ЦЕЛИ: 1) ознакомление учащихся с различными трактовками библейских событий и образов персонажей в стихотворениях разных поэтов; 2) расширение знаний детей мировой истории, истории христианства; 3) воспитание христианских добродетелей: любви, всепрощения, достоинства и т. п. ОФОРМЛЕНИЕ ВЕЧЕРА Репродукции
картин: Джотто ди Бондоне «Рождение Христа», «Распятие»; Рафаэль Санти
«Сикстинская мадонна»; Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», «Тайная
вечеря»; Эль Греко «Святое семейство», «Поклонение пастухов», «Эсполио»;
Рембрандт ван Рейн «Возвращение блудного сына»; «Владимирская
богоматерь»; «Дионисий»; «Распятие»; В. Васнецов «Богоматерь с
младенцем», «Плащаница»; А. Иванов «Явление Христа народу»; И. Крамской
«Христос в пустыне»; Н. Ге «Тайная вечеря». ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: 1) первый ведущий; 2) второй ведущий; 3) чтецы. ХОД ВЕЧЕРА ...«В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово был Бог».
(эпиграф пишется на доске или на отдельном плакате) (Фоном звучит «Сотворение мира (Гимн Еве)» А. Петрова) Первый ведущий : История
творения мира и человека, вечные вопросы добра и зла, войны и мира,
тьмы и света сходят к нам со страниц Библии. Вся мировая культура:
музыка, живопись, литература – пронизана образами и идеями Книги Книг.
Для поэтов, композиторов, художников Библия всегда была неисчерпаемым
источником духовной силы, источником, откуда черпали они свое
вдохновение: Первый чтец (стихотворение В. Брюсова «Библия»): О, книга книг! Кто не изведал В своей изменчивой судьбе, Как ты целишь того, кто предал Свой утомленный дух – тебе. В чреде видений неизменных, Как совершенна и чиста — Твоих страниц проникновенных Младенческая простота! <…> Резец, и карандаш, и кисти, И струны, и певучий стих — Еще светлей, еще лучистей Творят ряд образов твоих! Какой поэт, какой художник К тебе не приходил, любя: Еврей, христианин, безбожник, Все, все учились у тебя! И сколько мыслей гениальных С тобой невидимо слиты: Сквозь блеск твоих страниц кристальных Нам светят гениев мечты! Ты вечно новой, век за веком, За годом год, за мигом миг, Встаешь – алтарь пред человеком, О, Библия! О, книга книг! Ты – правда тайны сокровенной, Ты – откровенье, ты – завет, Всевышним данный всей вселенной Для прошлых и грядущих лет!
Второй ведущий : Каждый
художник смотрит на мир, который перед нами открывает Библия, своими
глазами. В нем он находит что-то свое, новое, и дарит это новое
человечеству. Как не похожи порою на самих себя герои Библии,
возрожденные к новой жизни тем или иным художником слова: Второй чтец (стихотворение А. Ахматовой «Лотова жена»): ...Жена же Лота да оглянулась позади его и стала соляным столпом. Книга Бытия.
И праведник шел за посланником Бога, Огромный и светлый, по черной горе. Но громко жене говорила тревога: Не поздно, ты можешь еще посмотреть На красные башни родного Содома, На площадь, где пела, на двор, где пряла, На окна пустые высокого дома, Где милому мужу детей родила. Взглянула – и, скованы смертною болью, Глаза ее больше смотреть не могли; И сделалось тело прозрачною солью, И быстрые ноги к земле приросли. Кто женщину эту оплакивать будет? Не меньшей ли мнится она из утрат? Лишь сердце мое никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
Второй ведущий : Лотова
жена, которая оглянулась на разрушаемый Богом город и за это была
превращена в соляной столп, из века в век считалась символом женского
любопытства и ослушания Всевышнего. А Ахматова оправдывает свою героиню.
