Суббота, 22.06.2024, 02:24


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [63]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [144]

Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Сценарий брейн-ринга по "Повестям покойного Ивана Петровича Белкина А.С. Пушкина"
14.10.2013, 09:59

Из класса выделить две команды по семь человек (можно брейн-ринг провести между учащимися двух классов), остальные – болельщики, они выбирают команду, за которую будут болеть.

Учитель задаёт вопросы участникам команд, даёт время для подготовки ответа на вопрос (от 1 до 3 мин. в зависимости от сложности вопроса). Если участники команды не могут ответить, вопрос передаётся другой команде, можно передать его и болельщикам.

Критерии оценивания ответов.

  • За развёрнутый ответ на вопрос - 5 баллов.
  • За ответ на вопрос с опорой на текст – 3 балла.
  • За ответы на вопросы конкурсов, блиц-турнира – 1 балл.

В то время, когда участники команд готовят ответ на вопрос, учитель предлагает задания болельщикам. Члены жюри – приглашённые учителя русского языка и литературы их оценивают. Таким образом болельщики помогают своей команде. В заключение члены жюри подводят итоги, оценивают иллюстрации к повестям (задание было дано заранее). По ходу брейн-ринга на экран проецируются при помощи мультимедийного устройства иллюстрации к повестям, высказывания великих людей о Пушкине и о его повестях.

Цели:

1. Определить идейное содержание "Повестей Белкина”.

2. Способствовать обучению монологической речи, аналитическому чтению произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы.

3. Способствовать повышению интереса к изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование:

"Повести покойного Ивана Петровича Белкина (издательство "ЭКСМО”, М., 2006 г.), иллюстрации М.В. Добожинского, В.В. Гельмерсена, В.А. Свитальского, материалы для выставки в школе "Жизнь и творчество А.С. Пушкина”, высказывания великих людей о Пушкине и "Повестях покойного Ивана Петровича Белкина”.

Вы не поверите, что я с восторгом, давно мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина,
в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище.
На меня это новое изучение произвело сильное действие. (Лев Николаевич Толстой)

А.С.Пушкин, по словам А.М.Горького, - "начало всех начал”. А вот что писал Я.П. Полонский в 1880 г. об А.С. Пушкине:

Пушкин – это возрожденье
Русской Музы, - воплощенье
Наших трезвых дум и чувств,
Это – не запечатленный
Ключ поэзии, священный
В светлой области искусств...

Это – вещего Баяна
Струнный голос...свист Руслана....
И русалок голоса...
Это арфа Серафима,
В час, когда душа палима
Жаждой веры в небеса.

Это старой няни сказка,
Это молодости ласка,
Огонек в степной глуши...
Это – слезы умиленья...
Это – смутное влеченье
Вечно жаждущей души...

С творчеством А.С. Пушкина мы встречаемся в раннем детстве.

Мы читаем его сказки.

1 задание. Вспомним детство. Надо записать названия сказок А.С. Пушкина. (1мин.)

Прекрасные сказки... Поэт Н.И. Гнедич по прочтении сказки о царе Салтане и прочих писал:

...Ты же, постигнувший таинство русского духа и мира,
Пой нам по-своему, русский баян!
Небом родным вдохновенный,
Будь на Руси ты певец несравненный.

К творчеству А.С. Пушкина вы обратились в школе.

2 задание. Записать названия произведений, которые мы уже изучали.

О Пушкине – поэте прекрасно сказал А.Н. Майков:

Его стихи читая – точно я
Переживаю некий миг чудесный –
Как будто надо мной гармонии небесной
Вдруг понеслась нежданная струя...

Нездешними мне кажутся их звуки:
Как бы, влиясь в его бессмертный стих,
Земное всё – восторги, страсти, муки –
В небесное преобразилось в них!

 Сегодня мы будем говорить о Пушкине-прозаике. В шестой главе романа "Евгений Онегин” А.С. Пушкин писал:

Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я со вздохом признаюсь –
За ней ленивей волочусь.
Перу старинной нет охоты
Марать летучие листы;
Другие хладные мечты,
Другие строгие заботы
И в шуме света и в тиши
Тревожат сон моей души.

Одним из первых прозаических опытов А.С. Пушкина явились "Повести Белкина”.

3 задание. Написать полное название этого произведения.

Готовясь к этому уроку, вы должны были приготовить историю создания "Повестей Белкина”.

4 задание. В течение 2 минут прокомментировать даты, записанные на доске:

  1. Апрель 1830 г. (Пушкин обручился с московской барышней, 18-летней Н.Н. Гончаровой.)
  2. Сентябрь-декабрь 1830 г. (Находился в Болдино в Нижегородской губернии в полном одиночестве.)
  3. 9 декабря 1830 г. (Письмо издателю Плетневу по возвращении в Москву.)
  4. 1813 г. (Повести вышли в свет.)

