Пятница, 22.11.2024, 22:22


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [63]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [144]

Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литературный вечер «Мы жили судьбами других…» (Бардовская песня)
17.06.2014, 19:57

ЦЕЛИ:

1) расширение знаний учащихся об авторской песне; ознакомление с ее истоками, с тематикой творчества наиболее известных бардов России;

2) развитие любви к жанру авторской песни;

3) воспитание чувства ответственности, товарищества и патриотизма.

ОФОРМЛЕНИЕ ВЕЧЕРА

1. Первая часть: полумрак, луч прожектора выхватывает стоящих на сцене людей.

2. Вторая часть: на сцене стоит стул с прислоненной к нему гитарой, на одной из кулис – фотографии, портреты поэтов-бардов, на другую кулису можно проецировать фотографии.

3. Третья часть: имитация костра.

Музыкальное оформление: аудио или грамзаписи бардовских песен (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, С. Никитина, С. Городницкого).

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

1) 9 друидов;

2) первый ведущий;

3) второй ведущий;

4) третий ведущий;

5) мальчик;

6) девочка;

7) 5 студентов-туристов;

8) чтецы.

ХОД ВЕЧЕРА

(На сцену один за другим выходят ребята, изображающие друидов. Они одеты в белые и голубые одежды, из украшений – браслеты, цепочки. Одежда ученика, изображающего верховного жреца, более «богатая»; в его руках скипетр, на голове – венок. Они разбиваются на 3 группы. Верховный жрец – впереди центральной группы)

Первый друид (из первой группы):

Мы – корпорация друидов. Мы объединили Галлию и Британские острова религиозно-национальной связью. Мы – тесно замкнутое общество. Члены нашего общества освобождены от всех общественных повинностей, от налогов и военной службы. Среди нас не только служители и проповедники священного вероучения, знатоки угодных богам священных обрядов, но также и законоведы, судьи и врачи. Мы представители всей духовной культуры народа и пользуемся величайшим почетом.

Второй друид (из третьей группы):

Стать членом общины совсем не просто. Те, кого приняли в братство, ведут тихую и уединенную жизнь и обучаются всем премудростям друидов. Обучение длится иногда очень долго. Мы постигаем жреческое искусство письма, врачевание, арифметику, астрономию, учение о стихийных божествах.

Третий друид (верховный жрец из центральной группы):

Я – верховный жрец. Символами моей власти являются скипетр и дубовый венок. Моя община делится на 3 разряда: это – эвбаги, это – барды, это – сенани (или дризиды). Дризиды выполняют функцию жрецов, они – хранители мудрости, а также руководят судебными разбирательствами и государственными делами. Эвбаги заведуют священными обрядами и выполняют весь церемониал заклинаний, прорицаний, толкования примет и другого волшебства.

И, наконец, барды. Они сопровождают войска во время походов, своими песнями поднимая их воинственный дух, поддерживают в сердцах народа воспоминания о славном прошлом, о древних народных преданиях.

Первый друид (из первой группы):

Однако с установлением христианской веры поэзия бардов начала меняться: национальные вероучения и новая вера смешались в их песнях. Среди величайших художественных произведений этой кельтско-христианской поэзии можно особо выделить саги о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола, связанные с мифом о святом Граале, легенды о Мерлине, о Тристане и Изольде.

В пылу последней битвы бриттов с англичанами еще раз мощно прозвучала песнь барда, и потрясающими звуками ее Груффуд аб Ир Инад Ках проводил в могилу последнего властителя валлийского Левелина, смерть которого во время битвы при Буельте положила конец национальной жизни его народа.

Второй друид (из третьей группы):

В 940 г. были записаны статусы и особые права союза бардов, а в 1078 г. он был реформирован и получил многочисленные привилегии.

Третий друид (верховный жрец из центральной группы):

Под владычеством кимров в Уэльсе, со времени завоевания страны Эдуардом I, барды подверглись жестким гонениям, но все же сумели сохранить свое политическое и общественное значение вплоть до эпохи королевы Елизаветы.

Первый друид (из первой группы):

В Ирландии барды распались по роду занятий на 3 главных разряда: фимдов, ораторов и герольдов в совете князей, певцов в битве и во время богослужения; брейтгемгеймов, которые в известных случаях творили суд; сенайшедов – историков и генеалогов знатных родов.

