Понедельник, 29.04.2024, 12:00


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [63]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [144]

Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литературная игра по сказкам А.С.Пушкина
23.12.2013, 13:40

Описание игры: игра проходит как викторина; 4 команды, ребята придумывают название, связанное со сказками Пушкина.

- Несколько уроков подряд мы знакомились со сказочным творчеством А. С. Пушкина. Сегодня пришла пора подвести итоги. Давайте еще раз окунемся в удивительный мир сказок, прислушаемся к его народной речи, увлечемся сюжетами его сказок, порадуемся победе добра над злом.

- Сегодня мы будем играть.

 

Правила игры

1. Не шуметь, вести себя достойно.

2. Каждая команда выполняет одинаковые задания за определенное время, затем сдает его жюри. Жюри оценивает и выставляет баллы.

3.  В конце игры каждым индивидуально выполняется тест.

4. За плохое поведение команда теряет баллы.

 

Первое задание: придумайте название, связанное со сказками А. С. Пушкина, достойно представьте свою команду. Учитывается оригинальность, яркость, слаженность.

 

Второе задание: Разминка. Каждой команде задаются по очереди вопросы, ответ принимается по поднятой руке. Если команда не смогла ответить, отвечает та, которая первой подняла руку.

1. Сколько сказочных героев присутствует в прологе к поэме «Руслан и Людмила» (36)

2. Как оживают героини в сказках Пушкина и Жуковского?

3. В какой сказке, Пушкина(14) или Жуковского (18), больше героев?

4. Сколько раз обращался Елисей к силам природы? Вспомните по памяти эти обращения. К какому фольклорному жанру можем их отнести?

5. В каких сказках Пушкина упоминается море?

(«Сказка о рыбаке и рыбке»,

Я сегодня поймал было рыбку,

Не простую рыбку, золотую,

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась

«Сказка о царе Салтане»

В синем море звезды блещут,

В синем море волны плещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет

«Сказка о попе и работнике его Балде».

Вот из моря вылез старый бес:

-Ты зачем к нам, Балда, полез?

«Сказка о золотом петушке»

Ждут, бывало, с юга – глядь –

Ан с востока лезет рать

Справят здесь. Лихие гости

Лезут с моря.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Ветер, ветер, ты могуч

Ты волнуешь сине море

6. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», – так заканчивается …(«Сказка  о золотом петушке»)

7. Как заканчивается  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», какими словами?

8. В какой сказке «белка песенки поет»? (О царе Салтане)

 

Задание 3. Из каких произведений эти строки?

1. В синем море звезды блещут,

В синем море волны плещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица. («Сказка о царе Салтане»)

 

2. Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить…(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

 

3.Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперек слова молвить.

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря…(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

4. - Царь, - ответствует мудрец,-

Разочтемся наконец.

Помнишь, за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу,

Шамаханскую царицу…(«Сказка о золотом петушке»)

 

5. Теперь моя череда,

Условия сам назначу,

Задам тебе, вражонок, задачу.

Посмотрим, какова у тебя сила.

Видишь, там сивая кобыла?

Кобылу подыми-тка ты,

Да неси ее полверсты

Снесешь кобылу, оброк уж твой…(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

 

Задание 4. «Путаница».

Мы с вами знакомились с понятием ритм и рифма. В «Сказке о попе и работнике его Балде» рассыпались строфы. Произошла путаница. Соберите строфы.

 

Чего ты взыскался?»

Пошел поп по базару

Жил-был поп, толоконный лоб

Навстречу ему Балда

Поп ему в ответ: Нужен мне работник:

Идет, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся

Посмотреть кой-какого товару

Повар, конюх и плотник

******

Со мною тягаться слабенок

Держит Балда за уши одного зайку

Это было б лишь времени трата

Ты, бесенок, еще молоденок

Обгони-ка сперва моего брата

Попляши-тка ты под нашу балалайку

 

Задание 5.

