Цель: Развивать творческие
способности учеников. С помощью заданий игрового характера повторить знание
биографии и творчества И. С. Тургенева, содержания романа "Отцы и дети”,
расширить представления учащихся о его героях.
Ведущий:
Иван Сергеевич Тургенев. Мы сегодня обратимся к личности
этого великого русского писателя и человека, попытаемся творчески осмыслить
некоторые страницы его произведений.
Чтец 1: "Удивительно приятное занятие лежать на
спине в лесу и глядеть вверх. Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море,
что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но,
словно корни огромных растений, спускаются отвесно, падают в те стеклянные
ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в
золотистую, почти черную зелень…
Оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный
листок на голубом клочке прозрачного неба”, – так пишет Тургенев в одном из
своих произведений.
Чтец 2: В его словах – необъяснимая тайна.
Удивительно легко, воздушно льется неповторимая мелодия тургеневской речи.
Звучит музыка:
Чайковский, Первый концерт для фортепьяно с оркестром, II часть.
Демонстрируются
портреты Тургенева: рисунки П. Виардо, А. А. Бакунина, Липгарта, А Бенуа,
портреты Лами, Никитина, Репина, Перова, фотография Панова и др.
Чтец 1: Хотя портретов Тургенева множество и среди
авторов – самые знаменитые русские художники: Репин, Перов, Харламов,
Похитонов, К. Маковский и др. – тем не менее, по единодушному признанию
современников, они не передают ни красоты и обаяния Тургенева, ни его
аристократизма.
Поэтому столь важны воспоминания, рассказы и
свидетельства людей, знавших Тургенева, его современников.
Чтец 2: "Великий, красивый и добрый… Таким он был
как человек и как автор; таковы же были его ум, сердце и наружность”, –
вспоминает Людвиг Пич.
Чтец 1: "Тургенев, как греческий огонь, который и
в воде нигде не гаснет, где ни пройдет – везде зажжет, он чудный, живой,
одухотворяющий человек. В его присутствии все способности духа согреваются
живым огнем… Как он рассказывает, чудо!” - восторженно восклицает в письме к
брату Алексей Бакунин.
Чтец 2: "В Тургеневе сказывался Барин из центральной
великорусской местности. Две трети жизни, проведённые за границей, совершенно
не обесцветили его…В целой тысяче иностранцев он всегда выделялся не одной
только огромной фигурой и живописной головой, а манерой держать себя, особенным
выражением лица, интонациями голоса. Такому голосу при подобной фигуре у
иностранцев трудно сложиться: он был бы непременно сильнее, гуще или жёстче,
вообще гораздо эффектнее”, – рассказывает писатель и журналист П. Боборыкин, с
которым Тургенев встречался в 60-80-е годы в России и за границей.
Чтец 1: А вот еще одно свидетельство. П.
Антокольский, скульптор: "Юпитер! – было первое моё впечатление. Его
величественная фигура, полная, красивая, его мягкое лицо, окаймлённое густыми
серебристыми волосами, его добрый взгляд имели что-то необыкновенное, он
напоминал мне льва, одним словом – Юпитер…”
Чтец 2: "Он чудесно рассказывал, сообщая самому
незначительному факту художественную ценность и своеобразную занимательность,
но его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную
наивность и способность всему удивляться. И он в самом деле был невероятно
наивен, этот гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих
людей своего века, прочитавший всё, что только в силах прочитать человек,
говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своём родном”, – пишет
французский писатель Ги де Мопассан.
Ведущий:
Сегодня у нас на уроке литературная игра, посвященная
творчеству этого удивительного писателя. В игре участвуют две команды.
У каждой команды есть свои болельщики, которые тоже
примут участие в соревнованиях.
Итак, мы начинаем.
Задание командам №
1.
Перед вами известный портрет И. С. Тургенева (автор
Репин). Составьте по нему словесный портрет, передающий особенности внешности,
личности, внутренней жизни писателя.
Ведущий: Пока работают команды, предлагаем
болельщикам литературную викторину:
Как называлось первое произведение Тургенева?