Не за взгляд любопытства, а за полный любви взгляд прощания на родной
Содом отдала жена Лота свою жизнь. Первый ведущий : Обращение
к вечным страницам Библии красной нитью проходит через весь серебряный
век русской поэзии. И чаще всего внимание поэтов привлекают образы
Нового Завета. Они дают нам возможность по-новому взглянуть на образ
Иисуса Христа, о земном существовании которого повествуют Евангелия. (Фоном звучит «Концерт № 32» Д. Бортнянского) Второй ведущий : Бог
обещал народу, что придет Помазанник Божий, Мессия, который избавит
людей от греха и зла. И вот… в маленьком селении Назарет Галилейская
Дева услышала весть: «Радуйся, благодатная, ты обрела благодать Бога.
Родишь сына и дашь имя ему Иисус. Он будет велик и наречется Сыном
Всевышнего». Восточные волхвы увидели на небе
восходящую звезду родившегося Царя Иудейского и пошли кланяться ему. «И
се, звезда, которую видели они на Востоке, шла перед ними, как, наконец,
пришла и остановилась над местом, где был Младенец. И, вошедши в дом,
падши, поклонились Ему, принесли Ему свои дары.» Третий чтец : (фрагменты стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда») Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями теплая дымка плыла. Доху отряхнув от постельной трухи И зернышек проса, Смотрели с утеса Спросонья в открытую даль пастухи. Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья, Оглобля в сугробе И небо над кладбищем, полное звезд. А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки, В оконце сторожки Смотрела звезда на пути в Вифлеем. Она пламенела, как стог, в стороне От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и скирда на гумне. Она возвышалась горящей скирдой Соломы и сена Средь целой Вселенной, Встревоженной этою новой звездой. Растущее зарево рдело над ней И значило что-то, И три звездочета Спешили на зов небывалых огней… И странным виденьем грядущей поры Вставало вдали все грядущее после: Все мысли веков, все мечты, все миры… У камня толпилась орава народу. Светало. Означились кедров стволы. – А кто вы такие? – спросила Мария. – Мы племя пастушье и неба послы, Пришли вознести вам обоим хвалы. – Всем вместе нельзя. Подождите у входа. Светало. Рассвет, как пылинки золы, Последние звезды сдувал с небосвода. И только волхвов из небесного сброда Впустила Мария в отверстье скалы. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола. Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Первый ведущий : Он
явился в мир, чтобы спасти Человечество, чтобы зажечь в сердцах людей
свет, подобный тому, который излучала Новая Звезда, свидетельница Его
рождения. Он призван был начертать в их душах Новый Завет. Но Ему
суждено было одиночество в этом мире, который потом отвергнет Его.
Впереди была короткая жизнь, 33 года, полные несправедливых
преследований, унижений, величия и чудес: Четвертый чтец : (стихотворение Б. Пастернака «Дурные дни»): Когда на последней неделе Входил он в Иерусалим, Осанны навстречу гремели, Бежали с ветвями за ним. А дни все грозней и суровей. Любовью не тронуть сердец. Презрительно сдвинуты брови, И вот послесловье, конец. Свинцовою тяжестью всею Легли на дворы небеса. Искали улик фарисеи, Юля перед ним, как лиса. И темными силами храма Он отдан подонкам на суд, И с пылкостью тою же самой, Как славили прежде, клянут. Толпа на соседнем участке Заглядывала из ворот, Толклись в ожиданье развязки И тыкались взад и вперед. И полз шепоток по соседству И слухи со многих сторон. И бегство в Египет, и детство Уже вспоминались, как сон. Припомнился скат величавый В пустыне, и та крутизна, С которой всемирной державой Его соблазнял Сатана. И брачное пиршество в Кане, И чуду дивящийся стол. И море, которым в тумане Он к лодке, как посуху, шел. И сборище бедных в лачуге, И спуск со свечою в подвал, Где вдруг она гасла в испуге, Когда воскрешенный вставал…
Второй ведущий : Учение
Христа во многом противоречило учению Ветхого Завета, чьими
последователями были фарисеи и книжники. Гонимым ими самими и
подстрекаемой ими толпой, страдающим от их непонимания и все-таки полным
несокрушимой веры в человечество и любви к нему, – таким мы видим
Иисуса Христа в стихотворении Б. Пастернака. «Свет пришел в мир, но люди
больше возлюбили тьму, чем свет». Заповедь любви и
всепрощения принес людям Сын Божий: «Во всем, как хотите, чтобы люди
поступали с вами, так и вы с ними поступайте». «Возлюби ближнего своего, как самого себя». «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите и какою мерою мерите, так будет и вам отмерено». «Что ты смотришь на сучок в глазу брата своего, а бревна в своем глазу не замечаешь?» Внимая
учению Христа, люди становятся лучше, чище и возвышеннее душою, обретая
новые и новые силы. Чтобы словом проникнуть в человеческие души,
Христос в своих проповедях рассказывал о случаях из повседневной жизни,
заставляя слушателей задуматься и самим прийти к определенному выводу.
