Четверг, 28.03.2024, 16:50


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [63]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [144]

Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литературная гостиная «От Эзопа до Крылова»
23.12.2013, 14:21

К сожалению,  в современном обществе  все чаще приходится сталкиваться с проблемой косноязычия взрослых и детей. Поэтому тесное знакомство с баснями со школьной скамьи помогут обогатить словарный запас учащихся фразеологизмами, пословицами, поговорками и  научат применять их в речи, а их  инсценировка поможет на более глубоком уровне проникнуть в смысловой контекст. Подготовительная же деятельность на всех уровнях способствует навыку внимательной работы с текстом, умению выделять самое главное.

Главной целью этого вида деятельности является «Формирование теоретических знаний о басне и их практическое  применение в процессе интерпретации басен». Основные задачи -  заинтересовать учеников басней  как жанром, научить их понимать аллегорический и поучительный  смысл басен.

Кроме основных образовательных целей можно назвать воспитательные такие, как развитие навыков коллективной работы,  развитие у учащихся творческого воображения, умение создавать декорации, костюмы, подбирать атрибуты, соответствующие инсценируемым произведениям, развитие артистических способностей, а также получения навыка создания собственных произведений на основе прочитанного материала.

Сценарий литературной гостиной был разработан для проведения цикла уроков литературы по теме «Басни И.А. Крылова», но  может быть применен и во внеклассной деятельности.

В методику подготовки и проведения уроков входит несколько этапов: подготовительный, проведение урока, обратная связь.  Подготовительная работа проходит  под руководством и контролем учителя. Учащиеся делятся  в группы в соответствии с их интересами. Первая группа работает с текстом. Ученики должны подготовить доклады об истории басни с древних времен до наших дней и представить  их в любом формате: презентации, сообщения. Вторая группа внимательно читает тексты басен И.А. Крылова и составляет  вопросы к викторине. Третья группа  готовит отдельные басни к постановке: составляет сценарии, готовит  костюмы и элементы декорации, соответствующие содержанию. Само проведение мероприятия может проводиться, как я писала выше, на уроке литературы или во внеурочное время, с одним классом, разделенным на группы, либо в параллели. Желательным моментом в проведении литературной гостиной является видеосъемка для последующего совместного просмотра и обсуждения с учениками, который проводится на третьем этапе  работы. Именно в этот момент учащимися дается обратная связь о подготовке и проведении мероприятия.

Таким образом, на подготовку урока отводится неделя. В результате ученики знакомятся с новой интересной информацией, связанной с басней, обсуждают современные темы и недостатки, которые могут попасть под крыло баснописца, учатся коллективной работе и пишут собственные басни.

Предлагаемый сценарий, который лег в основу  литературной гостиной, был составлен учениками 6-го класса.

Пролог

 Встреча двух подружек

Первая  подружка. Вот я тебе сейчас расскажу историю (говорит очень быстро). Ты представляешь, мы с  классом собрались идти в кино, стоим, собираемся все вместе, ждем-ждем, ждем-ждем, никак дождаться не можем¸ когда же наши кумушки наговорятся, ну вот весь класс ждёт, а они все говорят и говорят, говорят и говорят. Вот, пока мы их ждали, пока мы все собирались, пока мы все сплетни слушали, кино и закончилось. Так мы и остались ни с чем. А наши-то кумушки, думаешь, расстроились? Не тут-то было, им все как с гуся вода. Вот я тебе еще случай расскажу…… Ой автобус-то и ушел….

Вторая подружка. Эх, ты! Чем же ты от кумушек-то отличаешься? «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Первая  подружка. Ух,  ты, это ты здорово сейчас сказала. Даже не обидно. Как ты красиво говоришь и даже в рифму.

Вторая   подружка. Это не я сказала, это Крылов в своей басне сказал.

Первая  подружка. А, да, мы такой рассказ учили.

Вторая   подружка. Это не рассказ, это басня.

Первая  подружка. А какая разница.

Первая  подружка. Как какая. Ты не знаешь, что такое басня?

Вторая  подружка. Басня… басня… ну, басня, это басня.

Первая подружка. Все понятно. Сейчас здесь будем программа, где будут рассказывать о басне и показывать их. Может, останемся, послушаем?

