Путешествие проводится в форме поездки по сказочной
стране.
Задачи путешествия: вспомнить пословицы и поговорки;
посмотреть, как они применяются народом, какой смысл приобретают, о чём могут
рассказать, как могут охарактеризовать поступки, дела людей.
Интересные задания увлекают учащихся, приобщают к
диалогу, полилогу, то есть способствуют развитию коммуникативных отношений. Эта
игра способствует развитию познавательных интересов; памяти, мышления,
побуждает к действию. Во время игры учащиеся не только отвечают на вопросы, но
и рисуют, читают наизусть, ведут сопоставление, анализируют факты и явления,
сочиняют.
Для игры-путешествия учащиеся готовят рисунки, интересные
вопросы, выбирают гида.
Эту игру можно провести после изучения всех разделов
литературы, предназначенных программой.
Сегодня мы совершим с вами путешествие по стране, имя
которой Литература.
В пути у нас будут такие остановки:
1. «Пословицы и поговорки».
2. «Сказки и басни».
3. «Любимые герои».
4. «Страна Поэзия».
5. «Художественная галерея».
Все учащиеся усаживаются поудобнее в креслах автобуса
(представим, что мы в большом уютном салоне), за окном мелькают леса и
перелески, поля, луга, а вон там, за той рощицей берёзовой, показались крыши
изб. Посмотрите, какие они нарядные, все с узорчатыми наличниками, расписными
воротами, с высокими крылечками, с коньком на крыше. Это деревня Поговоркина. В
ней много улиц. Попробуем угадать, как называются улицы в деревне.
Первая остановка.
«Пословицы и поговорки».
На этой улице живут те, кто быстро починит утюг, стул,
замок, часы.
Что это за улица?
Дело мастера боится.
А здесь вам помогут и задачу решить, и на вопросы по
физике ответить, и правильно буквы в упражнении по русскому языку вставить.
Ум хорошо, а два – лучше
А это что за улица такая: ворота кривые, перила на
крылечке неровные, крыша скосилась, конёк голову вниз опустил. Народ окрестил
эту улицу
Поспешишь – людей насмешишь
Куда же нам дальше податься? У кого узнать? А вот и
ответ. Можно спросить на улице
Язык до Киева доведёт
На этой широкой с 2 переулками улице живут те, кто
выращивает хлеб. Имя этой улицы... кто догадался?
Хлеб – всему голова.
Хлеб–соль ешь, а правду режь.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Молодцы ребята, вы угадали и правильно назвали все улицы
в деревне.
б) А теперь
посмотрим вон на те интересные здания с красивыми вывесками. Попробуем по
вывеске узнать, чему они предназначены.
Хорошая книга – не в тягость, а в
радость. (библиотека)
Куда иголка, туда и нитка.
(ателье)
Куй железо, пока горячо.
(кузня)
Копейка рубль бережёт.
(банк)
Что написано пером, того не
вырубишь топором. (почта)
Дорога ложка к обеду.
(столовая, кафе)
в) Зайдём в
библиотеку, отдохнём в тишине. А чтобы вам не скучать – вот карандаш,
изобразите пословицу за 5 минут
Без труда не вынешь рыбку из
пруда.
Не имей 100 рублей, а имей 100
друзей.
Любишь кататься, люби и саночки
возить.
г) игра «Кто
быстрее» закончит пословицуё
За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.
Семь раз отмерь один отрежь.
Нашла коса на камень.
Договор дороже денег.
Без муки нет науки.
Терпение и труд всё перетрут.
Двое пашут семеро руками машут.
Ложка дёгтя бочку мёда портит.
Спасибо ребята, молодцы вы.
Поедем дальше.
Вторая остановка.
«Сказки и басни».
- Отдохнём на
лужайке в лесу.
Оборудование . 1. Иллюстрации к сказкам.
2. Предметы к сказкам и басням.
яблоко, гребень, зеркало, очки,
роза, куколка, блюдце, часы, кольцо, ноты, хлеб, сыр, виноград
а) Литературный
аукцион по сказкам и басням. (Учитель показывает предметы или рисунки, учащиеся
должны угадать, кому они принадлежат).
Очки – (И. Крылов «Мартышка и очки».
Мартышка
к старости
слаба
глазами стала)
Хлеб – (Конёк-горбунок, Иван – крестьянский сын)
Зеркало – («Снежная королева» Андерсен, «Сказка о мёртвой
царевне» А. Пушкин)
Роза – («Снежная королева», «Сказка о жабе и розе»)
Куколка – («Василиса Прекрасная»)
Часы, блюдце – («Аленький цветочек»)
Гребень – («Иван-царевич и серый волк»)
Кольцо – («Волшебное кольцо»)
Виноград – («Лисица и виноград» И. Крылов)
Сыр – («Лисица и ворона» И. Крылов)
Ноты – («Квартет» И. Крылов)
Третья остановка.
«Любимые герои»
О каком герое идёт
речь?
1. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя
жизни.
(Легенда
об Арионе)
2. Кто это?
Он
простёр к ним сень десницы,
Чтоб
смягчить их нрав упорный,
Чтоб
сменить их пыл безумный,
Мановением
десницы.
(Гитчи Манито «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло)
3. Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка
сделалась живее.
(Марья Ивановна и Владимир «Метель» А.С. Пушкин)
4. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила
впечатление, произведённое её на меня; она потупила большие голубые глаза; я
стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости...
(Дуня «Станционный смотритель» А.С. Пушкин)
5. Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох
я без тени, увял я без сна и покоя,
Прими
же пришельца меж листьев твоих изумрудных
(«Листок» М.Ю. Лермонтов)
6. Имя героя и красавицы?
...
Подошёл ближе, взял её за руку; красавица и очи потупила. Ещё никогда не была
она так чудно хороша. Восхищённый кузнец тихо поцеловал её...
(«Ночь пред Рождеством» Н.В. Гоголь. Вакула и Оксана)
7. К кому обращается поэт?
Труд
этот, ,
был страшно громаден
Не
по плечу одному.
(Н.А. Некрасов «Железная дорога»)
8. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых –
дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него.
(И.С. Тургенев «Муму»)
9. Голубка дряхлая моя... (А.С. Пушикин «Няня»)
10. Смолоду был грозен он (А.С. Пушкин «Сказка о золотом
петушке»)
11. Было ему радостно, что он англичан оконфузил, а
тульского мастера на точку вида поставил...
(Платов-генерал. «Левша» Лесков)
Четвёртая остановка.
«Страна поэзия»
а) А сейчас мы
постараемся почитать наизусть. Я буду начинать, а вы продолжите чтение наизусть.
Мой первый друг, мой друг бесценный
И я судьбу благословил,
Когда ... мой двор уединённый...
(«И.И.
Пущину» А.С. Пушкин)
Мороз и солнце: день чудесный!
Ещё...
(«Зимнее утро» А.С. Пушкин)
Сижу за решёткой ...
(«Узник» А.С. Пушкин)
Белеет парус одинокий...
(«Парус» М.Ю. Лермонтов)
Ночевала тучка золотая...
(«Утёс» М.Ю. Лермонтов)
На севере диком стоит одиноко...
(М.Ю. Лермонтов)
б) Чтение наизусть
стихотворений.
Пятая остановка.
Художественная галерея.
«Художники», приготовившие рисунки, показывают их
ребятам.
Ребята узнают и дают краткий пересказ произведения, к
которому подготовлен рисунок.
По окончании «Путешествия» наиболее активных ребят
наградить небольшими призами. |