Пушкинская сказка – прямая наследница народной… Чистота, ясность, живая действенность пушкинского сказочного слова будут всегда для нас эталоном – золотой мерой поэтического совершенства.     С. Я. Маршак

Выберите слова и выражения, которые встречались вам в народных сказках, и те, которые могли быть, по вашему мнению, только в авторской сказке:

 

Простился, в путь-дорогу снарядился, ждет-пождет милого друга, глядючи, с белой зори до ночи, белешенька земля, желанный, воротился издалеча, тяжелешенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, сыскался, перемолвился, трезвонить, красная девица, что-де в гости к ним зашла, спознали, прекословить, перечить, аль товар не по купцам, поникли головою, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла, с мольбой погнался, трубит уже молва.

Докажите, что сказки Пушкина близки народным сказкам.

 

Задание 6. Узнай героя по его описанию

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла…(Царица-мачеха, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

 

2. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки…(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

3. С молоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел…(Царь Дадон, «Сказка о золотом петушке»)

 

4. Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых,

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет да сам и облупит…(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)

 

5. Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль – и в щель забился…(Царь Гвидон, «Сказка о царе Салтане»)

 

Задание 7. Конкурс чтецов. Теперь почитаем Пушкина. Выберите самого лучшего чтеца от вашей команды, мы послушаем его. Читаем фрагмент самой любимой сказки Пушкина.

 

Задание 8. Тестирование.

1 часть

1. Когда родился А. С. Пушкин?

1)      В 1799 г 2) в 1798г   3) в 1800 г   4) в 1899г

2. Где крестили будущего русского поэта А. С. Пушкина?

1)      В Храме Христа Спасителя

2) В московской церкви Богоявления в Елохове

3)      В небольшой церкви в фамильном имении Михайловское

4)      В Петербурге

3. Кто познакомил А. С. Пушкина с устным народным творчеством?

1)      Дядя Василий Львович

2)      Отец

3)      Мать

4) Няня Арина Родионовна

4. Какая из перечисленных сказок не принадлежит перу А. С. Пушкина?

1)      «Сказка о рыбаке и рыбке»

2)      «Сказка о царе Салтане»

3)      «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4) «Спящая царевна»

5. Кто из детских писателей 20 века утверждал: «Пушкинская сказка – прямая наследница народной»

1)      А. Т. Твардовский           2) В. П. Астафьев

3)        С. Я. Маршак 4) К. И. Чуковский

6. Что такое лукоморье?

1) Излучина морского берега

2)      Лукошко

3)      Труднопроходимое место в лесу

4)      Грядка лука

7. Из какого произведения А. С. Пушкина взяты следующие строки: «И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом»?

1)      «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2) Поэма «Руслан и Людмила»

3)      «Сказка о рыбаке и рыбке»

4)      Стихотворение «Няне»

8. Как называется художественный прием, используемый в следующих словосочетаниях: «царевна молодая», «гора крутая», «ясный месяц»?

1)      Метафора         2) постоянный эпитет

3)      Присказка         4) олицетворение

9. Кому принадлежат следующие строки: «А царевна все ж милее, все ж румяней и белее»?

1)      Царю                 2) королевичу Елисею

3)      Зеркальцу 4) Чернавке

10. Куда отвела Чернавка царевну?

1)      На морской берег      2) в дремучий лес

3)       В гости                        4) в чистое поле

2 часть

2. Определите способ рифмовки в следующих строках:

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

3. Какие существуют виды рифм?

4. Кто «мимоходом пленяет грозного царя»?

 

- Итоги игры.

- Домашнее задание. Сочинение «Мой любимый герой сказок Пушкина»

 

1)      1

2)      2

3)      4

4)      4

5)      3

6)      1

7)      2

8)      2

9)      3

10)  2

 

15 прав. ответов

7 – 9  - «3»

10 – 12 – «4»

13 – 15 – «5»

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: декада русской литературы в школе, внеклассное мероприятие по русской, литературная игра, открытый ур, сценарий, литературный вечер в школе
Просмотров: 3793 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0