Эти притчи послужили мировой литературе неисчерпаемым источником для
размышлений о человеке и его жизни. Наиболее часто поэты и писатели
обращались к притче о Блудном сыне: Пятый чтец (поэма Н. Гумилева «Блудный сын»): 1. Нет дома, подобного этому дому! В нем книги и ладан, цветы и молитвы! Но видишь, отец, я томлюсь по иному, Пусть в мире есть слезы, но в мире есть битвы. На то ли, отец, я родился и вырос, Красивый, могучий и полный здоровья, Чтоб счастье побед заменил мне твой клирос И гул изумленной толпы – славословья. Я больше не мальчик, не верю обманам, Надменность и кротость – два взмаха кадила, И Петр не унизится пред Иоанном, И лев перед агнцем, как в сне Даниила. Позволь, да твое приумножу богатство, Ты плачешь над грешным, а я негодую, Мечом укреплю я свободу и братство, Свирепых огнем научу поцелую. Весь мир для меня открывается внове, И я буду князем во имя Господне… О, счастье! О, пенье бунтующей крови! Отец, отпусти меня… завтра… сегодня!..
Шестой чтец : 2. Как розов за портиком край небосклона! Как веселы в пламенном Тибре галеры! Пускай приведут мне танцовщиц Сидона, И Тира, и Смирны… во имя Венеры, Цветов и вина, дорогих благовоний… Я праздную день мой в веселой столице! Но где же друзья мои, Цинна, Петроний?.. А вот они, вот они, salve, amici. Идите скорей, ваше ложе готово, И розы прекрасны, как женские щеки; Вы помните, верно, отцовское слово, Я послан сюда был исправить пороки… Но в мире, которым владеет превратность, Постигнув философов римских науку, Я вижу один лишь порок – неопрятность, Одну добродетель – изящную скуку. Петроний, ты морщишься? Будь я повешен, Коль ты недоволен моим сиракузским! Ты, Цинна, смеешься? Не правда ль, потешен Тот раб косоглазый и с черепом узким?
Седьмой чтец : 3. Я падаль сволок к тростникам отдаленным И пойло для мулов поставил в их стойла; Хозяин, я голоден, будь благосклонным, Позволь, мне так хочется этого пойла. За ригой есть куча лежалого сена, Быки не едят его, лошади тоже; Хозяин, твои я целую колена, Позволь из него приготовить мне ложе. Усталость – работнику помощь плохая, И слепнут глаза от соленого пота, О, день, только день провести, отдыхая… Хозяин, не бей! Укажи, где работа. Ах, в рощах отца моего апельсины, Как красное золото, полднем бездонным, Их рвут, их бросают в большие корзины Красивые девушки с пеньем влюбленным. И с думой о сыне там бодрствует ночи Старик величавый с седой бородою, Он грустен… пойду и скажу ему: «Отче, Я грешен пред Господом и пред тобою».
