ЦЕЛИ: 1) расширение и углубление знаний о творчестве А. С. Пушкина; 2) развитие навыков сценической игры и художественного чтения, воспитание чувства красоты русского языка. СОДЕРЖАНИЕ 1. Сцена из повести «Метель». 2. Сцена из повести «Барышня-крестьянка». 3. Композиция о няне. 4. Сцены из романа «Евгений Онегин». ОФОРМЛЕНИЕ ВЕЧЕРА 1. Конкурс газет, посвященных А. С. Пушкину (дать задание по классам). 2. Яркое объявление, вывешенное за неделю до вечера. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: 1) 2 ведущих; 2) чтецы; 3) группа девочек, исполняющая танцы: вальс, менуэт; Участники вечера, играющие роли персонажей пушкинских произведений. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Прочитать «Повести Белкина». 2. Мальчикам
– назвать одно из качеств характера женщины, которое они считают самым
важным (в фойе школы на это время находится почтовый ящик). 3. Участие в выставке рисунков на тему «Мода времени А. С. Пушкина и наша мода». ХОД ВЕЧЕРА (Звучит музыка из «Пушкинских вальсов» Прокофьева. Выходят двое ведущих) Первый ведущий : Каков я прежде был, таков и ныне я: Беспечный, влюбчивый. Вы знаете, друзья, Могу ль на красоту взирать без умиленья, Без робкой нежности и тайного волненья.
Второй ведущий : В
пушкинскую поэзию любовь вошла почти с первым стихотворением. Многие
его произведения были навеяны любовными увлечениями поэта. Первый ведущий : Наверное, у нас не было поэта, так много, так полно, так разнообразно любившего. Любившего всегда, любившего постоянно. Второй ведущий : Свои
идеалы он находил в России. Женские образы – от крестьянки до графини –
объединяют женское начало: кокетство и игривость, верность и честь,
красота и ум. Первый ведущий : Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей; Она кругом себя взирает: Ей нет соперниц, нет подруг, Красавиц наших бледный круг В ее сиянье исчезает.
Второй ведущий : Сейчас будут показаны сцены из разных произведений А. С. Пушкина. Назовите их. Как зовут героинь, чем заканчивается повествование о них? (Ведущие уходят) (Звучит музыка. Вальс Г. Свиридова из «Метели». Девочки исполняют вальс) (На сцену выходит горничная, несет за ней шарф и подает ей стул. Марья Гавриловна садится, горничная накидывает на нее шарф.) Марья Гавриловна (раскрывает книгу): – Ах, эти французские романы! Какая любовь! Какие чувства! Горничная : – Вам письмо от вашего предмета любви. Марья Гавриловна : – Ах,
это Владимир пишет (читает): «Если мы друг без друга дышать не можем, а
воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли
нам будет обойтись без нее? Умоляю венчаться тайно, скрываться несколько времени, а потом броситься к ногам родителей». Горничная : Марья Гавриловна тайно обвенчалась, но не с Владимиром. Он вскоре уехал на войну с Наполеоном и погиб. Марья Гавриловна : Прошел год. Никто не узнал о моей тайне. Я богатая и милая невеста. Но никому не подаю и малейшей надежды. Горничная : В соседнюю деревню приехал в отпуск раненый гусарский полковник. Марья Гавриловна : – Это Бурмин; он очень милый молодой человек. И кажется, нрава тихого и скромного. Горничная : – Он часто бывает у нас. Он в вас влюблен? Марья Гавриловна : – Это загадка для меня. Я знаю, что ему нравлюсь, и я его отмечаю ото всех. Что же удерживает его от признания? (Тихо звучит вальс из «Метели». Горничная уходит. Марья Гавриловна одна слушает музыку) Бурмин : – Я давно ищу случая открыть свое сердце. Выслушайте меня и простите. Я вас люблю, я вас люблю страстно. (Марья Гавриловна низко наклонила голову) Я хочу открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду. Марья Гавриловна : – Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашей женою. Бурмин : – Я несчастное создание… я женат! И я не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь! Марья Гавриловна : – Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте, я расскажу после… но продолжайте, сделайте милость. Бурмин : – В
начале 1812 г. я спешил в полк, попал в ужасную метель и заблудился. Я
увидел вдали огонек – это была церковь. Двери были не заперты – я вошел.
