Суббота, 23.11.2024, 03:38


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [63]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [144]

Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литературный турнир по произведениям Н.В. Гоголя
17.06.2012, 13:36

I. Вступительное слово учителя

Мы собрались сегодня с вами, господа, чтобы провести литературный турнир в честь славной даты — 200-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя! И в начале праздника необходимо предоставить слово самому виновнику торжества: "Ещё с самых времён прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужной для блага государства… Тревожные мысли, что я не буду мочь, что мне преградят дорогу, бросали меня в глубокое уныние… может быть, мне доведётся погибнуть… не означив своего имени ни одним прекрасным делом…”

Если бы Н.В. Гоголь в самые трудные минуты своей жизни мог представить себе, что через два столетия после своей смерти придёт к нам на праздник и найдёт здесь любовь и взаимопонимание, он, наверное, воскликнул бы, как когда-то в юности: "Великая, торжественная минута! У ног моих шумит моё прошедшее: передо мной сквозь туман светлеет неразгаданное будущее. Какое же ты, моё будущее… О, будь блистательно, будь деятельно!”

И мы с вами постараемся сегодня быть если уж не блистательными, чтобы соответствовать гоголевскому таланту, то хотя бы деятельными, чтобы своими ответами и выступлениями показать, как мы читали произведения писателя.

II. Представление команд

Настало время познакомиться с командами. Капитаны представляют свои команды и объясняют выбор названия: «Живые души» — «Миргородцы».

III. Театральный конкурс

Учитель напоминает учащимся о той роли, которую сыграл театр в жизни писателя, и о вкладе Н.В. Гоголя в русскую драматургию. В подготовке любой театральной постановки принимают участие не только актёры и режиссёр, но и художники, декораторы, бутафоры.

А. Группа художников из каждой команды представляет свою афишу и программку.

Б. Две команды показывают инсценировку фрагментов «Сорочинской ярмарки» и 1-го явления I действия «Ревизора».

Жюри оценивает труд выступавших: афиша — 5 баллов, программка — 3 балла, игра актёров — 10 баллов.

IV. Конкурс «Историко-литературная разминка»

  1. Кто раньше родился: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов или Н.В. Гоголь? Напишите даты рождения этих писателей.
  2. Кто из писателей дольше прожил: Пушкин, Лермонтов или Гоголь? Укажите даты смерти этих писателей. Где они похоронены?
  3. В каких учебных заведениях получали образование Пушкин, Лермонтов, Гоголь?
  4. Когда происходят события в повести Гоголя «Тарас Бульба»? Где находилась Запорожская Сечь?
  5. Какое отношение к гоголевскому «Ревизору» имел Пушкин?
  6. В каком году была осуществлена первая постановка «Ревизора»? Где состоялась премьера?
  7. Был ли М.Ю. Лермонтов к тому времени известным в России поэтом?
  8. Кто так отозвался о «Ревизоре»: "Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!”?

V. Музыкальный конкурс

Звучат два музыкальных фрагмента, нужно отгадать, с именами каких гоголевских героев они связаны.

  • Русская народная песня «Не шей ты мне, матушка…» в исполнении учащихся (эту мелодию насвистывает Иван Александрович Хлестаков, сидя в своём гостиничном номере, перед приходом городничего).
  • Фонограмма арии Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник» (этот музыкальный фрагмент тоже связан с именем Хлестакова: он выдаёт себя за автора «Женитьбы Фигаро»).

VI. Конкурс «Кто здесь живёт?» (Внимание! Здесь встретятся и пушкинские персонажи.)

  1. "Комнаты домика… были маленькие, низенькие… В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть её. Комнаты эти были ужасно теплы… Пол почти во всех комнатах был глиняный, но так чисто вымазанный и содержащийся с такою опрятностию, с какою, верно, не содержится ни один паркет в богатом доме… Но самое замечательное в доме — были поющие двери… Как только наступало утро, пение дверей раздавалось по всему дому”. (Уютные комнаты старосветских помещиков Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны Товстогубов.)
  2. "Я вошёл в избу, или во дворец, как называли её мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — всё было как в обыкновенной избе”. ("Дворец” Пугачёва в «Капитанской дочке» Пушкина.)
  3. "Всё было чисто вымазано цветной глиною. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стёклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах… На полках по углам стояли кувшины, бутыли, фляжки зелёного и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы…” (Светлица в доме Тараса Бульбы.)
  4. "…Вошёл в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке, около него красовались лубочные картинки, представлявшие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота”. (Комната в доме капитана Ивана Кузмича Миронова из «Капитанской дочки». Жили в доме ещё и Василиса Егоровна, и Марья Ивановна, и крепостная девка Палашка.)

VII. Конкурс капитанов

Капитаны каждой команды зачитывают свои сочинения-эссе на тему «Мой Гоголь».

VIII. Конкурс «Литературные портреты»

Нужно отгадать литературного героя по его описанию. (Внимание! В этой портретной галерее есть пушкинские персонажи.)

  1. "(Они) не совсем были сходны между собою… (Один) худощав и высокого роста. (Другой) немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у (одного) похожа на редьку хвостом вниз; голова (другого) на редьку хвостом вверх… (Один) несколько боязливого характера. У (другого), напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями”. (Иван Иванович и Иван Никифорович, «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».)
  2. "Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса его были острижены в кружок”. (Емельян Пугачёв, «Капитанская дочка».)
  3. "…Молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими”. (Иван Александрович Хлестаков, «Ревизор».)
  4. "…Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное, румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…”. (Екатерина II, «Капитанская дочка».)
  5. "…Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен… Говорит баском, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют”. (Судья Ляпкин-Тяпкин, «Ревизор».)
  6. "Это были два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва. Они были очень смущены… и стояли неподвижно, потупив глаза в землю”. (Сыновья Тараса Бульбы Остап и Андрий, «Тарас Бульба».)

IX. Конкурс «Мир литературных вещей»

Из каких произведений эти предметы? С именами каких героев они связаны? (Внимание! Здесь встретятся и пушкинские персонажи.)

  1. Арбуз. (Из комедии «Ревизор». По мнению Хлестакова, арбуз — непременный атрибут петербургского бала.)
  2. Маленькие лапти. (Повесть «Барышня-крестьянка». Были сделаны Трофимом-пастухом для своей барышни Елизаветы Григорьевны Муромской.)
  3. Дама трефовая. (Связана с именем Анны Андреевны Сквозник-Дмухановской, жены городничего — III д., 3-е явл.)
  4. Дыня. («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».)
  5. Географическая карта. (Связана с именем Петра Андреевича Гринёва. Она была выписана для него из Москвы и употреблена не по назначению: Петруша сделал из неё змея, "приладив мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды”.)
  6. Трубка. (Люлька Тараса Бульбы.)

X. Подведение итогов турнира

Награждение победителей и лучших актёров.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: декада русской литературы в школе, внеклассное мероприятие по русской, литературная игра, открытый ур, сценарий, литературный вечер в школе
Просмотров: 1774 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0