Вторая подружка. А что, давай останемся.

Проходят в зал.

На сцену выходят ведущие.

 

Часть 1

Первый Ведущий. Мы много говорим о басне, учим наизусть, используем крылатые выражения, учим      других и учимся сами. А что же такое басня и когда она была создана?

Второй ведущий. Басня — краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ.   Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, которые мы наделяем теми или иными человеческими качествами. Повествование иносказательно и имеет   нравоучительный характер. Вначале или в конце обычно формулируется мораль — поучение, ради которого басня и писалась.

Первый Ведущий. Первые басни были известны еще в глубокой древности. Древний мир знал множество басен.

Второй Ведущий. (обращается к зрителям) Кто может назвать самого известного древнегреческого баснописца?

Правильно, Эзоп.

Эзоп жил в середине 6 в. до н.э. Он является одним из наиболее известных древних баснописцев, чьи произведения  неоднократно переводились на все языки мира. Его сюжеты использовали многие писатели в своем  творчестве.

Третий  ведущий. Эзоп - полулегендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов, в которых смешивались правда и вымысел. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенесшим много злоключений.

Первый ведущий. Кроме того, существует история о гибели Эзопа, несправедливо обвиненного в краже драгоценного сосуда в Дельфийском храме и побитого за это камнями. Через некоторое время его невиновность была установлена. Его гибель связывают с определенной исторической реальностью. Верховные жрецы  в Дельфах сначала враждебно относились к распространению басен, но затем признали право этих произведений на существование. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто.

Второй ведущий. С  именем греческого баснописца связано понятие «эзопова языка», которое начало широко применяться в России с конца 18 в. Эзопов язык использовался авторами, желавшими скрыть свои идеи от цензуры, но при этом донести их до читателей в достаточно доступной и понятной форме.

Третий ведущий. Во 2 в. н. э. древнегреческий поэт Бабрий впервые переложил басни Эзопа стихами. С этого времени басни существуют в основном в поэтической форме.

Большое значение для развития басенного жанра имело творчество древнеримского поэта Федра (ок. 15 до н.э. — ок. 70 н.э.). Федр был рабом, а затем вольноотпущенником императора Августа и жил в эпоху расцвета латинской литературы. Ему принадлежат 5 книг Эзоповых басен. В своих ранних книгах Федр начал создавать более самостоятельные произведения, использовать непривычный для тогдашних баснописцев материал, такой, например, как анекдоты.

Первый ведущий.

Произведения, как Эзопа, так и Федра неоднократно переписывались и пересказывались в средние века, от которых до нас дошло множество сборников с их баснями.

Большое влияние на мировую литературу оказали также восточные басни, прежде всего созданные в 3-4 вв. н.э. в Индии. Традиция называет автором этой книги мудреца, написавшего ее для обучения царских сыновей. Животные, действующие в сборнике, олицетворяют различные человеческие качества. Предполагается, что на таких доступных примерах должно было знакомить принцев с жизнью разных слоев общества

Второй ведущий. С 16 в. басни сочинялись и публиковались на всех западноевропейских языках. Самым знаменитым из западноевропейских баснописцев является Жан де Лафонтен. Несмотря на свою популярность в придворных кругах, ко двору Лафонтен так и не получил доступа, так как Людовика 14 раздражал его беззаботный характер и полное пренебрежение служебными обязанностями. Лафонтена — он был избран членом Французской академии только в конце жизни, в 1684. Лафонтен продемонстрировал разнообразие человеческих характеров и жизненных ситуаций, избегая при этом прямого нравоучения к забавным или трогательным сюжетам.

Третий ведущий. В русской литературе было создано много басен — особенно в 18 — первой половине 19 века. Писали Сумароков, Хемницер, Дмитриев, но всех затмил великий русский баснописец И.А. Крылов.

И.А. Крылов написал более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. А в 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен заимствованы из Эзопа и Лафонтена, хотя большинство его произведений носит оригинальный характер.

Многие выражения из басен великого Крылова вошли в русский язык как крылатые фразы. А знаете ли вы басни И.А. Крылова? Это мы сейчас и проверим

 

Часть 2

Мы предлагаем вам ответить на вопросы викторины по басням Крылова.

