Суббота, 23.11.2024, 04:27


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [63]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [144]

Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА "ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ"
02.06.2012, 19:22
Грин - один из немногих, кого следует иметь  в походной

аптечке против ожирения сердца и усталости…

он поэтичен, он мужествен.

 Д.Гранин

Настоящая  литературная игра ориентирована  на восьмиклассников. Для участия в ней формируются 3-4 команды.

Учитель заранее скажет детям о предстоящей игре и даст опережающее задание: перечитать повесть А. Грина «Алые паруса», подобрать эпизоды для инсценирования,   познакомиться с иллюстрациям  к повести, нарисовать собственные.

Названия команд и девизы придумываются заранее. Разумеется, они должны иметь непосредственное отношение к тематике игры. Можно предложить ребятам назвать свою команду «Алый парус», а  девиз «Алый парус гордо реет только для смелых» записать на импровизированном парусе. Ребята получают оригинальное домашнее  задание: «сделать чудо своими руками» ( сочинить и/или исполнить песню, изготовить поделки из природного материала и др).

Большая часть вопросов и заданий разработана на материале повести «Алые паруса», задание «Магические карты» предполагает знание биографии писателя.

Один из конкурсов потребует серьезной предварительной словарной работы( учитель порекомендует учащимся обратиться к словарям).

Чтобы выполнить конкурсные задания, ребятам придется продемонстрировать непосредственное знание текстуального материала, проявить творческую активность, находчивость, смелость.

В качестве названия игры использована усеченная цитата из слов главного героя повести ( в полном варианте она звучит так: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками»).

Участники игры должны уметь:

-работать в группах, представлять и обосновывать свою точку зрения;

-давать развернутый ответ на поставленный вопрос;

-рецензировать иллюстративный материал, создавать творческие работы в слове и красках;

-рецензировать эпизоды предложенного видеоматериала, оценивать работу сценариста, режиссера х/ф «Алые паруса»(реж. Птушко);

-сопоставлять произведения разных видов искусства;

-устанавливать логические связи между понятиями и явлениями.

Ведущий, поздоровавшись со зрителями, поприветствовав игроков и представив жюри, обращается к зрительному залу со словами из  стихотворения А.Кухтинова «Памяти Грина» (они звучат на фоне музыки А.Вивальди «Времена года»):

Небо было синее, как море.

Море было синее, как небо,

Потому что небо отражало.

        Чайки в море падали, как волны.

            Волны в небо били, словно чайки.

    Тихо солнце на воду садилось

        Опускалось медленно на волны.

         Старый день за кромку горизонта

Уплывал на алых парусах…

 «Алые паруса» - это сказка о воплощенной в жизнь мечте, о том, как сила воли, любовь к людям, трудолюбие, честность и смелость помогли героям превратить мечту в реальность. Сегодняшняя игра посвящена этому жизнеутверждающему  произведению. Пятибалльная система оценивания.

 «Давайте познакомимся» (представление команд)

 

2. Блиц-опрос (разминка)


 Ведущий. Раз, два, три, четыре, пять…

                        С умственной зарядки начинаем играть.

                        На вопросы мои отвечай без запинки:

                        К старту будешь готов, как боец к поединку.

  За 20 секунд участники команд должны ответить на максимально возможное количество вопросов, требующих краткости, лаконичности. Если команда затрудняется с ответом, нужно перейти к следующему вопросу, сказав слово «дальше». Отвечать следует незамедлительно, без подготовки. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла.

Блиц-опрос для первой команды

Как звали отца Артура Грея? (Лионель)

Сколько метров алого шелка купил А. Грей? (2000 метров)

На каком музыкальном инструменте играл Циммер? (на скрипке)

Как называлась деревня, где жила Ассоль? (Каперна)

Вестницей чего была тигровая кошка? (кораблекрушения)

К кому Ассоль обращается со словами: «Я иду, братцы, спешу, пустите меня»? (к деревьям)

Кто такой Польдишок? (погребщик в замке Греев)

Как назывался одеколон, выдуманный капитаном Гопом? («Роза-мимоза»)

От кого из жителей Каперы Грей узнал историю Ассоль?  (от Хина Меннерса)

Как звали мать Ассоль? (Мери)

3. «Магические карты» (литературное лото)

Ведущий. Эти карты не морские, но магические. Работая с ними, вам придется продемонстрировать все с вои знания и умения. Вы почувствуете уверенность в своих силах, могущество, когда разгадаете лото. На больших картах помещается задание в виде цитаты из текста, иллюстрации к повести и другое. На маленьких карточках помещены варианты ответов. Нужно найти соответствующую маленькую карточку, на которой, по вашему мнению, находится верный ответ, и накрыть ею большую

 

4. Театральная пауза (инсценирование подготовленного эпизода)

 На данном этапе состязаний команда №1 представляет подготовленную заранее инсценировку отдельного эпизода повести. Возможен иной вариант проведения конкурса. От каждой команды приглашаются по одному игроку для участия в коллективной инсценировке. Роли распределяются по жребию. «Актеры» знакомятся со своими репликами, и через некоторое время «сборная труппа» показывает представление. Жюри оценивает игру представителя каждой команды.