Второй друид (из третьей группы):

После завоевания Ирландии Генрихом II (1154–1189) прославленный союз бардов стал распадаться и был окончательно уничтожен битвой на реке Байне (1690 г.).

Третий друид (верховный жрец из центральной группы):

В Шотландии союз бардов принял такие же формы, что и в Ирландии. После 1748 г. сословие певцов навсегда прекратило свое существование.

(Ребята расходятся)

Первый ведущий :

Сословие певцов-бардов исчезло очень давно. Но видимо, не зря все лучшие традиции человечество передает из века в век – авторская песня не перестала существовать и в наше время, более того, получила огромное развитие.

В России начиная с 1960-х гг. авторская песня становится любимым и популярным жанром среди людей разного поколения. В то время бардовские песни пели потихоньку на кухнях, в компаниях единомышленников. Печатать в сборниках и исполнять открыто на сценах такие песни не могли, ведь они родились из стремления к правде, возникли как естественное продолжение откровенных неформальных разговоров между людьми.

Второй ведущий :

Властитель чувств уже нескольких поколений поэт-бард Булат Окуджава пишет в 1975 г. «Письмо к маме». Строки эти продиктованы обидой за репрессированных родителей и пониманием преступности сталинского режима.

Первый чтец (стихотворение «Письмо к маме»):

Ты сидишь на нарах посреди Москвы.

Голова кружится от слепой тоски.

На окне – намордник, воля – за стеной,

Ниточка порвалась меж тобой и мной.

За железной дверью топчется солдат:

Прости его мама, он не виноват,

Он себе на душу греха не берет —

Он не за себя ведь – он за весь народ.

Следователь юный машет кулаком.

Ему так привычно звать тебя врагом.

За свою работу рад он попотеть:

Или ему тоже в камере сидеть?

В голове убогой – трехэтажный мат:

Прости его, мама, он не виноват,

Он себе на душу греха не берет —

Он не за себя – он за весь народ.

<…>

Вождь укрылся в башне у Москвы-реки.

У него от страха паралич руки.

Он не доверяет больше никому,

Словно сам построил для себя тюрьму.

Все ему подвластно, да опять не рад:

Прости его, мама, он не виноват,

Он себе на душу греха не берет —

Он не за себя ведь – он за весь народ.

Третий ведущий :

Бардовская песня не только доносит до людей правду политическую. Когда в душах людей дефицит правды, искренности, открытости, авторская песня, как барометр, реагирует мгновенно. Человек нуждался и нуждается в очищении. От лжи, от двоедушия, которое, как радиация, въедается в кости и не выводится из организма. Об этом пел В. Высоцкий, и его песни – противоядие от лжи, барьер против лицемерия.

(Звучит запись песни В. Высоцкого «Я не люблю…»)

Первый ведущий :

Бард – не тот, кто просто сочиняет стихи и исполняет их под гитару. Бард – поэт в высоком средневековом смысле, он воспевает подвиг и любовь. Дух народа и душу народа: Поэтому, бардовская песня часто рассказывает о войне, о людях, находящихся в экстремальных ситуациях, на грани жизни и смерти, когда человек раскрывается и о нем можно судить, стоит ли брать его «в разведку».

Владимир Высоцкий, человек, которому воевать не довелось, написал немало песен о войне и каждый свой концерт начинал или заканчивал песней «Братская могила». Б. Окуджава ушел на фронт добровольцем, будучи совсем юным. И с того времени тема войны осталась главной в его творчестве.

Второй ведущий :

Есть в Киеве школа, где на стене класса висит портрет, вернее, обычная фотография из выпускного альбома. На ней – мальчишка, выпускник этой школы, погибший на войне в Афганистане. Под его фотографией – обжигающие слова, строки из песни В. Высоцкого: «Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя…» Авторская песня последних десятилетий тревожит наши души рассказами о Чеченской войне, о мальчишках-солдатах, которые «уходят в бой».

