Цель:
Раскрыть индивидуальность поэта для учащихся,
неповторимость и ценность его произведений для людей.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта;
- выявить основные мотивы лирики поэта.
Развивающие:
- развивать умение анализировать стихи, видеть
своеобразие стиля;
- овладеть приёмами выразительного чтения лирических
произведений, умения держаться перед аудиторией;
- развивать речь.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родине, к родной природе, внимание
к судьбе человека, патриотизм;
- развивать самостоятельность мышления.
Тип урока - объяснение нового материала
- урок лекции с элементами инсценировки, беседы.
Оборудование:
-портрет С. А.
Есенина;
-музыкальное
оформление: «Отговорила роща золотая…» в исполнении В. Трошина;
-на доске -
эпиграф к уроку:
Но и тогда,
Когда
во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»
С. Есенин
Задачи занятия:
- развивать практические умения работать с лирическим
текстом;
- развивать умения выбирать из текста значимое.
Методы: словесный, наглядный.
Литература:
Воронцов К.П. «Мой край задумчивый и нежный!» М., 1985г.
Пронушев Ю. «Чувство Родины. С. Есенин.» М., 1975г.
Эвентов И.С. «Сергей Есенин», М., 1978г.
Шахов В.В. «…И тебе я в песне отзовусь…», М., 1986г.
Этапы занятия.
1. Организационный момент:
Учащиеся помогают готовить выставку,
готовят стихи С. Есенина.
Оформление доски.
Учащиеся готовят инсценировку, песни.
Ход урока.
Звучит лирическая музыка.
Вступительное слово учителя.
Две даты: 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года.
Первая – дата рождения поэта, а вторая – дата его смерти.
И между ними – 30 прожитых поэтом лет.
Много это или мало? ( Выслушать мнение учащихся ).
В Закавказье, где часто бывал Есенин,
говорят: «30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 лет писать,
рассказывая людям все, что он увидел, узнал и понял».
Есенину было
отпущено в 3 раза меньше…
Но
есть еще одно старое изречение: « Жизнь цениться не за длину». И то, что
подарил нам поэт – это очень много, это целый мир, который живет, движется,
переливается всеми цветами радуги. Это песня души о великом и вечном- о РОССИИ.
И пусть сегодня эта песня зазвучит в ваших сердцах.
Объяснение нового материала.
Ученик (читает наизусть)
- Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты, в ризах
образа…
Не видать конца и
края –
Только синь сосет
глаза…
Учитель.
- Сергей Александрович Есенин родился в селе
Константиново Рязанской области, в семье потомственных хлеборобов.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой…..
Родина, Россия для Есенина была началом всех начал.Даже
имя ее он произносил с восхищением:
« Россия…Какое
хорошее слово…и «роса», и «сила», и «синее что- то»…»
О, Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку…
Есенин часто повторял: « Моя лирика жива
одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем
творчестве».
Ученик.
- Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая Родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь…
Учитель.
- В стихах поэта запечатлен прекрасный облик нашей Родины
и тогда, когда
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось…
У Есенина природа
всегда живая. Вот «черемуха в белой накидке», а вот «пригорюнились девушки-
ели» и «словно белою косынкой, подвязалася
сосна».
Русская природа радуется вместе с поэтом и
огорчается, плачет и смеется, вселяет надежду.
Стихи Есенина
напевны и мелодичны, думаю, что вам знакомы эти строки:
Отговорила роща золотая…..
Звучит музыкальное произведение «Отговорила роща
золотая…», которое сопровождается слайд – фильмом : природа нашего края.
Возможно также художественное чтение данного
стихотворения на фоне слайд – фильма под звуки лирической музыки.
Учитель.
- Многие стихи поэта такие задушевные, что кажется
писались они самой нежностью.
…Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай – под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь…
- Стихи, обращенные к матери! Как передать всю теплоту,
нежность, любовь, которую мы испытываем к этому родному человеку. Сложно
выразить словами все то, что живет в нашем сердце! Сложно… Но не для Есенина. У
него все просто и естественно.
Ученик.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне, …
3) Повторение.
Учитель.
- На Кавказе поэт пишет замечательный цикл лирических
стихов «Персидские мотивы»
Какая кристальная чистота в отношении поэта к «милой
Шагане».
Ученик.
Шагане ты моя, Шагане!...
…………………………….
Учитель.
- Любовь у Есенина не торжествующая, но всегда оставалась
надежда – волнующая, трепетная, то согревающая душу, то погружающая в волны
грусти. И делился поэт этой надеждой лишь с близким другом да с собакой.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Такую лапу не видал я с роду….
