...
Но слушай: если я должна
Тебе... кинжалом я владею,
Я близ Кавказа рождена».
(Конец видео. Зарема уходит, осторожно
оглядываясь вокруг)
5 чтец:
Сказав, исчезла вдруг. За нею
Не смеет следовать княжна.
Невинной деве непонятен
Язык мучительных страстей,
Но голос их ей смутно внятен;
Он странен, он ужасен ей.
Какие слезы и моленья
Ее спасут от посрамленья?
Что ждет ее? Ужели ей
Остаток горьких юных дней
Провесть наложницей презренной?
О боже! если бы Гирей
В ее темнице отдаленной
Забыл несчастную навек
Или кончиной ускоренной
Унылы дни ее пресек, —
С какою б радостью Мария
Оставила печальный свет!
Мгновенья жизни дорогие
Давно прошли, давно их нет!
Что делать ей в пустыне мира?
Уж ей пора, Марию ждут
И в небеса, на лоно мира,
Родной улыбкою зовут.
1 чтец:
Промчались дни; Марии нет.
Мгновенно сирота почила.
Она давно желанный свет,
Как новый ангел, озарила.
Нет Марии нежной!...
Дворец угрюмый опустел.
Его Гирей опять оставил;
С толпой татар в чужой предел
Он злой набег опять направил;
Он снова в бурях боевых
Несется мрачный, кровожадный:
Но в сердце хана чувств иных
Таится пламень безотрадный.
Он часто в сечах роковых
Подъемлет саблю, и с размаха
Недвижим остается вдруг,
Глядит с безумием вокруг,
Бледнеет, будто полный страха,
И что-то шепчет, и порой
Горючи слезы льет рекой.
(Конец видео)
(Презентация 5 – «Фонтан». Все
выходят молча.)
Опустошив огнем войны
Кавказу близкие страны
И селы мирные России,
В Тавриду возвратился хан.
(Заходит Гирей. Все встают, кланяются и
протягивают руки в сторону видео)
1 чтец:
И в память горестной Марии
Воздвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный.
Над ним крестом осенена
Магометанская луна.
Есть надпись: едкими годами
Еще не сгладилась она.
За чуждыми ее чертами
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
(Конец видео. Все встают и уходят)
Конец.
Рефлексия:
- Понравилось ли вам поэма, какие чувства
вызывает это произведение?
- Почувствовали ли вы дыхание восточной культуры?
- Как вы думаете: как передали наши «актеры»
характеры, чувства, переживания героев?
- Понравилось ли вам играть такие роли?
- Много ли времени и сил необходимо для
постановки произведения?
- Можно ли сравнивать персонажей с сегодняшними
людьми?
- Какие вечные проблемы затрагивает поэт?
Обоснуйте их.
Домашнее задание |