(Звучит песня О. Митяева «В осеннем парке»)

Третий ведущий :

Бардовская песня не только несла людям правду, поднимала глобальные проблемы, но и рассказывала о том, что находится рядом, об обыденном. Поэзия бардов разнообразна – это лирика, сатира, сказка, баллада. Песни серьезные, смешные, трагичные, песни-спектакли, песни-репортажи, пародии, стилизации, частушки. Бардовские песни нередко исполнялись от лица людей разных профессий, национальностей и т. д.

Предмет изображения всегда показан точно, верно схвачена суть проблемы, несмотря на то что авторы углублялись в чужие для них сферы.

(Звучат, сменяя друг друга куплеты из песен В. Высоцкого «Кругом пятьсот», Ю. Визбора «Маленький радист», С. Городницкого «Песня полярных летчиков»)

Первый ведущий :

Бардовская песня – о людях и для людей. Многие из поэтов – бардов были своими людьми в среде спортсменов, альпинистов, космонавтов.

Третий ведущий :

Газета «Менестрель», 1980 г.: «В среду 9 января у нас были гости. В этот день в Клуб приехал летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза А. Иванченков… Пришли и наши уважаемые „космические" авторы – Ю. Визбор, песня которого „Лыжи у печки стоят…" первой прозвучала в космосе, и С. Никитин, участвовавший в сеансах связи с экипажем орбитальной станции „Салют" во время 140-дневного пребывания А. Иванченкова и В. Коваленко на орбите».

(Звучит песня Ю. Визбора «Лыжи у печки стоят…»)

Первый ведущий :

Авторские песни часто остроумно-иронические, но ирония направлена на советскую обыденность, выражалось это все так называемым эзоповым языком. Песня В. Высоцкого «Марафон», например, высмеивает прочную традицию «выжимания» достижений, причем не только спортивных:

Второй чтец (стихотворение «Марафон»):

Друг гвинеец так и прет —

Все больше отставание, —

Ну, я надеюсь, что придет

Второе мне дыхание.

Третье я за ним ищу,

Четвертое дыхание, —

Ну, я на пятом сокращу

С гвинейцем расстоянье!

Второй ведущий :

Юрий Визбор написал песню «Рассказ технолога Петухова о своей встрече с делегатом форума», в которой он иронизировал по поводу того, что в той или иной сфере СССР «впереди планеты всей».

Из-за этой песни Ю. Визбор резко замедлил свой служебный рост в Гостелерадио СССР. Строфу, которая ходила по стране в чужом исполнении на магнитофонных пленках, усекли до последней строчки и безоговорочно приписали В. Высоцкому, так как В. Высоцкий легче вязался с разоблачительным пафосом.

(Звучит отрывок из песни):

Сижу я как-то, братцы, с африканцем,

А он, представьте, мне и говорит:

В России, дескать, холодно купаться,

Поэтому здесь неприглядный вид.

Зато, говорю, мы делаем ракеты

И перекрыли Енисей,

А также в области балета

Мы впереди, говорю, планеты всей,

Мы впереди планеты всей!

Второй ведущий :

Почему же власти были так взбешены? Ю. Визбор перечеркнул национальную гордость и идею страны «Мы делаем ракеты» всего четырьмя буквами «ЗАТО».

Третий ведущий :

Авторская песня высвечивает смешное в человеческих взаимоотношениях, подвергает осмеянию людские пороки: лень, зависть, пьянство, злость, невежество. Высмеивает иногда грубовато, резко, но всегда абсолютно точно. Виктор Берковский в «Песенке о собачке Тябе», например, изображает два мира, параллельных друг другу, – мир людей и мир собак. Интересно, что и положительные, и отрицательные персонажи есть в обоих мирах, но в собачьей жизни деление на черное и белое гораздо четче.

(Звучит «Песенка о собачке Тябе» Виктора Берковского)

Второй ведущий :

Конечно, поэтов-бардов объединяет между собой многое, они имеют немало общих черт: Б. Окуджава бывал на фронте, а В. Высоцкий рос в военное время, Ю. Визбора роднят с В. Высоцким общие темы – война, память, друзья, и общая любовь – горы… Бардовское братство скреплено некоторыми поэтическими пристрастиями: мужественный, сильный лирический герой, склонность к иронии и яростное стремление к свободе. Однако поэтические голоса бардов очень непохожи друг на друга.