Назовите первый напечатанный Тургеневым очерк из серии
"Записки охотника”.
К какому рассказу Тургенев взял эпиграфом слова Тютчева:
"Край родной долготерпенья – // Край ты русского народа!” ?
В каком произведении Тургенев особенно ярко отобразил
черты своей матери-помещицы?
Кто из помещиков в одном из рассказов Тургенева, узнав,
что телега с поваром завалилась и что повару придавило живот, "испугался не на
шутку и тотчас велел спросить: целы ли у него руки? Получив же утвердительный
ответ, тотчас успокоился”?
Какой лесник пожалел бедного крестьянина, рубившего
барский лес, и отпустил его?
Чьей памяти посвятил Тургенев свой роман "Отцы и дети”?
Кто из персонажей произведений Тургенева "вступается за
крестьян”, но, "говоря с ними…морщится и нюхает одеколон”?
В каком произведении Тургенева один из персонажей дает
другому такую характеристику: "Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения
или благородного кипения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты
все-таки мякенький, либеральный барич…”?
У кого из героев Тургенева "на письменном столе…находится
серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”?
Назовите рассказ, в котором Тургенев так рисует
приближение ночи: "Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча;
казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась
темнота…Побледневшее небо стало опять синеть, – но то уже была синева ночи.
Звездочки замелькали, зашевелились на нем”.
О ком так пишет Тургенев:"…привезли в Москву, купили ему
сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и
определили его дворником”?
Выступления команд по
заданию № 1.
Ведущий: Мы вспомнили некоторые события из жизни
Тургенева, обратились к его произведениям. А теперь попросим команды выполнить
задания, связанные с содержанием романа "Отцы и дети”.
Задание командам №
2.
По описанию усадьбы определите, в чьём имении вы
оказались. Какие детали этого описания соотнесены с характерами персонажей?
а) "Усадьба … стояла на пологом открытом холме, в
недальнем расстоянии от жёлтой каменной церкви с зелёною крышей, белыми
колоннами и живописью al fresco над главным входом, представляющей "Воскресение
Христово” в "итальянском” вкусе…К дому с обеих сторон прилегали тёмные деревья
старинного сада, аллея стриженных ёлок вела к подъезду”.
б) "… на скате пологого холма открылась, наконец,
небольшая деревушка…Рядом с нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся
дворянский домик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в
шапках и бранились”.
в) "Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал
пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды
набралось очень мало, и колодцы оказались солоноватого вкуса. Одна только
беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и
обедали”.
Ведущий: Пока команды работают, предлагаем задание
болельщикам.
Время, встречи, окружение - всё это играет важную роль в
формировании личности человека. Тургенев был знаком и дружил со многими
деятелями отечественной и зарубежной культуры. Назовите имена и известные вам
произведения, созданные этими людьми.
Задание командам
№3.
Библиотека "Отцов и детей”: каждому герою выдайте ту
книгу, которую он читает в романе. По какому принципу вы будете отбирать книги
для каждого героя?
Николай Петрович - "Бюхнер "Stoff und Kraft”
Базаров - Пушкин "Цыгане”
Аркадий - труды Либиха
Кукшина - Пушкин "Евгений Онегин”
Арина Власьевна - статья Кислякова о женском труде
Василий Иванович - романы Жорж Санд Pelous et
Fremy "Notions generales de Chimie”
Ситников - Мишле. "De l amour” Сочинения Горация,
Дюкре-Дюминиль "Алексис, или Хижина в лесу”
Ведущий: Русское дворянское общество второй
половины XIX века отличало стремление к духовной жизни. Музыка, искусство,
литература – всё это составляло круг интересов людей, близких Тургеневу. В
литературных и музыкальных салонах обсуждали новые литературные произведения,
здесь читали стихи, здесь часто звучали любимые романсы.
Звучит романс
Алябьева на стихи А. Дельвига "Соловей”.
Подводятся итоги задания №3.
Ведущий: Задание
командам №4.