5 задание. Написать название повестей в том порядке, который определил автор. (0,5 мин)

6 задание. Какое отношение к повестям имеют даты:

  1. 1798 г. (В селе Горюхино родился от честных и благородных родителей Белкин.)
  2. 1815-1823 г.г. (Вступил в службу в пехотный егерский полк.)
  3. 1830 г. (Белкин скончался.)
  4. 1830 г. ноября 16 (Письмо к издателю от друга Ивана Петровича Белкина.)

7 задание. Записать, где происходят события, описанные в повестях (3 мин).

("От издателя” - в Горюхине родился Иван Петрович Белкин.

  1. "Выстрел” - местечко ***; бедная деревенька Н***уезда.
  2. "Метель” - в поместье Ненарадово жили добрый Гаврила Гаврилович Р*** и его жена Прасковья Петровна; Жадрино – деревушка, где находилась церковь, в которой должны были венчаться Марья Гавриловна и Владимир.
  3. "Гробовщик” - Андриян Прохоров переезжает с Басманной на Никитскую в Москве.
  4. "Станционный смотритель” - ***ская губерния, Петербург.
  5. "Барышня-крестьянка” - Тугилово – деревня Ивана Петровича Белкина; Прилучино – деревня Григория Ивановича Муромского.)

8 задание. Кто быстрее? Кто это?

  1. "...с Георгием в петлице и с интересною бледностью”? (гусарский полковник Бурмин.)
  2. "...был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой, лицом был бел и худощав”? (Иван Петрович Белкин.)
  3. Кого можно найти с книгою в руках и белом платье, настоящей героиней романа? (Марья Гавриловна.)
  4. Кто в особо торжественных случаях надевает желтые шляпки и красные башмаки? (Акулина и Дарья – дочери гробовщика.)
  5. Чей череп ласково улыбается гробовщику? Кстати, как зовут гробовщика? (Отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина; Андриян Прохорович.)
  6. Кто это "...красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку”? (Алексей Берестов.)
  7. О ком говорят: "Да к тому же она разумная, такая проворная”? (Дуня – дочь станционного смотрителя.)

9 задание. Даны предметы: карты, пистолет, шандал, груша, картина, пудра, корзинка, кольцо и т.д. Определить, какие из них можно отнести к повести "Выстрел” (1ком.), какие- к повести "Барышня-крестьянка” (2ком.).

10 задание. Кто лучше знает эпиграфы к повестям?

  1. "Стрелялись мы”. Эпиграф к какой повести? ("Выстрел”, автор Баратынский.)
  2. Кто автор эпиграфа к повести "Метель”? (В.А.Жуковский.)
  3. Кто помнит эпиграф к повести "Барышня-крестьянка”? (Во всех ты, душенька, нарядах хороша” Богданович.)
  4. Чьи строки взяты эпиграфом к повести "Гробовщик”? (Г.Р.Державин.)

Звучит вальс Свиридова к повести "Метель”.

11 задание. Определить, к какой повести написан вальс.

Оцениваются иллюстрации к повестям, выполненные учащимися. (Задание было дано заранее).

Повесть "Выстрел”.

  1. Кто ведет повествование в повести "Выстрел”?
  2. Что поражает в Сильвио? Что мы узнаем о нем от нашего рассказчика? Что сам Сильвио о себе говорит? Каким мы видим его накануне отъезда из местечка?
  3. Главное упражнение состояло в стрельбе из пистолета. Доказать, что искусство, коего он достиг, было неимоверно.
  4. Сильвио мешает наслаждаться славою приезд молодого человека богатой и знатной фамилии. Что узнаем о нем? В чем же они соперничают? (1 команда)
  5. Наконец-то дуэль. Доказать, что Сильвио жил одной мыслью - отомстить. (2 команда)
  6. Сам граф говорит: "Сильвио мне отомстил”. Но ведь граф остался жив. Что значит для Сильвио отомстить? (1 команда)
  7. Человек всю жизнь посвятил мщению? А может, нет? (2 команда)

Блиц-турнир по повести "Выстрел”

1 команда

  1. Первый эпиграф уже прозвучал. Он принадлежит Баратынскому. А кому принадлежит второй эпиграф?
  2. Назвать три слова, которые являются специальными, относятся к карточной игре.
  3. Сильвио говорит: "Вам было странно, что я не требовал удовлетворения от этого пьяного сумасброда”. Кого он имеет в виду?
  4. Что такое шандал?
  5. Что такое вакация?
  6. Сильвио говорит: "Мы хвастались пьянством: я перепил...” Кого?
  7. Кто воспел славного Бурцова?

2 команда

  1. Какие слова повторяет Сильвио, говоря о графе?
  2. Имя жены графа?
  3. Где был убит Сильвио?
  4. Этеристы... Кто они?
  5. Александр Ипсиланти... Кто это?
  6. Как звали человека Сильвио?
  7. Название какой ягоды упоминается в повести "Выстрел”?
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: внеклассное мероприятие по русской, декада русской литературы в школе, открытый ур, литературная игра, литературный вечер в школе, сценарий
Просмотров: 3010 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0