Первый ведущий :

Песни Б. Окуджавы удивительно добрые, преисполненные любовью к людям, согревающие и вселяющие надежду на лучшее. Он не предъявляет ни к кому претензий, никого грозно ни обличает, поет о ценностях истинных, по-настоящему важных для человека.

Третий чтец :

Совесть, благородство и достоинство

вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век

Может, и не станешь победителем,

но зато умрешь как человек.

Третий ведущий :

Барды… Они разные. Б. Окуджава – мудрей и тонкий, А, Галич – трагичный и глубокий, В. Высоцкий – яростный, ироничный. Одинаково любима народом их поэзия, тем не менее по-разному воздействует на слушателя. Мы размышляем о судьбе, о роке, фатуме под окуджавскую «Ваше благородие Госпожа Удача», бродим по любимому В. Высоцким Каретному и ловим коней.

Первый ведущий :

1973 г. Смотр «Лефортово – 73». На сцену выходит Сергей Никитин и, не объявляя названия песни, поет. Зал слушал, затаив дыхание. Это было первое исполнение написанной С. Никитиным на слова Ю. Визбора баллады о Викторе Хаара – чилийском певце и гитаристе. Палачи хунты пытали его, потом расстреляли и мертвого повесили. Вместе с певцом повесили и его гитару…

Когда С. Никитин закончил, началась и долго не смолкала настоящая овация. Это был один из тех моментов, когда искусство обращается к самым высоким, самым главным чувствам человека.

Второй ведущий :

Поэзия бардов это еще и в какой-то степени поэзия туризма. Туристских, геологических песен разными авторами написано великое множество. Их объединяет общая тематика – дальние дороги, новые места и впечатления, расставания, разлуки и встречи. В них – разнообразие поэтических интонаций, чувств, широта взгляда на мир и, конечно, романтика.

(На сцене появляются мальчик и девочка)

Мальчик :

Совсем еще недавно авторская песня не была признана официальными властями. В наше время бардовские песни поют открыто и более того, ежегодно проводится фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина.

Девочка :

Валерий Грушин? Это тоже один из поэтов-бардов?

Мальчик :

Нет, это не совсем так. Чтобы понять, что за человек был В. Грушин и почему в честь него назвали фестиваль авторской песни, давай послушаем письмо-рассказ студентов Куйбышевского авиационного института имени академика С. Королева.

(Ребята уходят, на сцене появляются другие участники, изображающие студентов-туристов, они рассаживаются полукругом вокруг импровизированного костра и будто бы пишут письмо).

Первый студент :

«Дорогая редакция, пишет вам группа студентов Куйбышевского авиационного института. В Сибири, на реке Уде, погиб студент нашего института Валерий Грушин. Мы очень хотели бы, чтобы о жизни нашего друга, о его подвиге знали не только в нашем городе».

Второй студент :

«Случилось это в Иркутской области. Группа студентов-туристов долетела до поселка Нерха, откуда начинался их маршрут. Пеший переход и постройка плота для сплава по реке Уде заняли много времени, продукты были на исходе, и туристы спешили добраться поскорее до ближайшего населенного пункта. К вечеру доплыли до метеостанции Хадома. Ее начальник встретил ребят очень доброжелательно, пригласил переночевать у него в доме и дал продуктов на дорогу».

Третий студент :

«На следующее утро начальник станции решил отвезти на моторной лодке в Нерху гостивших у него двух сыновей – Колю и Леню – и племянницу Любу. Течение на реке было очень сильное, вода, налетая на камни, вставала огромным валом. Перегруженная лодка на большой скорости выскочила на этот вал, перевернулась. Люди стали тонуть».

Четвертый студент :

«На берегу находились только жена начальника и Валерка. Не раздумывая, Валерка сбросил с себя штормовку, свитер и прыгнул в воду. Течение все больше сносило людей на камни, где выбраться из воды не было никакой возможности. Он помог девушке доплыть до берега, а затем снова подплыл к лодке, возле которой оставался Леня. Но, видимо, у Валеры не хватило сил, вода была ледяной, а течение очень сильным. Так он погиб».

