Действующие лица:
- Ведущие (1) и (2);
- Чтецы (1-9);
- Старик - старый цыган (шляпа, борода, трубка);
- Алеко - молодой цыган (яркая рубаха);
- Земфира - молодая цыганка (цыганский костюм);
- Татьяна (белое платье);
- Няня (юбка, кофта, шаль на голове, в руках - вязание);
- Алексей - молодой человек, воспитанный в университете (шляпа с пером, камзол, сапоги, ружье);
- Лиза - барышня (русский сарафан, платочек на голове, корзинка).
Оформление: Портрет Пушкина, на сцене стоит журнальный столик с подсвечником, цветы; в глубине сцены – скамейка; плакат с эпиграфом:
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем.
Музыкальное сопровождение:
- Е. Дога. Вальс.;
- Е.Дога. Березовая аллея;
- А. Петров. Цыганский танец;
- М. Глинка. Я помню чудное мгновенье;
- музыка Г. Свиридова к киноповести «Метель».
Цель вечера:
- соприкоснуться с солнечным творчеством А.С. Пушкина – символом нашей культуры;
- вызвать чувство национальной гордости за великого русского поэта 19 века.
(Звучит «Вальс» Е. Доги)
Ведущий (1): Русская поэзия родилась под счастливой
звездой Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). Идут века, а звезда
гения путеводно горит на небосклоне проникновенного слова. От колыбели
до последней дороги живет в каждом из нас свой Пушкин образом, строкой,
мыслью, страстностью и убежденностью. Сначала сказка захватывает дух и
полонит воображение, потом стихи врываются со стихией мороза, метели, с
однозвучным колокольчиком, внезапно и властно возникает «чудное
мгновенье» - и так неотступно и желанно для нас идет с нами великий
поэт, учит жить и понимать жизнь во всей ее неповторимости и
сложности.
Ведущий (2): Жизнь Пушкина была такой же
интересной, как и его поэзия. Необыкновенным было само происхождение
поэта. У этого русского человека и русского писателя – Александра
Сергеевича Пушкина – прадед был абиссинец, уроженец Африки, по имени
Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами.
Ибрагим маленьким мальчиком был украден у отца (а отец его был
предводителем одного абиссинского племени) попал в Турцию, а оттуда был
привезен в подарок царю Петру I. Он получил фамилию Ганнибал. Когда
мальчик вырос, стал военным инженером, а умер в чине генерала. Мать
Пушкина, Надежда Осиповна Ганнибал, была внучкой этого «арапа Петра
Великого».
Ведущий (1): Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г.
Он был сыном небогатого помещика Сергея Львовича Пушкина. Саша рано
научился читать и по-русски и по-французски. С бабушкой своей Марией
Алексеевной Ганнибал, будущий поэт провел детство в Москве в ее
поместье Захарове. Ей он обязан первыми впечатлениями от русских
сказок, у нее и у няни учился красоте и образности русской речи, от нее
он узнал русскую грамоту. Вероятнее всего, именно образ бабушки Марии
Алексеевны воплощен в стихотворении «Сон».
Чтец (1
…Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы
Ведущий (1): Подобным образом Александр Сергеевич
вспоминает и о своей няне Арине Родионовне. Слух Пушкина – мальчика
пленен был напевами няни. Какими? В стихотворении «Зимний вечер» поэт вспоминает эти напевы, обращаясь к ней же, к няне Арине Родионовне.
Чтец (2):
Наша ветхая лачужка
И – печальна и темна.
Что же ты, моя старушка
Приумолкла у окна
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка
Сердцу будет веселей
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Ведущий (2): В 1811 г. Пушкину исполнилось 12 лет.
Его отвезли в Петербург и отдали в Лицей – школа для детей знатных
фамилий. Она находилась в городе Царское село (около Петербурга) и
помещалась в пристройке царского дворца. Учение продолжалось 6 лет. За
это время мальчики Лицея очень сдружились между собой и крепко полюбили
сам Лицей. Пушкин говорил:
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина
Отечество нам Царское Село
Ведущий (1): Пушкин окончил Лицей в 1817
г. В это время он уже был настоящим поэтом. Он умел писать прекрасные,
звучные и живые стихи, умел настойчиво работать над своими
произведениями, добиваться все лучшего и лучшего выражения своих мыслей
и чувств.