Напишите письмо от лица литературного героя. Представьте,
в какой момент Базаров мог бы написать письмо. О чём было бы это письмо? В
письме постарайтесь передать характер героя, особенности его чувства, его речь.
Ведущий: Мы
прослушали письма, пережили ещё раз чувства главного героя, переосмыслили самые
драматичные страницы романа и вновь убедились, что всё худшее и лучшее в своих
героях Тургенев показывает через их способность любить. Оскорблённое чувство
достоинства, соперничество в любви в XIX веке часто приводили к дуэли. Павел
Петрович Кирсанов и Базаров были хорошо осведомлены о правилах дуэли, хотя в их
время на дуэль вызывали не так часто.
Задание командам №5
Вспомните условия, на которых стреляются Базаров и Павел
Петрович. В чем эти условия были нарушены? Какую роль это играет в раскрытии
характеров главных героев?
Ведущий: Всех своих героев Тургенев испытывал
любовью. Страницы его произведений, рассказывающие о любви, конечно же, навеяны
тем, что пережил сам писатель.
Чтец 1: Осенью 1843 года Тургенев впервые услышал
пение Полины Виардо и был буквально околдован ее необыкновенным голосом и артистизмом.
С этой минуты вся жизнь Тургенева, его талант, богатство были положены к ногам
этой женщины.
Звучит романс "В
дороге” ("Утро туманное…”) на стихи
Тургенева, музыка Абазе.
Чтец 2: Любила ли она его? В изяществе, уме,
красоте молодого Тургенева было много привлекательного. Конечно, ей это
нравилось. Ещё нравилась – его любовь к ней. Но она не болела им. Он не имел
над нею власти. Она не мучилась по нём, не страдала, не пролила той крови
сердца, которую требует любовь.
Чтец 3:
К чему твержу я стих унылый?
Зачем, в полночной тишине,
Тот голос страстный, голос милый,
Летит и просится ко мне, –
Зачем? огонь немых страданий
В её душе зажёг не я…
В её груди, в тоске рыданий
Тот стон звучал не для меня.
Так для чего же так безумно
Душа бежит к её ногам,
Как волны моря мчатся шумно
К недостижимым берегам?
Чтец 1: На 40 лет жизнь Тургенева переплелась с
жизнью Виардо. Он влюблён. Она позволяет себя любить. Многие годы жизни он
проводит во Франции. Он назвал Куртавенель – имение Виардо – колыбелью своей
славы. Самые русские "Записки охотника” написаны во Франции. Пятая часть всех
произведений Тургенева написана там же, под крылом Виардо. Любовь рождала
вдохновение.
Звучит
стихотворение в прозе "Как хороши, как свежи были розы…”
Чтец 2: Отношения Тургенева и Виардо были
подтверждением житейского правила, определённого писателем :"Хочешь быть
счастливым? Выучись сперва страдать”. Страдания Тургенева были отражением
огромной силы чувства преданности, любви бескорыстной, безответной, но красивой
настолько, насколько может быть красива настоящая любовь.
Звучит
стихотворение в прозе "Когда меня не будет”.
Подводятся итоги задания №5.
Итоги конкурса.
Заключительное слово учителя: Завершая урок, хочу
пожелать вам дружбы с великим писателем, глубокого и непреходящего интереса к
его творчеству, к идеалам, которым поклонялся Тургенев.
Литература,
используемая при подготовке к уроку:
И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: // В 2 т. –
М., 1983.
Зайцев Б. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. К. Далекое. – М.,
1991.
Кучина Т. Г., Леденев А. В. Контрольные и проверочные
работы по литературе. 9–11 классы.– М., Издательский дом "Дрофа”, 1997.
Приложения.
Предлагаем варианты выполнения учащимися заданий №1 и №4.
Письмо Базарова
(вариант первой команды)
Бесценная Анна Сергеевна!
Когда Вы будете читать это письмо, меня уже не будет.