 

5. «Шум морской раковины»

 

Ведущий. Странная она была девчонка

                        Только к морю направляла взгляд,

                        Принимая каждую лодчонку

                        За пунцово парусный фрегат.

                        Платьишко-заплата на заплате.

                        Но упрямо сжат был дерзкий рот.

                        Капитан приедет на фрегате

                        И меня с собою увезет.

                                               Сергей Наровчатов

Ведущий. Возьмите в руки морскую раковину и прислушайтесь. Что вы слышите? Помните, собирателю фольклора старому Эглю имя Ассоль напомнило шум морской раковины.

Данный конкурс будет посвящен главной героине повести, а именно: какою увидели Ассоль художники-иллюстраторы?

На доске помещены цветные квадраты, под которыми спрятаны вопросы разной степени сложности. Рядом указано максимальное количество баллов, которое вы сможете получить, если ответите верно. Выбрать можно только один вопрос!

На доске закреплены портреты главной героини повести и других персонажей, выполненные разными художниками, каждому конкурсному заданию соответствуют определенные иллюстрации.

 

 

Цвет квадрата

Количество баллов

Вопрос конкурса

Используемые иллюстрации

Синий

5

Сопоставьте иллюстрации и ответьте на вопрос: «Кому из художников удалось передать характер героини наиболее полно?»

С.Бродский, Анд.Харшак, Ю.М.Масютин, В.А.Тарасов

Малиновый

5

Кто из художников, на ваш взгляд, сцену встречи Ассоль и Грея проиллюстрировал удачнее и почему? Обоснуйте своё мнение.

В.И.Галатенко, С.Бродский, А.Дудин, В.И.Агеев

Красный

4

Почему художник Анд.Харшак остановил своё внимание на этом эпизоде? Какие чувства Лонгрена ему удалось передать?

Анд.Харшак

Оранжевый

 

4

Кому из художников удалось передать «что-то особенное» в облике Ассоль, замеченное старым Эглем?

С.Бродский, М.Дорохов, Ю.М.Масютин

Зеленый

3

Какому эпизоду повести близок рисунок художника? Что общего в изображении героев на рисунке и в тексте повести?

Анд.Харшак

Фиолетовый

1

Дайте название иллюстрации, подобрав строчки из текста повести «Алые паруса».

А.Дудин

 

 

6. «Рулевое колесо»

Ведущий.      Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь,

                                               слезы с них сотри.

                        Верь моим словам. Чаще по утрам

                                               на море смотри.

                        Верь волне морей. Верь судьбе своей.

                                               Час наступит твой.

                        Ты увидишь блеск алых парусов - это за тобой.

                                                           (Н.Матвеева «Предсказание Эгля»)

Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться по-прежнему доброй, любящей мир девочкой? Рядом с ней всегда был заботливый и любящий отец, большой, сильный, добрый человек. Он учил её «уметь любить», рассказывал ей «своеобразные фантастические лекции о жизни и людях». В этих историях, сочиненных для дочери, фантастическое и реальное чудесно переплетаются, создавая удивительные образы. Попробуйте и вы сочинить морскую историю для маленькой Ассоль, где героями бы были рулевое колесо, мачта паруса или другие корабельные снасти.

 

 7. Театральная пауза (инсценирование эпизода )

 8. «Артур Грэй» (конкурс видеовопросов)

  Ведущий.      Брызги волн ей замочили юбку

                        Холоден был утренний туман.

                        Но уже неслась навстречу шлюпка.

                        И стоял на шлюпке капитан.

                        У Ассоль спросил он только имя.

                        И тогда-то, ослепив глаза,

                        Сказка окаянная над всеми

                        Алые взметнула паруса.

                                               Сергей Наровчатов

Герои А.Грина понравились художникам, и те создали изумительные иллюстрации к произведению; воодушевили режиссера А.Птушко на создание фильма по мотивам чудесной феерии. На доске помещены цветные карточки, под нами спрятаны вопросы к видеофрагментам. Рядом стоящая цифра указывает на количество баллов, которое вы можете получить, если ответите верно. Выбрать можно только один вопрос.