Первый студент :

«Пять лет мы учились вместе с ним, ходили на лекции, в кино, жили в одном общежитии, узнавали друг друга в туристических походах…

Кто из нас не хочет делать людям добро? Но как часто у нас это не получается, потому что мы слишком долго ищем подходящего случая, момента. Валерка такого момента не ждал. У него все выходило само собой. Валерка мог подарить самую дорогую для него вещь (дорогую – не в денежном смысле), если видел, что она нравится кому-то».

Второй студент :

«Валерка не был наивным романтиком, нам всегда казалось, что жизненный опыт его богаче и глубже нашего. До института он работал на заводе, многое мог и умел – метко стрелять, слесарить, водить автомашину, мотоцикл, знал толк в электроделе, не говоря о нашей специальности – радиоаппаратуре. Когда приходил срок курсовых работ, он брался за самые сложные, зато манившие новизной темы: У него были трезвая голова и горячее сердце».

Пятый студент :

«Валерка очень любил природу – леса, горы, тайгу. За все время, пока мы учились, он ни разу не провел каникулы в городе. Да что каникулы – редкий воскресный день он оставался дома. С весны его палатка уже стояла на том берегу Волги, и мы забирались к нему, и вместе готовились к экзаменам. Где он только ни побывал! Саяны, Алтай, Карпаты, Кольский полуостров, Урал. В большинстве походов он был руководителем группы, нашим капитаном, или, как мы называли его, „кэпом". В физическом отношении он ничем не выделялся среди нас, тонкий, даже хрупкий, но у него всегда был самый тяжелый рюкзак».

Третий студент :

«Мы никогда не ходили в походы без песен. Их мы поем при любых обстоятельствах, лишь бы была гитара. Валерка очень хорошо пел, и петь вместе с ним было всегда легче и интересней. Он мог передать душу песни, ее особенности и ее характер. В институте у нас все знали трио „Поющие бобры" – непременного участника вечеров. В него входил Валерка. И когда „Бобры" выходили на сцену, им приходилось петь до хрипоты».

Четвертый студент :

«Каждый турист стремится привезти из похода какой-нибудь сувенир – его сувениры всегда были самыми интересными. То тувинский нож, подаренный тувинцем из Кунгуртуна, то песня пастухов Алтая, то рог оленя, поднесенный ему скотником в горах Саян. Вот только из последнего похода Валерий не привез сувенира. Он из него не вернулся».

Пятый студент :

«Иногда говорят, что когда теряешь близкого человека, в сердце остается пустое место. Мы думаем, что это не совсем так. Дорогой человек всегда остается в твоем сердце, на месте, которое он занимал по праву друга или любимого. Сколько бы ни прошло времени, сколько бы у нас не появилось новых друзей, среди них мы первым всегда будем считать Валерия Грушина. Студенты Куйбышевского авиационного института им. академика С. П. Королева».

(Студенты расходятся, на сцене вновь появляются мальчик и девочка)

Мальчик :

В 1968 г. друзья Валерия Грушина собирались в центре Жигулевских гор, в Каменной Чаше, в том самом месте, куда любил приходить Валера, чтобы вспомнить песнями своего погибшего товарища. Собралось около 500 человек. Несмотря на проливной дождь (что сразу же стало неизменной приметой Грушинских фестивалей), песни не смолкали всю ночь, те самые песни, которые пелись раньше вместе с Валерой. Это встреча и стала потом называться Первый Грушинский фестиваль, положив начало традиции.

Девочка :

Лауреатами Грушинского фестиваля в разное время становились известные поэты-барды: Олег Митяев, Юрий Кукин, Вадим Егоров, Валерий Боков, Галина Хомчик, Николай Старченков и многие другие.

Мальчик :

Вот так, начиная свой путь из Средневековья, бардовская песня прочно вошла в новый век и заняла свое особое место среди других песенных жанров. Авторская песня – она для жизни. В ней есть то, что может поддержать в трудную минуту, – есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой.

(Звучит «Баллада о времени» В. Высоцкого)

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Олівець | Теги: декада русской литературы в школе, внеклассное мероприятие по русской, литературная игра, открытый ур, сценарий, литературный вечер в школе
Просмотров: 2336 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0