Восьмой чтец : 4. И в горечи сердце находит усладу; Вот сад, но к нему подойти я не смею, Я помню… мне было три года… по саду Я взапуски бегал с лисицей моею. Я вырос! Мой опыт мне дорого стоит, Томили предчувствия, грызла потеря… Но целое море печали не смоет Из памяти этого первого зверя. За садом возносятся гордые своды, Вот дом – это дедов моих пепелище, Он, кажется, вырос за долгие годы, Пока я блуждал, то распутник, то нищий. Там празднество: звонко грохочет посуда, Дымятся тельцы и румянится тесто, Сестра моя вышла, с ней девушка – чудо, Вся в белом и с розами, словно невеста. За ними отец… Что скажу, что отвечу, Иль снова блуждать мне без мысли и цели? Узнал… догадался… идет мне навстречу… И праздник, и эта невеста… не мне ли?!
Первый ведущий : Блудный
сын в поэме Н. Гумилева ушел из дома отца, полный благородных
стремлений. Но вскоре, разочаровавшись в них, он растратил все свое
состояние, ища забвения в вине и женщинах. Как не похож он на бездумного
библейского повесу! Каким смирением проникнуты его слова хозяину и с
какой любовью и горечью вспоминает он родной дом. Чувствуя вину за свою
ошибку, он просто поражен, увидев, как встречает его покинутый им
когда-то отец. Нелегкий путь проделала его душа в поисках истины. (Д. Бортнянский. Концерт № 21) Второй ведущий : Вывести
из заблуждения грешные души – главная цель учения Иисуса. Странствуя по
Иудее, он дарует прощение грешникам, так как знает: нелегко осознать
свой грех, но еще тяжелее потом простить самого себя, даже будучи
прощенным Богом. Когда Иисус был в доме фарисея
Симона, вошла женщина с сосудом благовоний в руках. Эта женщина была
известна своим распутным поведением. Ее звали Мария Магдалина (Мариам из
Магдалы). Став молча подле Учителя, она заплакала, потом припала к его
ногам, орошая их миром и вытирая распущенными волосами. Иисус поднял ее и
обратился к ней со словами: «Прощены грехи твои». Этой женщине
предстояло стать одной из последователей Иисуса. Она будет
присутствовать при Его казни, при снятии Его с креста. Она первая
принесет человечеству весть: «Иисус воскрес!». Девятый чтец (стихотворение Б. Пастернака «Магдалина (II)»): У людей пред праздником уборка. В стороне от этой толчеи Обмываю миром из ведерка Я стопы пречистые твои. Шарю и не нахожу сандалий. Ничего не вижу из-за слез. На глаза мне пеленой упали Пряди распустившихся волос. Ноги я твои в подол уперла, Их слезами облила, Исус, Ниткой бус их обмотала с горла, В волосы зарыла, как в бурнус. Будущее вижу так подробно, Словно ты его остановил. Я сейчас предсказывать способна Вещим ясновиденьем сивилл. Завтра упадет завеса в храме, Мы в кружок собьемся в стороне, И земля качнется под ногами, Может быть, из жалости ко мне. Перестроятся ряды конвоя, И начнется всадников разъезд. Словно в бурю смерч, над головою Будет к небу рваться этот крест. Брошусь на землю у ног распятья, Обомру и закушу уста. Слишком многим руки для объятья Ты раскинешь по концам креста. Для кого на свете столько шири, Столько муки и такая мощь? Есть ли столько душ и жизней в мире, Столько поселений, рек и рощ? Но пройдут такие трое суток И столкнут в такую пустоту, Что за этот страшный промежуток Я до воскресенья дорасту.