В церкви на лавочке сидела девушка в полуобморочном состоянии, а другая
терла ей виски. Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете
начинать?». «Начинайте, начинайте, батюшка», – ответил я рассеянно. Девушку подняли. Непонятная, непростительная ветреность… я стал подле нее перед аналоем: священник торопился. Нас
обвенчали. «Поцелуйтесь», – сказали нам. Жена моя обратила ко мне
бледное свое лицо. «Ай, это не он, не он», – вскрикнула она и упала без
памяти. Я вышел из церкви, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!». Марья Гавриловна : – Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою? Бурмин : – Не знаю. В то время я так мало полагал важности в моей проказе. Марья Гавриловна : – Боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня? (Бурмин бросается к ее ногам) (Гаснет
свет. Звучит вальс из «Метели». В это время на сцену выносят столик,
зеркало, различные баночки, расчески. Начинается сцена из
«Барышни-крестьянки». Лиза у зеркала, Настя ее причесывает) Настя : – Позвольте мне сегодня пойти в гости в Тугилово. Лиза : – Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга навещают. Настя : – А нам какое дело до господ! К тому же я ваша, а не папенькина. Лиза : – Постарайся, Настя, увидеть Алексея Берестова, да расскажи потом хорошенько, каков он собою и что он за человек. (Настя уходит. Лиза садится за фортепиано, играет и напевает роман. Настя входит с букетом полевых цветов) Настя : – Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова, нагляделась довольно. Лиза : – Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой? Настя : – Барин прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно нехорошо: за девушками слишком любит гоняться. Лиза : – Как бы мне хотелось его увидеть! Настя : – Да
что ж тут мудреного? Наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте
смело в Тугилово. Ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает. Лиза : – Какая славная выдумка. Ах, Настя, милая Настя! А по-здешнему я говорить умею прекрасно. (Уходит) (Лиза в сарафане, с корзиною в руках) Лиза : – Ах, собака злая. Берестов : – Не бойся, милая, собака моя не кусается. Лиза : – Да нет, барин, боюсь. Берестов : – Я провожу тебя, если ты боишься. Лиза : – А кто те мешает? Вольному воля, а дорога мирская. Берестов : – Откуда ты? Лиза : – Из Прилугина. Я Акулина, дочь кузнеца-Василия, иду по грибы. А ты, барин? Тугиловский, что ли? Берестов : – Я камердинер молодого барина. Лиза : – А лжешь, не на дуру напал. И одет-то не так, и баишь иначе. (Берестов пытается обнять Лизу, но та уклоняется и принимает строгий и холодный вид) Лиза : – Если вы хотите, чтобы мы были вперед приятелями, то не извольте забываться. Берестов : – Кто тебя научил этой премудрости? Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей? Лиза : – А
что думаешь? Разве я на барском дворе никогда не бываю? Однако, болтая с
тобой, грибов не наберешь. Иди-ка, барин, в сторону, а я в другую.
Прощенья просим. (Расходятся) Лиза (читает письмо): «Милая
Акулина, я предлагаю тебе мою руку. Будь моей женой, я влюблен
страстно, и никакие преграды не могут мне помешать любить тебя. Мы будем
жить своими трудами. Лиза мне вовсе не нравится, я не чувствую себя
способным сделать ее счастливой». Берестов (входя): Все будет решено. Объяснюсь с Лизой, она поймет. (Лиза поднимает голову, вскрикивает и хочет убежать. Берестов удерживает ее) Берестов : – Акулина! Акулина! Лиза : – Оставьте же меня, сударь, с ума вы сошли? Берестов : – Это ты, Акулина, счастье мое. Вот и сладилось все. (Уходят) (Девочки танцуют менуэт) Ведущий спрашивает зал: 1) из каких произведений показаны сцены? 2) назовите действующих лиц этих отрывков? 3) чем заканчивается история в «Метели»? в «Барышне-крестьянке»? Первый ведущий : Среди женских образов у Пушкина явно преобладает один, многогранный, неизменный – это образ няни. (Звучит колыбельная «Спи, дитя мое, усни, сладкий сон тебе приснись» – поет девочка, подготовленная учителем музыки) Второй ведущий : Колыбельная песня… Она входит в нашу жизнь с рождения, и поют ее нам наши мамы и бабушки. Первый ведущий : Маленькому Пушкину пела колыбельную няня Аринушка. (На экран проецируется портрет А. Р. Яковлевой – няни Пушкина) Второй ведущий : Это была старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, страстно любящая своего питомца. Первый ведущий : В год рождения Александра его отец, Сергей Львович, дал Арине Яковлевой вольную, от которой она отказалась. Второй ведущий : Няня была кладезем русской народности, передавая будущему поэту волшебные сказания русской старины, чистоту русской речи. (Чтецы исполняют стихотворения «Зимний вечер», «Сон», «Няне») (Входят няня и мальчик с пером и чернильницей в руках. Он садится, няня диктует письмо. В ее руках – спицы, клубок) Няня : «Любезный
