Задачи игры:
- привить интерес к русским народным сказкам,
литературным сказкам и к творчеству А.С.Пушкина;
- развитие наглядно-образного,
словесно-логического мышления, внимания,
- памяти;
- обогащение словарного запаса учащихся.
Оформление:
- портреты писателей – сказочников (А.С.Пушкин,
Г.Х.Андерсен, А.Н.Толстой и др.);
- иллюстрации к сказкам; рисунки учащихся;
- выставка книг.
Условия игры. В игре принимают участие
команды из учащихся 5 класса. за каждый
правильный ответ учащиеся получают жетон.
Победителем является команда, набравшая большее
количество жетонов.
Эпиграф:
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А.С.Пушкин
ХОД ИГРЫ
1 тур. Угадай-ка
1. О какой сказке идёт речь, если в ней
есть слова: дед, баба, била-била? (Русская
народная сказка «Курочка-Ряба»)
2. О какой сказке идёт речь, если в ней есть
следующие слова: « Пришёл солдат с походу на
квартиру и говорит хозяйке:
– Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне
чего-нибудь поесть.
А старушка в ответ:
– Вот там на гвоздике повесь!» (Русская
народная сказка «Каша из топора»)
3. О какой сказке идёт речь, если в ней есть
следующие слова:
«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты
ещё 3 дня подождал, я бы вечно твоя была. А теперь
прощай, ищи меня за тридевять земель, в
тридесятом царстве, в подсолнечном государстве у
Кащея Бессмертного!» («Царевна-лягушка»).
4. Наступило время младшего брата идти стеречь.
Пошёл Иван-царевич стеречь отцов сад и даже
присесть боится, не то, что прилечь.
Половина ночи проходит, ему и чудится: в саду
свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он
видит – на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые
яблоки. (Русская народная сказка «Иван-царевич
и серый волк»)
5. В некотором царстве, в некотором государстве
жили-были старик и старуха, и было у них три сына.
Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились,
целый день трудились, пашню пахали да хлеба
засевали. (Русская народная сказка «Иван –
крестьянский сын и Чудо-юдо»)
6. Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избенка
ледяная, а у Зайчика – лубяная: пришла
весна-красна – у лисицы избушка растаяла, а у
зайчика стоит по-старому. (Русская народная
сказка «Лиса, заяц и петух»)
7. За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в своем селе.
(П.П.Ершов. «Конек-горбунок».)
8. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А.С.Пушкин. «Сказка о Золотом петушке».)
Учитель: Вот мы с вами и выяснили, кто
лучше всех помнит русские народные и
литературные сказки. Но наш конкурс только
начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому
не повезло в самом начале.
2 тур. Портретная галерея. Угадай
героя сказки
Учитель: Условия нового конкурса
таковы: представьте себе, что мы с вами находимся
в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней
не нарисованы красками или карандашами, а
описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со
словесными портретами героев ваших любимых
сказок. Вы должны назвать создателя этого
портрета – автора сказки, дать полное ее
название и, конечно же, узнать героя сказки.
Итак, по словесному портрету нам ответьте:
кто же это?
1. На лазоревом платье – частые звезды, на
голове месяц ясный, такая красавица – не
вздумать, не взгадать, только в сказке сказать. (Василиса
Премудрая. Русская народная сказка
«Царевна-Лягушка»)
2. …В дорогой собольей душегрейке,
Парчёвая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает. (Старуха.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. …Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама–то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит. (Царевна-Лебедь.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
4. …и девица …
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи… (Шамаханская
царица. А. С Пушкин «Сказка о Золотом
петушке»).
5. Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка. (Царь-девица.
П.П.Ершов «Конек-горбунок».)
6. Руки кривые, на руках когти звериные, ноги
лошадиные, спереди – сзади горбы великие
верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, из рта
торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута,
а глаза были совиные. (Зверь лесной, чудо
морское. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».)
7. Из-за картонного дерева появился маленький
человечек, в длинной белой рубашке с длинными
рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой,
как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей
публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»
(Пьеро. А.Н.Толстой «Золотой ключик, или
Приключение Буратино»)
8. Он носил яркую голубую шляпу, желтые,
канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым
галстуком. Он вообще любил яркие краски… (Незнайка.
Н.Н.Носов «Приключение Незнайки и его друзей»)
3 тур. Мир сказок А.С.Пушкина
Учитель: Вот у нас появились новые
знатоки сказок, которые героев сказочных знают
хорошо! Посмотрим, как вы будете отвечать на
следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку.
И чем дальше, тем больше чудес.
Задание: Угадай сказку А. С. Пушкина
по следующим словам:
1. Терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.
2. Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто.
3. Базар, жадность, оброк, море, верёвка.
4. Рать, воевода, шатёр, шамаханская царица,
петушок, звездочёт.
Ответы:
1. «Сказка о Мёртвой Царевне и о семи богатырях».