Первый ведущий : Смерть
Иисуса предстает в стихотворении Б. Пастернака как личное горе
Магдалины. Согласно одной из легенд она любила Его не как спасителя душ
человеческих, а как человека, как мужчину: И земля качнется под ногами, Может быть, из жалости ко мне…
И только за три дня, прошедших до воскресения Иисуса, она в полной мере осознает величие Сына Божьего. В
стихотворении «Гефсиманский сад» Б. Пастернак, описывая последний день
земной жизни Христа, говорит о величии принесенной Им жертвы: Десятый чтец читает стихотворение Б. Пастернака «Гефсиманский сад» Второй ведущий : Пастернак
не отступает от библейского текста. И упрек Христа уснувшим ученикам, и
его запрет выступать с мечом в его защиту, и предательство Иуды, и сам
образ Предателя соответствуют тому, как об этом говорится в Евангелии. Образ
Иуды, мотивы его предательства издавна привлекали своей сложностью
философов, поэтов и живописцев. Некоторые склонялись к полному
оправданию его поступка, невзирая на слова Нового Завета: «Вошел же
Сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати…»: Одиннадцатый чтец читает стихотворение М. Волошина «Иуда Апостол» (И. С. Бах. Месса си-минор. ч. Credo) Первый ведущий : Не
по наущению Сатаны, а по воле самого Христа совершил Иуда свой страшный
грех, утверждает в стихотворении М. Волошин. Во имя любви к Сыну
Божьему он пожертвовал своей бессмертной душой, обрек себя на вечные
муки ада и вечное проклятие человечества. Но в День Страшного суда
Христос вознаградит своего верного ученика за его подвиг. Разные
художники по-разному представляли себе последние дни жизни Христа и
образ Предателя. Евангелием классического искусства называют «Тайную
вечерю» знаменитого Леонардо, над которой он работал в трапезной одной
из миланских церквей, работал от восхода солнца до темного вечера, не
выпуская из рук кисти и забыв о еде и питье. «Один из
вас, живущих со Мною, предаст Меня», – эта фраза смутила покой
пасхальной тайной вечери. Христос на картине – само спокойствие и
благодать. Сказал о будущем предательстве как о неизбежном. Он предвидит
страдание, погружен в печальные раздумья. А на лицах апостолов –
вопросы: «Неужели? Кто? Почему? Не я ли?». Единственное
затемненное лицо среди апостолов – Иуда. Говорили, что художник искал
лицо Иуды в притонах. Судорожным движением руки, сжимающей кошель со
сребренниками, опрокинул солонку, застыл в выжидательном оцепенении. У
Иуды выражение купца, вдруг обнаруживающего, что купленное им может
исчезнуть. Леонардо ищет в лице Иуды жестокости и бесчеловечности. Второй ведущий : А
русский художник Н. Ге увидел в евангельском сказании человеческую
драму, трагический конфликт, имеющий земное, жизненное содержание:
произошло крушение тесного кружка единомышленников, в нем появился
отступник, готовый предать Учителя. Единый золотой фон и контрастное
освещение насыщают картину тревогой. Образ Иуды здесь
– иной: величественный, исполненный мрачной красоты. Тайная вечеря уже
окончена. Иуда удаляется. От всей его темной фигуры веет холодом и
непреклонной решимостью. Взгляните на его лицо: это не мелкий шпион и
предатель, который продал Учителя за гроши, это не мелкий честолюбец. Иуда
– неумолимый фанатик. Он видит в Учителе соперника, идущего против его
убеждений. И не из обиды или корысти он разрывает связь с апостолами, а
из мщения. Он приносит Учителя в жертву своим убеждениям. Один Иисус
понимает, что творится в душе Иуды, он скорбит, но готов испить свою
чашу, не останавливает предателя. Пусть прольется кровь искупления. Она
откроет глаза ученикам, которые разнесут по миру учение любви и
спасения. Первый ведущий : Сын Человеческий идет, как писано о нем. Каковы
бы ни были мотивы предательства Иуды, оно свершилось. И за ним
последовали арест и несправедливый приговор. Нелегок, но величествен был
путь Иисуса Христа на Голгофу. «И шло за ним великое множество народа и
женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним,
сказал: „Дщери Иерусалимские, не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о
детях ваших". И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли
Его». (И. С. Бах. Месса си-минор ч. Cyrie) Двенадцатый чтец (стихотворение А. Ахматовой «Распятие»): Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: «Почто меня оставил!» А матери: «О, не рыдай Мене!».
