Содержание вечера
1. Вступительное слово ведущего.
2. Что такое эпистолярное искусство?
3. Письма бывают деловые, дружеские, любовные, семейно-бытовые.
4. XIX век – "золотой век" письма. Читаем письма – узнаём о сокровенном.
5. Как правильно написать письмо.
6. Заключение. Письмо – носитель и хранитель информации, чувств и
переживаний, оно духовно связывает людей, помогает стать добрее, мудрее,
милосерднее.
Цель: пробудить интерес к эпистолярному жанру, способствующему
формированию у подростков духовно-нравственных личностных качеств.
Задачи:
Воспитывать в учащихся духовно-нравственные личностные качества:
чувство милосердия, чуткость и внимательность по отношению к близким.
Научить грамотно писать письма.
Учить применять знания по литературе, русскому языку на практике.
Воспитывать интерес к гуманитарным предметам.
Возраст детей: 13-17 лет
Ход литературного вечера
Звучит "Лунная соната" Бетховена.
Слайд №1. "Пока письмо живёт…"
Ведущий:
Письмо живёт, пока есть человек,
Не просто человек, а личность
С её страстями, думами и сердцем,
С рождением письма познавшим гармоничность.
Пишите письма, когда хочется к родным.
Письмо поддержит и утешит старость.
Влюблённым помогает объясниться…
Пишите, доставляя близким радость…
- Сегодня мы поговорим о письме как жанре литературы, который относится
к эпистолярному искусству. Кто из вас знает, что означает слово
"эпистолярный"?
(Учащиеся высказывают свое мнение)
Слайд №2. "От греч. epistole – письмо. Эпистолярный жанр – литературное произведение в форме писем, посланий"
Ведущий:
-Эпистолярное искусство, т.е. умение писать письма, сегодня, к
сожалению, не очень популярно. Многие уже не умеют и не хотят их писать.
-Каким образом в XXI веке люди передают информацию?
(Новое поколение XXI века передаёт письма по электронной почте,
отправляет SMS-сообщения по телефону мобильной связи, а письма на бумаге
люди теперь пишут редко.)
Ведущий:
-Слово "письмо" есть в "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И.Даля :
Слайд №3. "Письмо. Грамотка, уведомленье, сообщенье на бумаге, лист
южн. зап. писанье, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к
другому" .
-Предлагаю вам выполнить задание: подберите самостоятельно синонимы к
слову "письмо". (Даётся время на выполнение задания, затем учащиеся
называют синонимы)
-По тематике письма бывают разные. Выделяют 4 основные разновидности писем:
Слайд №5. "Письма бывают любовные, деловые, дружеские, семейно-бытовые"
Письмо помогает людям раскрыться, стать ближе друг к другу, через
письмо можно утешить, развеселить, дать совет, поддержать человека,
которому оно адресовано, письмо даёт возможность людям узнать лучше друг
друга, общение через письмо помогает каждому пишущему быть самим собой.
Ведущий:
- В XXI веке жанр письма стал непопулярен. А вот XIX век можно назвать
не только "золотым веком" русской литературы, но и "золотым веком"
письма.
Слайд №6. "XIX век – "золотой век" письма"
Популярность эпистолярного жанра в XIX веке отражена в литературных
произведениях того времени. Жанр письма в литературе – особый
художественный приём, помогающий создать психологический портрет героя
произведения. Послушаем письма литературных героев, прочитают их
подготовившиеся ученики, и кратко проанализируем каждое послание: какие
это письма и как они характеризуют их авторов.
Вам нужно будет ответить на следующие вопросы:
Из какого произведения письмо?
Кто автор произведения?
Кто и кому адресовал своё письмо? Назовите имена героев.
По тематике к какому типу относится это письмо?
Что вы можете сказать о написавшем письмо герое, о его характере?
Учащиеся зачитывают письма:
1) "Письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину" из романа в стихах "Евгений Онегин" А.С.Пушкина;
2) "Письмо матери к Родиону Раскольникову" из романа "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского;
3) "Письмо Архипа Савельева к отцу Петра Гринёва" из повести "Капитанская дочка" А.С.Пушкина;
4) "Письмо няньки к Владимиру Андреевичу Дубровскому" из повести "Дубровский" А.С.Пушкина.
В произведениях XXI века мы также читаем письма литературных героев.
Послушайте ещё одно письмо.
(Зачитывается и обсуждается "Письмо Георгия Желткова к Вере Николаевне Шеиной" из повести "Гранатовый браслет" А.И.Куприна.)
Ведущий:
-Мы убедились, что письмо характеризует того, кто его пишет.
Ребята, кто из вас недавно написал письмо кому-либо. Любите ли вы получать письма? Почему?
В народе говорят: "Письмецо придёт и вестей принесёт". А ещё говорят:
"Что написано пером, не вырубить топором". Чему учит эта народная
пословица?
-А кто из вас знает, как правильно написать письмо?
