Мы собрались сегодня с вами, господа, чтобы провести литературный
турнир в честь славной даты — 200-летия со дня рождения Николая
Васильевича Гоголя! И в начале праздника необходимо предоставить слово
самому виновнику торжества: "Ещё с самых времён прошлых, с самых лет
почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою
нужной для блага государства… Тревожные мысли, что я не буду мочь, что
мне преградят дорогу, бросали меня в глубокое уныние… может быть, мне
доведётся погибнуть… не означив своего имени ни одним прекрасным делом…”
Если бы Н.В. Гоголь в самые трудные минуты своей жизни мог
представить себе, что через два столетия после своей смерти придёт к нам
на праздник и найдёт здесь любовь и взаимопонимание, он, наверное,
воскликнул бы, как когда-то в юности: "Великая, торжественная минута! У
ног моих шумит моё прошедшее: передо мной сквозь туман светлеет
неразгаданное будущее. Какое же ты, моё будущее… О, будь блистательно,
будь деятельно!”
И мы с вами постараемся сегодня быть если уж не блистательными, чтобы
соответствовать гоголевскому таланту, то хотя бы деятельными, чтобы
своими ответами и выступлениями показать, как мы читали произведения
писателя.
II. Представление команд
Настало время познакомиться с командами. Капитаны представляют свои
команды и объясняют выбор названия: «Живые души» — «Миргородцы».
III. Театральный конкурс
Учитель напоминает учащимся о той роли, которую сыграл театр в жизни
писателя, и о вкладе Н.В. Гоголя в русскую драматургию. В подготовке
любой театральной постановки принимают участие не только актёры и
режиссёр, но и художники, декораторы, бутафоры.
А. Группа художников из каждой команды представляет свою афишу и программку.
Б. Две команды показывают инсценировку фрагментов «Сорочинской ярмарки» и 1-го явления
I действия «Ревизора».
Жюри оценивает труд выступавших: афиша —
5 баллов, программка — 3 балла, игра актёров —
10 баллов.
IV. Конкурс «Историко-литературная разминка»
Кто раньше родился: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов или Н.В. Гоголь? Напишите даты рождения этих писателей.
Кто из писателей дольше прожил: Пушкин, Лермонтов или Гоголь? Укажите даты смерти этих писателей. Где они похоронены?
В каких учебных заведениях получали образование Пушкин, Лермонтов, Гоголь?
Когда происходят события в повести Гоголя «Тарас Бульба»? Где находилась Запорожская Сечь?
Какое отношение к гоголевскому «Ревизору» имел Пушкин?
В каком году была осуществлена первая постановка «Ревизора»? Где состоялась премьера?
Был ли М.Ю. Лермонтов к тому времени известным в России поэтом?
Кто так отозвался о «Ревизоре»: "Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!”?
V. Музыкальный конкурс
Звучат два музыкальных фрагмента, нужно отгадать, с именами каких гоголевских героев они связаны.
Русская народная песня «Не шей ты мне, матушка…» в исполнении
учащихся (эту мелодию насвистывает Иван Александрович Хлестаков, сидя в
своём гостиничном номере, перед приходом городничего).
Фонограмма арии Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник»
(этот музыкальный фрагмент тоже связан с именем Хлестакова: он выдаёт
себя за автора «Женитьбы Фигаро»).
VI. Конкурс «Кто здесь живёт?» (Внимание! Здесь встретятся и пушкинские персонажи.)
"Комнаты домика… были маленькие, низенькие… В каждой комнате была
огромная печь, занимавшая почти третью часть её. Комнаты эти были ужасно
теплы… Пол почти во всех комнатах был глиняный, но так чисто вымазанный
и содержащийся с такою опрятностию, с какою, верно, не содержится ни
один паркет в богатом доме… Но самое замечательное в доме — были поющие
двери… Как только наступало утро, пение дверей раздавалось по всему
дому”. (Уютные комнаты старосветских помещиков Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны Товстогубов.)
"Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она
освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою
бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на
гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — всё было
как в обыкновенной избе”. ("Дворец” Пугачёва в «Капитанской дочке» Пушкина.)
"Всё было чисто вымазано цветной глиною. На стенах — сабли,
нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для
пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в
светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, какие встречаются
ныне только в старинных церквах… На полках по углам стояли кувшины,
бутыли, фляжки зелёного и синего стекла, резные серебряные кубки,
позолоченные чарки всякой работы…” (Светлица в доме Тараса Бульбы.)
"…Вошёл в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу
стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом и в
рамке, около него красовались лубочные картинки, представлявшие взятие
Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота”. (Комната
в доме капитана Ивана Кузмича Миронова из «Капитанской дочки». Жили в
доме ещё и Василиса Егоровна, и Марья Ивановна, и крепостная девка
Палашка.)
VII. Конкурс капитанов
Капитаны каждой команды зачитывают свои сочинения-эссе на тему «Мой Гоголь».
VIII. Конкурс «Литературные портреты»
Нужно отгадать литературного героя по его описанию. (Внимание! В этой портретной галерее есть пушкинские персонажи.)
"(Они) не совсем были сходны между собою… (Один) худощав и
высокого роста. (Другой) немного ниже, но зато распространяется в
толщину. Голова у (одного) похожа на редьку хвостом вниз; голова
(другого) на редьку хвостом вверх… (Один) несколько боязливого
характера. У (другого), напротив того, шаровары в таких широких
складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с
амбарами и строениями”. (Иван Иванович и Иван Никифорович, «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».)
"Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока,
росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась
проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение
довольно приятное, но плутовское. Волоса его были острижены в кружок”. (Емельян Пугачёв, «Капитанская дочка».)
"…Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький;
несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех
людей, которых в канцеляриях называют пустейшими”. (Иван Александрович Хлестаков, «Ревизор».)
"…Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке.
Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное, румяное, выражало важность и
спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть
неизъяснимую…”. (Екатерина II, «Капитанская дочка».)
"…Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько
вольнодумен… Говорит баском, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом,
как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют”. (Судья Ляпкин-Тяпкин, «Ревизор».)
"Это были два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как
недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты
первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва. Они были очень
смущены… и стояли неподвижно, потупив глаза в землю”. (Сыновья Тараса Бульбы Остап и Андрий, «Тарас Бульба».)
IX. Конкурс «Мир литературных вещей»
Из каких произведений эти предметы? С именами каких героев они связаны? (Внимание! Здесь встретятся и пушкинские персонажи.)
Арбуз. (Из комедии «Ревизор». По мнению Хлестакова, арбуз — непременный атрибут петербургского бала.)
Маленькие лапти. (Повесть «Барышня-крестьянка». Были сделаны Трофимом-пастухом для своей барышни Елизаветы Григорьевны Муромской.)
Дама трефовая. (Связана с именем Анны Андреевны Сквозник-Дмухановской, жены городничего — III д., 3-е явл.)
Дыня. («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».)
Географическая карта. (Связана с именем Петра Андреевича
Гринёва. Она была выписана для него из Москвы и употреблена не по
назначению: Петруша сделал из неё змея, "приладив мочальный хвост к Мысу
Доброй Надежды”.)