Ведущий (2): Выйдя из Лицея, Пушкин жил в
Петербурге, числился на службе и предавался развлечениям столичной
жизни. В 1817 г. ему исполнилось 18 лет. Он был небольшого роста,
стройный, очень ловкий и сильный, необыкновенно живой и подвижный. Он
прекрасно плавал, фехтовал на шпагах, ездил верхом. Лицом он был
некрасив, но имел необыкновенные глаза, блестящие и выразительные.
Ведущий (1): В эти годы Пушкин немало работал над
своими стихами. Он написал первое свое крупное произведение – сказочную
поэму «Руслан и Людмила». Но молодой Пушкин в то же время писал и
стихи, в которых сильно и поэтично отразились впечатления его от
настоящей жизни. Он писал революционные стихи, он писал резкие,
насмешливые стихи про самого царя, про его приближенных, министров.
Благородная и пылкая молодежь не могла без возмущения видеть, как
русский народ, недавно победивший Наполеона и освободивший Европу, сам
на своей родине находится в позорном порабощении, в крепостной
зависимости от бар-помещиков.
Ведущий (2): Каким способом добиться свободы и счастливой жизни для русского народа, юный поэт не знал.
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный.
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Ведущий (1): За революционные стихи в 1820 г.
Пушкина отправляют в ссылку в Кишинев. Перед тем, как приехать в
Бессарабию, Пушкин с семьей своего друга, сына генерала Н.Н. Раевского
посетил Крым и Кавказ. Крым описан Пушкиным в поэме «Бахчисарайский
фонтан», поэме о грозном хане Гирее, его пленнице – кроткой польской
княжне Марии и смелой и решительной грузинке Зареме, которая из
ревности убивает Марию, а сама гибнет от руки Гирея.
Ведущий (2): О бессарабских степях Пушкин написал грустную поэму «Цыганы»,
где рассказывается о мрачной судьбе юноши Алеко, который бросил жизнь в
городе, в образованном обществе, поселился в цыганском таборе и думал
навсегда остаться с цыганами и там найти свое счастье…
Сцена из поэмы «Цыганы».
Ведущий (1): Из Кишинева Пушкин переезжает в Одессу,
большой, прекрасный город, где жило много образованных людей, где был
хороший театр, опера. Но вскоре у Пушкина произошел конфликт с
наместником края графом Воронцовым. Граф очень пренебрежительно
относился к Пушкину, но с поэтом нельзя было так обращаться – он был
человек крайне самолюбивый и вспыльчивый, и обидеть себя никому бы не
позволил. Поэт написал насмешливые эпиграммы на Воронцова:
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным, наконец.
Воронцов был в ярости, и над Пушкиным разразилась новая гроза.
Ведущий (2): Из южной ссылки, из Одессы, власти
вновь в 1824 г. отправляют Пушкина в ссылку в село Михайловское,
которое принадлежало его отцу. Сосредоточенность и строгое уединение
«вдали охлаждающего света», по слову самого Александра Сергеевича,
стали условиями, в которых завершилось становление национального гения.
Поэт вступает в пору расцвета, в пору зрелости. Пушкин «творит»
«Евгения Онегина».
Ведущий (1): Любовная лирика Пушкина всегда –
высокая лирика. Удивительной человеческой высотой, благородством
отличается и любовная лирика михайловского времени. Стихотворение «Я вас любил»
посвящено Анне Петровне Керн, которую Пушкин впервые встретил в
Петербурге в 1819 г., а затем, спустя несколько лет – в Тригорском.
Вторая встреча стала событием в жизни Пушкина. Он влюбился в Керн, был
любим ею.
Чтец (4):
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Ведущий (2): История этой любви, силою пушкинского
высокого поэтического дара, приобретает для нас не только частное и
конкретное, но и общее значение. Нам кажется, что поэт и от нашего
имени всякого любящего человека обращается к любимой.