мой друг Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые
вы мне прислали. За ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у
меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду
вас и ваши милости ко мне. Приезжайте, мой ангел, к нам в Михайловское,
всех лошадей на дорогу выставлю. Прощайте, мой батюшка, Александр
Сергеевич. За ваше здоровье молебен отслужила, поживи, дружочек,
хорошенько. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь многолюбящей вас няней. Ваша Арина Родионовна. 6 марта 1827 г.». (В то время, когда няня и мальчик уходят со сцены, за сценой в микрофон читается стихотворение «Няне») (Звучит музыка из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Идут няня со свечой в руках, Татьяна) Татьяна : – Не спится, няня, здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне. Няня : – Что, Таня, что с тобой? Татьяна : – Мне скучно, Поговорим о старине. Няня : – О чем же Таня? Я, бывало, Хранила в памяти немало Старинных былей, небылиц Про духов злых и про девиц. А нынче все мне темно, Таня. Татьяна : – Расскажи мне, няня, Про ваши старые года: Была ты влюблена тогда? Няня : – И, полно, Таня! В эти лета Мы не слыхали про любовь, А то бы согнала со света Меня покойница-свекровь. Татьяна : – Да как же ты венчалась, няня? Няня : – Так, видно, бог велел. Мой Ваня Моложе был меня, мой свет. А было мне тринадцать лет… Я горько плакала от страха. Татьяна : – Ах, няня, няня, я тоскую, Мне тошно, милая моя: Я плакать, я рыдать готова! Няня : – Дитя мое, ты нездорова, Господь, помилуй и спаси! Чего ты хочешь, попроси… Дай окроплю святой водою, Ты вся горишь… Татьяна : – Я не больна. Я… знаешь, няня… влюблена. Няня : – Дитя мое, господь с тобой! (И няня девушку с мольбой Крестила дряхлою рукою) Таня : – Оставь меня: я влюблена. (Девочки
танцуют вальс из оперы «Евгений Онегин». Онегин входит, когда еще
продолжается вальс. Девочки остаются на сцене, образуя группы. Входит
Татьяна) (Музыка звучит постоянно) Онегин : – Ужель та самая Татьяна… Та девочка… иль это сон? Онегин (подходит): – Случайно вас когда-то встретя, В вас искру нежности заметя, Я ей поверить не посмел: Привычке милой не дал ходу; Свою постылую свободу Я потерять не захотел… Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан. Татьяна : – Онегин, я тогда моложе, Я лучше, кажется, была, И я любила вас; и что же? Что в сердце вашем я нашла? Какой ответ? Одну суровость… Онегин : – Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я. Татьяна : – Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад. Онегин : – Я сам себе Противится не в силах боле; Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе. Татьяна : – А счастье было так возможно, Так близко! Но судьба моя Уж решена. Неосторожно, Быть может, поступила я. Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить; Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна. (Уходят. Входят девушки, игравшие героинь, и современно одетые девушки) Первый ведущий : Изменилось время, изменилась мода. Второй ведущий : Но остаются вечными любовь, верность, честь, гордость. Первый ведущий : Остается Александр Сергеевич Пушкин, гений и слава русской земли. Второй ведущий : Накануне вечера мы провели опрос: какие качества характера, по мнению мужчин (мальчиков), важны в женщине. (Обыгрывается информация, полученная в результате подсчета) Первый ведущий (читает фрагмент стихотворения Заболоцкого): Что красота: Сосуд, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Второй ведущий : Спасибо всем, кто готовил вечер (называет авторов вечера). Рекомендации:
композиция может быть использована частями на уроках, а также может
быть проведена как конкурс между старшеклассниками или как неделя
русской литературы. |