Слайд №7. "Основные части письма"
-Грамотно написанное письмо состоит из следующих основных частей:
1)приветствие, обращение; 2)основная часть письма содержит информацию,
которую хочет изложить пишущий; 3)прощание, 4)дата написания и подпись.
Слайд №8. "Этикет письма"
-Следует помнить, что приветствие, обращение, прощание, дата и подпись –
обязательные элементы письма. Это обрамление послания называют
"этикетом" письма. Соблюдение "этикета" в письме – знак уважения к
адресату, средство передачи авторских эмоций.
Ведущий:
-Мы живём в XXI веке, когда человечество изобрело десятки способов
передачи информации, но письмо не исчезло и никогда не исчезнет, потому
что оно помогает людям понять друг друга.
Письмо – носитель и хранитель информации, чувств и переживаний, оно
духовно связывает людей, помогает стать добрее, мудрее, милосерднее.
Письма обычно хранят, потом не раз перечитывают, чтобы вновь испытать
пережитые чувства и эмоции, вернуться в прошлое, что-то переосмыслить,
что-то для себя открыть, сокровенное и важное.
Учитесь писать письма, радуйте ими своих родных и близких, друзей и любимых.
Письмо живёт и будет жить, "пока есть человек, не просто человек, а личность с её страстями, думами и сердцем".
(Звучит "Лунная соната" Бетховена)
Приложения
Приложение 1.
"Письмо няньки к Владимиру Андреевичу Дубровскому"
из повести "Дубровский" А.С.Пушкина.
Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, развалившись
по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камердинер, подал ему
письмо, коего надпись и печать тотчас поразили молодого человека. Он
поспешно его распечатал и прочел следующее:
"Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька, решилась
тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда
заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое - а в животе и смерти
бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей
вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал
Кирилу Петровичу Троекурову - потому что мы, дескать, ихние, а мы искони
Ваши, - и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге,
доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду.
Остаюсь твоя верная раба, нянька
Орина Егоровна Бузырева.
Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У
нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина
дня".
"Письмо Архипа Савельева к отцу Петра Гринёва" из повести "Капитанская дочка" А.С.Пушкина
Я сидел, погруженный в глубокую задумчивость, как вдруг Савельич
прервал мои размышления. "Вот, сударь, - сказал он, подавая мне
исписанный лист бумаги, - посмотри, доносчик ли я на своего барина и
стараюсь ли я помутить сына с отцом." Я взял из рук его бумагу: это был
ответ Савельича на полученное им письмо. Вот он от слова до слова:
"Государь Андрей Петрович,
отец наш милостивый!
Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на
меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских
приказаний; а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских
приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я
ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать
понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с
испугу слегла, и за ее здоровие бога буду молить. А Петр Андреич ранен
был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора
вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и
лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Петр Андреич,
слава богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать.
Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын.
А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о
четырех ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлете меня
свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.
Верный холоп ваш Архип Савельев".
Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.
Отвечать батюшке я был не в состоянии; а чтоб успокоить матушку, письмо Савельича мне показалось достаточным.
"Письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину" из романа в стихах "Евгений Онегин" А.С.Пушкина
Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
"Письмо Георгия Желткова к Вере Николаевне Шеиной" из повести "Гранатовый браслет" А.И.Куприна
…Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей
дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать
глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне
осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я
умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы
счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите,
паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете,
прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни
к вещам.
Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.
Ваш до смерти и после смерти покорный слуга
Г.С.Ж.
"Письмо матери к Родиону Раскольникову" из романа "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского
Милый мой Родя, … вот уже два месяца с лишком как я не
беседовала с тобой письменно, от чего сама страдала и даже иную ночь не
спала, думая. Но, наверно, ты не обвинишь меня в этом невольном моем
молчании. Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты
наше все, вся надежда, упование наше. Что было со мною, когда я узнала,
что ты уже несколько месяцев оставил университет, за неимением чем
содержать себя, и что уроки и прочие средства твои прекратились! Чем
могла я с моими ста двадцатью рублями в год пенсиона помочь тебе?
Пятнадцать рублей, которые я послала тебе четыре месяца назад, я
занимала, как ты и сам знаешь, в счет этого же пенсиона, у здешнего
нашего купца Афанасия Ивановича Вахрушина. Он добрый человек и был еще
приятелем твоего отца. Но, дав ему право на получение за меня пенсиона, я
должна была ждать, пока выплатится долг, а это только что теперь
исполнилось, так что я ничего не могла во все это время послать тебе. Но
теперь, слава богу, я, кажется, могу тебе еще выслать, да и вообще мы
можем теперь даже похвалиться фортуной, о чем и спешу сообщить тебе. И,
во-первых, угадываешь ли ты, милый Родя, что сестра твоя вот уже полтора
месяца как живет со мною, и мы уже больше не разлучимся и впредь. Слава
тебе господи, кончились ее истязания…"