(Звучит романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»)
Ведущий (2): Любовь, вечный предмет поэтических
песен, есть чувство сложное, обнимающее все стороны человеческой
природы и потому способное подниматься до духовной высоты и спускаться
до скотской грязи. В Пушкине это чувство имеет такую глубину,
серьезность и чистоту, как ни в каком другом поэте.
Ведущий (1): В России он первым возвысил женщину,
первый заговорил о любви без шутливой веселости, без фальшивой
восторженности, без грубой чувственности, заговорил как о существенном
деле человеческой жизни.
Свой идеал женщины он воплотил в Татьяне и заставил Онегина преклониться перед нею с уважением и раскаянием.
Чтец (5):
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз,
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!
Ведущий (2): Это была первая истинно русская
героиня, русская во всем – в привычках и склонностях, в самом своем
имени, в нежной любви к скромной деревенской природе, в наивной вере в
сны, приметы и гаданья. Татьяне присуща высокая культура чувств: ее
сердце открыто для сочувствия, для любви. Истинно любовные, близкие и
добрые отношения связывают ее с няней. Пушкин признавался, что в няне
Татьяны он изобразил свою Арину Родионовну. Это знаменательный факт.
Именно с Татьяной Пушкин связал образ той, кого по-сыновнему любил в
жизни, только с Татьяной он мог представить добрую свою няню.
Сцена из романа в стихах «Евгений Онегин».
Ведущий (1): 8 сентября 1826 года по распоряжению Николая 1 Пушкин из Михайловской ссылки был доставлен в Москву.
Чтец (6):
Ах, братцы! Как я был доволен
Когда церквей и колоколен
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Ведущий (1): Среди московских домов, которые часто
посещал Пушкин, был дом княгини Зинаиды Волконской – блестящей,
талантливой и прекрасной женщины. Певица, композитор, поэтесса, «царица
муз и красоты», как назвал ее Пушкин, княгиня Зинаида объединяла в
своем салоне весь цвет московской интеллигенции:
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком.
И вьется и пылает гений.
Ведущий (2): В 1827-1829 годах Пушкин постоянно
бывал в гостеприимной семье Ушаковых. Они жили в Москве на Пресне. В их
доме собиралась молодежь: приезжали музыканты, певцы, литераторы.
Александр Сергеевич был увлечен старшей дочерью – красавицей Екатериной
Николаевной, посвящает ей стихи. В семействе Ушаковых был настоящий
культ поэта.
Чтец (7):
В отдалении от вас
С вами буду неразлучен,
Томных уст и томных глаз
Буду памятью размучен;
Изнывая в тишине,
Не хочу я быть утешен, -
Вы ж вздохнете ль обо мне,
Если буду я повешен?
Ведущий (2): Легкий мадригал неожиданно завершился
печальной нотой; последняя строка, грустная и тревожная, кажется
возвращением к какому-то недавнему невеселому разговору…
Ведущий (1): Предметом увлечения Пушкина была и 20-летняя Александра Ивановна Осипова. Ей поэт посвятит стихотворение «Признание», которое кончается полусерьезным признанием, так характерным в его отношении к тригорским барышням.
Чтец (7):
Я вас люблю, - хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам.
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, - мне отрада;
Вы отвернетесь, - мне тоска;
За день мучения – награда
Мне ваша бледная рука.
Алина! Сжальтесь надо мною
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
Ведущий (2): На одном из балов зимой 1828-1829 года в
доме Кологривовых на Тверском бульваре Пушкин впервые встретил
16-летнию Наталью Гончарову.
«Он очарован своей Наташей, говорит о ней, как о божестве» - писала
мать поэта его сестре Павлищевой. Позднее Пушкин напишет жене: «Я
должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя
несчастлив».