 


  Цвет карточки

Количество баллов

Конкурсный вопрос

Видеофрагмент

Красный

5

Сравните литературный текст и его экранизацию. Почему сценарист отступил от первоисточника и включил вымышленный эпизод в фильм?

«Артур на чердаке»

Оранжевый

3

Что произвело на вас особенно сильное впечатление? Что нового привнес в кино экранизацию сценарист?

«Бэтси уронила картину»

Зеленый

 

5

Сравните художественный текст и его экранизацию. Чем сценарист обогатил трактовку произведения? Как в этом эпизоде раскрывается характер Артура Грэя?

«Подарок капитана Гопа»

Синий

6

С какой целью сценарист ввел эту сцену в фильм? Какая роль отведена собаке, почему она невыносимо громко лает?

«Семейный портрет Грэев»

 

 9. «Беседа души с жизнью»

 Ведущий. Давайте мысленно перенесемся в замок Грэев и пройдем в библиотеку…

                                   Конкурс художников (групповое задание)

На отдельном стенде помещены репродукции картин И.Айвазовского: «Черное море», «Чесменский бой», «Одесса ночью», «Корабли у берега», «Ялта», «Девятый вал», «Буря», «Берег Крыма в лунную ночь», «Морской берег. Прощание», «Бурное море»,  «Волна» и другие.   В конкурсе участвуют либо команды в полном составе, либо по несколько представителей от каждой стороны. Ведущий читает фрагмент из повести А.Грина :

«Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, соазу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета. Корабль шел прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакборта и выше бугшприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склонясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи». Задача игроков – рассмотреть  репродукции картин мариниста Айвазовского и выбрать одну, которая напоминает картину, висевшую в библиотеке Грэев. Другая часть команды получает иное задание – воссоздать в красках картину по ее описанию.

 

        10. «Он  родился капитаном» (деформированный текст)

 Ведущий. Александр Грин писал о своем герое: «Он родился капитаном, хотел быть им и стал».  А каким, по мнению Грэя, должен быть капитан? Восстановите текст повести, вставив пропущенные слова, и вы сможете ответить на этот вопрос.

«Никакая профессия, кроме этой, не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья. Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, (чудесная) неизвестность, (мелькающая) любовь, цветущая свиданиями и разлукой; (увлекательное) кипение встреч, лиц, событий; (безмерное) разнообразие жизни, между тем как высоко в небе то Южный крест, то Медведица, и все материки - в зорких глазах, хотя твоя каюта полна непокидающей родины с её книгами, картинами, письмами и сухими цветами, обвитыми шелковистым локоном в замшевой ладанке на (твердой) груди». 

Напомню, что сегодняшняя игра называется «Чудеса своими руками», а это значит, что вы можете творить чудеса сами. «Как? Каким образом?»,- изумленно спросите вы. Все очень просто: проявите себя. Можно подробно пересказать эпизод повести, спеть песню, рассказать наизусть стихотворение, подарить изготовленные своими руками поделки и другое. Так можно принести команде дополнительные баллы. (Можно предложить ребятам спеть куплет из песни «Алые паруса» взамен одного пропущенного слова и другое.) 

  11. «Капитаны»

 Ведущий. Море не терпит суеты, оно любит сильных духом людей. А капитан вдвойне должен быть сильным, умным, смелым и мудрым человеком. Предлагаю капитанам команд испытать себя, доказать, что они достойны этого высокого звания. На доске записаны так называемые «морские» слова. Отберите среди  них те, которые знаете, дайте им определение.

 Бакборт - левая сторона судна

 Рея - металлический или деревянный поперечный брус, прикрепленный к мачте судна. Предназначен для крепления прямых парусов и поднятия сигналов.

Галс- курс судна относительно ветра

Кнехты - чугунные, стальные или деревянные тумбы, служащие для закрепления канктов.

 Брашпиль- лебедка для выбирания якоря.

Шкот- снасть для управления парусами

Боцман - ответственный за судовые работы и чистоту на корабле

Аврал - общая работа, в которой принимает участие вся команда судна

Кок – корабельный повар

«Банка» - скамейка в лодке

Камбуз – кухня на корабле

Юнга – подросток, готовящийся стать матросом

Подведение итогов, выступление жюри.

Звучит заключительное слово ведущего:

 Эгль пообещал, а благородный Артур Грэй  исполнил это обещание, совершив чудо преображения мечты в  действительность. Мы желаем вам, ребята, найти свой счастливый мир или создать его своим трудом и воображением. «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». А что есть чудеса? «Улыбка, веселье, прощение, и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем".
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: декада русской литературы в школе, внеклассное мероприятие по русской, литературная игра, открытый ур, сценарий, литературный вечер в школе
Просмотров: 3676 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0