Тринадцатый чтец читает стихотворение И. Эренбурга «Христу» Второй ведущий:В
поэзии серебряного века Иисус предстает перед нами не Богом, но
Человеком, испившим свою чашу страдания за других, отдавшим за них самое
дорогое, что у него было, – свою жизнь… Он умер по воле беспечной
равнодушной толпы, которая пока еще не понимает всего ужаса всего
совершенного ею: Четырнадцатый чтец читает стихотворение К. Липскерова «Лобное место» (Месса си-минор. ч. Credo. И. С. Бах. Чтение на фоне музыки) Первый ведущий : Бог
распят, а жизнь города идет своим чередом, и только в сердцах близких
смерть Иисуса отзывается болью (А. Ахматова. Распятие): Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.
Второй ведущий : Страдания
матери Иисуса – это боль каждой матери, теряющей своего сына. Мать
Христа. Женщина, принесшая в жертву человечеству родное дитя.
Богородицей называет ее русский народ, Мадонной – европейские народы. Во
все времена этот вечный сюжет – Богоматерь, Мадонна с младенцем –
новорожденным Христом, – был особенно притягателен для художников. Ее
изображали русские иконописцы, итальянские, немецкие, испанские
художники. Всю жизнь писал своих Мадонн Рафаэль. Самая прекрасная из них
– Сикстинская Мадонна. Вглядитесь. Светлое и скорбное лицо. Глаза
устремлены вдаль: словно она видит то, чего другим не дано видеть.
Сильным и нежным движением прижимая к себе сына, она идет с ним к людям… А вот словно прямо в тебя глядит Мария с иконы Владимирской Богоматери. Пятнадцатый чтец читает стихотворение М. Волошина «Владимирская Богоматерь» Второй ведущий:Какие
тайны рассматривают в человеке глаза Богоматери? В этих глазах скорбь и
целомудрие, одухотворенность и прощение. Поэтому, глядя в ее глаза,
люди становятся счастливее, чище сердцем. Эти картины – гимн Марии за ее
великий подвиг материнской любви и всепрощения. (Ф. Шуберт. Звучит Ave Maria) Первый ведущий : Сын
Божий, великий и грозный, Сын Человеческий, полный любви, страдающий и
непонятый, Иисус Христос принял смерть свою на кресте, как искупление
грехов и боли человечества. Но сбылось пророчество: «Надлежит Ему быть
предану в руки человеков-грешников, и быть распятым, и в третий день
воскреснуть!». На третий день смерти Иисуса вошли
женщины в пещеру, где было Его тело. И не нашли Его там. И явился к ним
Ангел Господень: «Его нет здесь, – сказал он им, – Христос воскрес!». И
явился Христос ученикам своим, дабы поверили они в его воскрешение, и
говорил с ними: «Близок День Страшного суда, когда каждый будет
вознагражден по заслугам. Чтите Заповеди Мои, и обойдет вас кара
небесная». Этот Завет Христа свято хранит в своем
сердце каждый верующий человек. Во многих уголках земного шара отмечают
праздник Пасхи как день Воскрешения Сына Божьего. Шестнадцатый чтец читает стихотворение Н. Гумилева «Вечное» Первый ведущий :День
Воскресения Господня ожидается каждым верующим как день освобождения от
грехов, как день воскрешения собственной души. Каждый человек на
определенном этапе своей жизни приходит к Библии и приобретает новые
душевные силы, покой и любовь поселяются в его сердце. Поэзия
серебряного века своим обращением к библейским образам и сюжетам
заставляет нас задуматься о том, как мы живем, во что мы верим. «Я
душу обрету иную», – каждый человек вправе сказать так, обратившись за
помощью к этой Вечной книге. Очищение, надежду и свет дарит она людям. (Звучат «Страсти по Матфею» (ария альта). И. С. Бах) |