Ведущий (1): Вывозить в свет Натали Гончарову начали
рано. Она была необычайно хороша собою: « Это очень молодая и очень
красивая особа, тонкая, стройная, высокая – лицо Мадонны, чрезвычайно
бледное, с кротким, застенчивым и меланхолическим выражением, - глаза
зеленовато-карие, светлые и прозрачные, взгляд не то чтобы косящий, но
неопределенный, - тонкие черты, красивые черные волосы» - этот портрет
составлен современницей Пушкина Долли Фикельмон.
Ведущий (2): Пушкинский идеал – это смиренная и
простая Татьяна, сумевшая стать безупречной светской дамой, сохранившей
все обаяние чистой души. Теперь сопоставим «Татьяны милый Идеал» с тем
образом Натали Гончаровой, который запечатлен в воспоминаниях
современницы, близко знавшей ее в юности: «главную прелесть Натали
составляло отсутствие всякого жеманства и естественность… Все в ней
самой и манера держать себя было проникнуто глубокой порядочностью».
Ведущий (1): Сам Александр Сергеевич оценил ее
«милый, простой, аристократический тон», почувствовал в Натали редкое
сочетание слияния провинциальной простоты и безупречности светской
дамы. Оттого-то так упорно (более 2-х лет) добивался он ее руки в
твердой уверенности, что если не она, то никакая другая не станет его
женой. Натали поэт посвятил стихотворение «Мадонна».
Чтец (8):
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
(Звучит «Вальс» Е. Доги)
Ведущий (2): В апреле 1830 г. Пушкин вновь сделал
предложение Н.Н. Гончаровой, которое на этот раз было принято. Начались
хлопоты по подготовке свадьбы. Для устройства дел Пушкин 1 сентября
выехал в принадлежавшее его отцу имение Болдино в Нижегородской
губернии. «Ах, мой милый, что за прелесть здешняя деревня, - писал поэт
своему другу и издателю П.А. Плетневу из Болдина. – Вообрази: степь да
степь; соседей ни души, езди верхом, сколько душе угодно, пиши дома
сколько вздумается – никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и
прозы, и стихов». Пребывание в Болдине вызвало могучий творческий подъем
поэта. Здесь он пишет «Повести Белкина», «Каменный гость», «Пир во
время чумы», две последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне»,
«Сказка о попе и работнике его Балде», ряд замечательных стихотворений.
Ведущий (1): Название пушкинской повести – «Барышня-крестьянка»
- вполне отражает ее смысл. Оно говорит, что барышня, то есть
девушка-дворянка, захотела сделаться крестьянкой. Очевидно, серьезные
причины побудили ее к этому шагу. Пушкинская повесть так и брызжет
весельем, шуткой, иронией, лукавством.
Сцена из повести «Барышня-крестьянка».
Ведущий (1): Пушкин прорвется в Москву 5 декабря, а
пока лошади несут его прочь от Болдина, и он не знает, вернется ли еще
когда-нибудь в бедную свою вотчину. Но воспоминания о вдохновенном
труде никогда не оставят его, будут манить, тревожить…
Ведущий (2): Он вернется 3 года спустя, изъездив
тысячи верст дорогами Пугачева, он напишет жене: «И сплю и вижу
приехать в Болдино и там запереться». Он приедет – и почувствует
радостно:
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем.
Ведущий (1): Три года спустя он будет здесь
трудиться над «Историей Пугачева», напишет «Медного всадника», «Пиковую
даму». «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о рыбаке
и рыбке» и прекрасное стихотворение «Осень».
Чтец (9):
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(Звучит музыка Г.В. Свиридова к киноповести «Метель»)
Ведущий (1): Но пока лошади бегут резво, и тяжелый
дорожный сундучок, набитый рукописями, тешит взор, и будущее манит
надеждами – Москва!..
Ведущий (2): Солнечное пушкинское творчество, это
прекраснейшее из самых прекрасных явлений искусства слова, - не только
источник величайших эстетических наслаждений. Это и целительный
источник бодрости, силы, здоровья душевного, веры в торжество
человеческого духа, в победу света и жизни над силами мрака.
Ведущий (1):
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
(Продолжает звучать музыка Г. В. Свиридова к киноповести «Метель») |