2. «Сказка о Рыбаке и Рыбке».
3. «Сказка о Попе и о работнике его Балде».
4. «Сказка о Золотом петушке».
4 тур. Знатоки
Задание: Какое из названных выражений
не принадлежит сказкам А.С.Пушкина?
1. Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…
2. Жил старик со своей старухой
У самого синего моря…
3. Жила-была женщина, а детей у неё не было.
5 тур. Кто быстрее?
1.С какими словами царица обращается к
волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце!
Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех
милее, всех румяней и белее?»)
2. Что молвила третья царица? (Кабы я была
царица, – третья молвила сестрица, –
я б для батюшки царя родила богатыря».)
3. На каком острове выстроил свой дворец Гвидон? (На
острове Буяне).
4. В какой сказке работник принёс своему хозяину
оброк, обманув чертей? («Сказка о попе и о
работнике его Балде»).
5. Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко)
6. Кто сказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)
7. В кого превращалась царевна в «Сказке о царе
Салтане…»? (Лебедь)
8. Под каким древом жила белка? (Под елью).
9. Кем приходится Бабариха царевичу Гвидону? (Бабушкой.
« А царевич хоть и злится, но жалеет он очей
старой бабушки своей…»)
9. В кого влюбился царь Дадон? (В Шамаханскую
царицу).
10. Сколько богатырей выходило из вод? (33).
12. О каком фрукте с любовью рассказывал А. С.
Пушкин в «Сказке о царе Салтане…»? (Яблоко)
13. А кто вспомнит эти слова?
…И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
…Оно
Соку спелого полно
Так свежо и так душисто
Так румяно-золотисто.
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь.
6 тур. Сказочный обед
Учитель: Скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли
участники сказочной викторины, приустали,
проголодались. Вот мы и решили: объявляется
обеденный перерыв! Но перерыв не простой – обед
будет сказочный.
Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так
угощает? Кто придумал такой пир – обед сказочный?
1. Испекла каравай – рыхлый да мягкий,
изукрасила каравай разными узорами мудреными; по
бокам города с дворцами, садами да башнями,
сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие. (Василиса
Премудрая для царя. Русская народная сказка
«Царевна-лягушка»)
2. Наварила манной каши и размазала по
тарелке:
– Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем! (Лиса
– журавлю. Русская народная сказка «Лиса и
журавль»)
3. – Съешь моего ржаного пирожка.
– Не стану я ржаной пирог есть! У моего
батюшки и пшеничные не едятся! (Печка –
девочке. Русская народная сказка
«Гуси-лебеди»)
4. Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила. (Семь богатырей – царевну.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»)
7 тур. В гостях у сказки
Учитель: Вот мы с вами и побывали на
сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас
«по усам текло, а в рот не попало», но все равно
никто, наверное, не скажет, что ушел с пира
несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше
подружились со сказкой! И она вновь зовет и манит
нас к себе, Давайте прогуляемся по сказочному
царству-государству, зайдем в гости к сказочным
героям. Догадайтесь, кто в сказке живет по этому
адресу?
Итак, кто, кто в теремочке живет?
1. Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами. (Изба жадной
старухи. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой. (Терем семи
богатырей. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях»)
3. Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом. (Остров Буян,
княжество Гвидона. А.С.Пушкин «Сказка о царе
Салтане»)
6. Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут… (Село на спине
Рыбы-кита, Кита Китовича. П.П.Ершов
«Конек-горбунок»)
Учитель: Вот и закончилась
игра-конкурс «Знатоки сказок».
Пока жюри подводит итоги игры-конкурса, мы с
вами ответим на несколько вопросов:
Игра «Путаница»
Учитель: Пришёл к нам герой сказки Н.
Носова Незнайка и стал рассказывать сказки.
Послушайте, правильно ли он рассказывает
сказки:
1. «Жила-была девочка, звали её Синяя Шапочка.
Однажды позвал её папа и говорит:
«Пойди-ка, дочка, к тёте и отнеси ей игрушки…»
2. Сварила лиса кашу, разложила по тарелкам и
говорит: «Эта тарелка – для Михаила Ивановича,
эта – для Настасьи Петровны, а эта – для
Мишутки!..»
3. Маша кричит из корзины: « Несёт меня лиса за
тёмные леса, за синие моря, за высокие горы!..»
Игра «Быль или небылица»
Учитель: Рассказывает Буратино детям
то быль, то небылицу. Дети смеются. Подумайте и
ответьте, почему они смеются. Что не так?
1. На дворе дождь. Дети играют в комнате. Петя и
Маша пошли поливать клумбы.
2. Дети пошли на речку. Там они плавали, играли в
мяч, катались на коньках.
3. Скоро праздник Восьмое марта. Вот какие подарки
приготовила Маша: папе и дедушке – рисунок
с тюльпанами, маме и бабушке – рисунок с
самолётами.
Награждение победителей конкурса. |