Викторина по басням Крылова сопровождается сюжетными картинками

1. В какой басне Крылова героиня тоже хотела попасть в большие забияки?("Слон и Моська”).

2. Кто лето красное пропел? (Стрекоза)

3. В чем была вина ягненка перед волком (Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать)

4. На что хотел променять петух жемчужное зерно? (На ячменное)

5. Что случилось с лягушкой, которая хотела «сравняться с волом»? (С натуги лопнула - и околела.

6. Что вытащил журавль из пасти волка, спасая ему жизнь. (Кость)

7. Кто хвалился тем, что хочет море сжечь? (Синица)

8. Кому осел посоветовал познакомиться с петухом и с какой целью?(Соловью)

9. Назовите предмет, который по людским слухам мог восстановить зрение мартышке. (Очки)

10. Что стало причиной ссоры собачей дружбы Полкана и Барбоса? (Кость)

11. Кто обычно становится кривлякой в баснях Крылова? (Мартышка)

12. В этой басне лев сражался с насекомым, который одержал победу? О ком идет речь? (Комар)

13. Назовите  место, в котором главный герой басни «не приметил слона». (Кунсткамера)

14. Увидя, что мужик, трудяся над дугами,

Их прибыльно сбывает с рук

Медведь задумал жить такими же трудами.

Какого главного уменья  не хватило медведю, чтоб жить такими же трудами (Терпенья)

 

Часть 3.

Мы приглашаем на сцену участников школьного театра. Сегодня будут представлены  басни «Две собаки», «Волк и Ягненок», «Демьянова уха»

 

Часть 4.

Ведущий. Каждая басня заканчивается моралью. И мы  завершаем нашу встречу викториной «Басенная мораль».

К какой басне относится цитируемая мораль?

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

Кукушка и петух

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Две собаки

Избави бог и нас от этаких судей.

Осел и соловей

Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться

Зеркало и обезьяна

Слона то я и не приметил

Любопытный.

А Васька слушает, да ест.

Кот и повар.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Лебедь, Рак да Щука

"Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!"

Слон и Моська

А потому обычай мой:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой"

Волк на псарне

 

Часть 5

Конкурс: Создайте собственную басню,  высмеивающую нерадивость некоторых учеников, безответственное  отношение к учебе и порученным делам.

Мы прилагаем басню, написанную  учеником 6 класса:

Жили-были Корова и Сорока.

Дружно жили, не тужили, лучшими друзьями были.

Однажды у Коровы теленок родился.

Сорока заметила, начала завидовать и дивиться.

Полетела она в лес, чтобы всем об этом рассказать,

Да немножечко приврать.

Видит Зайца и кричит,

Ведь Сорока не молчит:

«Я Сорока красивая, я Сорока болтливая…»

«Эй, Заяц! У Коровы родился Щеглёнок, беги её поздравь!»

Летит Сорока дальше. Видит Медведя и кричит,

Ведь Сорока не молчит

«Я Сорока красивая, я Сорока болтливая…»

«Эй, Медведь! У Коровы родился Пингвинёнок, беги её поздравь!»

Летит Сорока дальше. Видит Слона и кричит,

Ведь Сорока не молчит

«Я Сорока красивая, я Сорока болтливая…» «Эй, Слон!

У Коровы родился Кенгурёнок, беги её поздравь!»

Прибежали все звери да птицы к Корове и начали желать ей счастья море:

«Поздравляем с рождением Орленка!»,

«Нет, с рождением  Тигрёнка!»

«Друзья, не надо ссориться, с рождением  Цыплёнка!»

Кричали звери, кто побольше, кто поуменее.

«Друзья, спасибо за поздравления!»-

Промычала Корова без промедленья

«У меня родился Телёнок, только вылез он из пеленок».

____________________________________

Мораль сей басни такова: если будете завидовать как Сорока,

Друзей хороших будет совсем не много!

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: декада русской литературы в школе, внеклассное мероприятие по русской, литературная игра, открытый ур, сценарий, литературный вечер в школе
Просмотров: 3681 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0