……………………………………
- Это стихотворение посвящено собаке В. И. Качалова. Сам
Качалов вспоминал, что, отыграв спектакль, возвращался домой. Когда он вошел в
комнату, то увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване,
вплотную прижавшись друг к другу, Есенин одной рукой обнимал Джима за шею, а в
другой
держал его лапу и приговаривал: «Что это за лапа, я с
роду не видал такой. » Джим радостно взвизгивал, высовывал голову из- под мышки
Есенина и лизал его лицо.
Чрез несколько
дней Есенин пришел в цилиндре и вручил стихи, посвященные Джиму.
Ученик читает стихотворение.
Учитель.
- А в России грянули перемены. ЛЕНИН, ОКТЯБРЬ, РЕВОЛЮЦИЯ.
Перемены были нужны, но не разорение русской земли. Но одно противоречит другому.
И противоречия эти мучают поэта.
Последний цикл
стихотворений написан в декабре 25 года. В нем поэт вспоминает свою жизнь
ПОЧЕМУ?
Наверное, уже
тогда он предчувствовал свой неизбежный уход в мир иной.
Ленинград.
Гостиница «Англитер». 27 декабря 1925 года.
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ… или ВЫШЕЛ?
Мы не знаем точно – покончил ли поэт с собой или это было
преднамеренное убийство. Теперь, наверное, уже и не узнаем. Да и какая теперь
разница? Главное, не стало замечательного поэта, удивительно яркой личности и
просто хорошего человека, который, не смотря ни на что, любил жизнь и любил
жить!
А тогда он
прощался. Прощался кровью на бумаге.
До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди.
……………………………………….
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
ИНСЦЕНИРОКА.
Ученик сидит за письменным столом, перед ним лист бумаги,
он читает:
- Я часто чувствую
его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю
братом, и все утешаю, утешаю его… А где утешишь? Нету его… Лишь душа светлая
витает над Россией…
Ученики выходят перед аудиторией.
О Есенине можно говорить много, но никто так не расскажет
полно и глубоко о своей жизни, чувствах, переживаниях, как это сделал он сам.
Вот – деревенский мальчишка, желтоволосый с голубыми
глазами.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой…
А вот кудрявый и веселый юноша, страдающий и верящий.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
А вот человек, потерявший опору под ногами, растерянно
взирающий на движении жизни.
До свиданья, друг мой, до свиданья… На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром
лугу. И летит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов,
возле рек и озер воспетая певцом Россия.
Разве умер Есенин? Он будет жить, пока мы будем читать и
пытаться понимать, любить его стихи.
Голубо- нежный
Русый лен…
Куда ни
глянешь-
Всюду Он…
Вот
подмаренник
Желт - прежелт
Клубится
вдоль плетней
И кольца
золотые вьет
С его былых
кудрей…
Вот ветер
Родины
Летит,
Травою
скошенной шурша.
То – неубитая парит
Его душа,
Его душа…
/ Татьяна Смертина/.
Учащаяся изображает русскую женщину, она сидит у окна,
качает колыбель, напевает песню.
Учащиеся по одному выходят перед аудиторией.
Вот мы в сосновой избе. Белоснежная русская печь. Из окна
видны заливные луга, без конца и края до самого леса, широкой лентой
раскинулась Ока. Синее небо чашей опрокинулось. Мерно ходят часы…
А если зима – едва уловим запах дымка, потрескивают
горящие поленья, в трубе завывает ветер, и вы несговариваясь, украдкой посмотрите в сторону входной двери.
Кажется – ее вот- вот распахнет настежь и войдет Сергей Есенин.
Заключение.
Учитель.
- Я не падаю перед Богом на колени, не провожу время в
постоянных молитвах, но я верю, что рано уходят лучшие, и отстрадав здесь, они
радуются где- то там. И пока мы помним их, понимаем и любим, они продолжают
жить. Я в это верю.
Позови меня, Есенин, позови
В ту страну, где алый цвет зари,
Где под небом голубым по весне
Скачешь ты на розовом коне.
/ Евгений
Маркин/.
Заключительный этап.
Учащимся предлагается написать сочинение – эссе: «Мой
Есенин…»
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Создание многопланового образа поэта с русской душой.
Кроме того, предполагается развитие у учащихся навыков анализа стихов, через
эмоциональное воздействие воспитывается внимание к человеческой судьбе, любовь
к природе, чуткость к людям, к миру прекрасного.
Уметь – анализировать поэтические тексты, выделять
своеобразие стиля, держаться перед аудиторией.
Знать – биографию поэта, темы его творчества, его известные произведения. |