Судьба уготовила мне быстрый конец. Но я ни о чём не жалею, разве только о том,
что наша последняя встреча была более чем холодна! Я не мог, а, может быть, не
хотел излить перед Вами душу, раскрыть свои чувства. Что теперь, когда конец
мой близок, я хочу, чтоб Вы знали, что Вы – единственная женщина, которая
смогла вдохнуть в меня любовь, то чувство, которое я отрицал бескомпромиссно.
Именно с такой женщиной, как Вы, я хотел бы делиться
своими мыслями, взглядами. Именно Вас я хотел бы всегда видеть рядом с собой.
Но, увы, Вы не разделяете моих чувств. Это судьба наказала меня за мою
самоуверенность и отрицание всего и вся. Она послала мне испытание любовью. И я
рад, что пережил это чувство. Теперь-то я знаю, что любовь есть и что она
прекрасна. Она – счастье и трагедия, ибо обнажает в человеке всё то, что он
тщательно скрывал многие годы от других и от самого себя. Оставаясь наедине с
самим собой, я с негодованием осознавал романтика в самом себе.
Если бы кто-нибудь хотя бы только намекнул мне на
возможность того, что происходило во мне тогда, я бы разразился презрительном
хохотом и уличной бранью. Да, я был великий охотник до женщин и до женской
красоты, но любовь в смысле идеальном назвал бы белибердой , непростительной
дурью. Рыцарские чувства считал чем-то вроде уродства или болезни.
Да, это – болезнь. Но прекрасная и светлая. И я любил Вас
этой любовью. Даже тогда, когда говорил Вам, что перед Вами смертный, который
давно опомнился и надеется, что и другие забыли его глупости, я всё так же
любил Вас, глупо, безумно … как и прежде.
Прощайте! Живите долго! И не лишайте себя любви.
Евгений Базаров.
Письмо Базарова
(вариант второй команды)
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Как это странно…Я никак не хочу поверить, что пишу эти
строки. Я, который совсем недавно ругал и корил поэзию, не признавал искусств,
вдруг обнаруживаю в себе какого-то жалкого романтика.
Теперь все стало ясно, как никогда. Вы сказали мне
как-то, что в Вас нет охоты жить. Умоляю Вас, Анна Сергеевна, поверьте мне, как
человеку, любившему только Вас, что жизнь – это чудесный дар, своеобразная
форма, которую мы сами наполняем либо скукой и цинизмом, либо лицемерием и
завистью, либо…
Вы никогда не любили меня, я знаю, но влюбили в себя
легко, словно играя, просто из любопытства. Возможно, у Вас осталось даже некое
ощущение вины. Оставьте это, право.
Я благодарен Вам за ту новую, полную гамму чувств, что Вы
подарили мне. Все изменилось кругом – открылись глаза и увидели дивные краски в
природе, я впервые заметил то, о существовании чего даже не подозревал.
Отчаянно больно прощаться с этой новой, вдруг поразившей
меня своим многоцветием, жизнью, однако…Увы!
Я благодарю Вас. Я благословляю Вас. Я не жил без Вас…
Базаров
Вариант выполнения
задания№1.
Портрет Ивана Сергеевича Тургенева работы Репина 1874
года является одним из лучших изображений писателя. К этому времени Тургенев
прожил уже долгую жизнь. Он достиг истинной славы, приобрел огромный жизненный
опыт, пережил многие невзгоды, много лет носил в своей душе неразделённую
любовь. И всё это наложило свой отпечаток не только на его внешность, но и на
внутренний мир, что и отразил в портрете великий художник Илья Ефремович Репин.
Живописец сумел передать величие и человечность
гениального писателя. Репин достигает этого средствами глубокой психологической
характеристики, продуманной композиции и обобщенной живописно-пластической
лепкой лица и рук. Монументальность образу Тургенева придаёт слегка пониженный
горизонт, обобщённо, широкими мазками написан чёрный пиджак, подчёркивающий
чёткую плавность силуэта фигуры, светлые пятна рук и головы придают
уравновешенность и прочность композиции.
В самой величаво-простой позе Тургенева, в красивой
голове с белой пышной бородой и седыми волосами, в "огромной маститой” фигуре
чувствуется значительность его личности. Пенсне в правой руке подчёркивает аристократическую
утончённость и артистизм. Его мягкое, "библейское” лицо, окаймлённое
серебристыми волосами, величественная, сильная, широкая фигура, седая борода,
добрый ласкающий взгляд - все эти черты напоминают нам Бога Юпитера. Очень
выразительны и глаза писателя, в которых мы видим огромную тоску. Можно
предположить, что это тоска по Родине. Выражение глаз Тургенева усталое и
грустное. Наверное, мысли о Родине, о просторах Орловщины, о любимом Спасском
переполняют его душу.
Вариант выполнения
задания№ 2.
а) Усадьба Одинцовой. Идея размеренности и порядка,
организующая всю жизнь Анны Сергеевны, зримо проявляется и в "рукотворном”,
"упорядоченном” пейзаже – подстриженных елках и "по линейке” прочерченной
аллее.
б) Дом родителей Базарова. Простота и непритязательность
быта, следование естественному, природному распорядку жизни – своеобразная
антитеза "организованной гармонии”, которой подчинена жизнь Одинцовой.
в) Усадьба Николая Петровича. Пафосу активного
преобразовательства (Николай Петрович стремится не отставать от жизни и не
чуждается хозяйственных нововведений) противостоит поэтическая натура самого
преобразователя – и потому в облике его дома доминирует "лирика” ("бесполезные”
акации и сирени), а не "практическая хватка” помещика.
Вариант выполнения
задания№ 3.
Общий набор авторов у Базарова и Аркадия: труды
ученых-химиков Либиха, которого намеревается также почитать и Кукшина, и
Бюхнера( его книгу Базаров рекомендует дать Николаю Петровичу). Книгу
французских ученых Т. Пелуза и Э. Фреми Базаров советует почитать Одинцовой – в
качестве пособия для дилетантов. "Эмансипированная” Кукшина, кроме учёных
трудов по химии, читает "Московские ведомости”, где ей и попадается на глаза
"статья Кислякова о женском труде”, а Базарову и Аркадию она рекомендует книгу
французского историка Мишле – судя по контексту, "об основах эмансипации”. В
предпочтении романов Жорж Санд философским трактатам Эмерсона Кукшина уличает
Ситникова.
Николай Петрович, встречая Аркадия, вспоминает строчки из
романа Пушкина "Евгений Онегин”: "Как грустно мне твоё явленье,/Весна, весна,
пора любви”), на досуге он читает "Цыган” ,но с поэмой Пушкина ему скоро
приходится расстаться: Аркадий меняет её на брошюру Бюхнера.
Единственной книгой, которую в своей жизни прочла Арина
Васильевна Базарова, был сентиментальный роман "Алексис, или Хижина в лесу”,
отец же Базарова проявил интерес к Горацию.
Вариант выполнения
задания№ 5.
"Стандартные” правила дуэли нарушаются в "Отцах и детях”
с самого начала: между Павлом Петровичем и Базаровым не было никакой явной
ссоры, которая могла бы послужить официальным основанием для дуэли, - просто
Кирсанов ненавидел Базарова, а тот его презирал. Секунданты обеих сторон
заменены общим свидетелем – Петром, к тому же лицом недворянского звания. По
причине отсутствия секундантов о правилах дуэли Базаров и Павел Петрович
договаривались лично. Каждый дуэлянт имел право на два выстрела. По условиям
дуэли противники должны были драться на десяти или восьми шагах – точнее они не
договорились, сцена самой дуэли насквозь пародийна: Павел Петрович пытается
соблюсти все тонкости дуэльного этикета, Базаров снисходительно с ним
соглашается (например, в эпизоде выбора пистолетов: "Соблаговолите выбрать”. –
"Соблаговоляю”). Базаров отшучивается, а для Павла Петровича из мелочей складывается
тот миропорядок, который он пытается защитить от вторжения Базарова.
|