На центральной стене или на сцене школьного зала плакат
со стихами И. В. Гете:
Женщина с нами, когда мы рождаемся. Женщина с нами в
последний наш час. Женщина — знамя, когда мы сражаемся. Женщина — радость
раскрывшихся глаз.
На протяжении всего вечера в зале темно, сцена освещена
алым светом. На вечере ребята декламируют стихи И. В. Гете, А. Маркова, А. Дементьева,
М. Пляцковского и других поэтов.
1-й ведущий
Мне самою судьбой завещано, Жизнью всею — и в этом суть —
Поклониться низко женщинам, Добрым словом их помянуть...
Звучит произведение композитора Ф. Шуберта «Аве Мария»,
а с экрана эпидиаскопа крупным планом проецируется картина Рафаэля
«Сикстинская мадонна».
2-й ведущий.
Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Прекрасная
молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей
трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего
сына — маленького Христа — на страдание и муку. Она в последний раз любовно
прижимает его к себе.
Мария остановилась у границы двух миров — небесного и
земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем
неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией коленопреклоненная
Варвара и восторженный Сикст, ангелы.
Прекрасные глаза матери печальны. Она крепко обнимает
сына, предчувствуя его горестную судьбу.
Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы
надвигающейся грозы. И в глазах ребенка — отблески грядущих бед. Ветер растрепал
его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно сосет молоко. С какой
бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлен и пристальный взгляд
Марии, в котором читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать,
несчастной?»
Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего
долга пойти на жертву. Мария — идеал материнства.
Звучит произведение композитора И. С. Баха «Прелюдия
ми-бемоль». Проецируются другие картины Рафаэля: «Мадонна Конестабиле»,
«Мадонна с рыбой», «Мадонна ди Фолиньо», «Мадонна Альба» и др.
Художник в своих картинах воспевает женскую красоту,
женственность, нежность, самоотверженность, бескорыстие матери.
Ученица читает стихотворение А. Маркова «Сикстинская
мадонна».
Ученик.
«Женщина — великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги,
подвиг матери»,— сказал Н.Некрасов. Каждому из нас от колыбельной песни до
последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность. (Читает
стихотворение Л. Дементьева.)
Я верю, что все женщины
прекрасны
И добротой своею и умом.
Еще весельем, если в доме праздник.
И верностью, когда разлука в нем.
Не их наряды и не профиль римский —
Нас покоряет женская душа.
И молодость ее. И материнство.
И седина, когда пора пришла.
И мы, мужчины, кланяемся низко
Всем женщинам родной страны
моей. Недаром на солдатских обелисках
Чеканит память лики матерей.
Ученица. На
свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям
безгранична, бескорыстна, «полна самоотверженности. Мать всегда помнит о
своем ребенке, где бы он ни находился. Многие матери получив во время Великой
Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю
оставшуюся жизнь надеялись на чудо — чудо воскрешения. (Читает стихотворение
М. Пляцковского.)
Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной,
Листочек мой, травиночка.
Как пусто мне одной.
Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.
Я ворога проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала —
И все тебя ждала.
Придешь походкой легонькой,
Шинелька — нараспах.
Живой придешь, целехонький,
С улыбкой на губах.
Придешь, огнем целованный,
С наградой боевой.
Пускай и забинтованный,
А все-таки живой!
...Неделя за неделею,
За годом год идет.
Устала я надеяться,
Лишь боль во мне живет.
Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка.
Тебя все нет и нет!
Ученик (читает
стихотворение К. Кайтукова)
Напрасно, мать, не жди солдата —
Обманывать он не привык.
То ветер грустно, хрипловато
Поет, как старый фронтовик.
Тебе дрова он не нарубит,
К тебе с обновой не придет.
Но сын тебя и мертвый любит
И бережет за годом год.
Он пел в бою, в Отчизну веря...
Кого же ждешь ты до сих пор?
То ветер постучался в двери,
То ветер подметает двор.
Ученик читает
стихотворение М. Пляцковского «Мамины глаза».
Ведущий. Есть
особые произведения в русской литературе, музыке, живописи, дорогие, близкие
каждому человеку.
Картина «Мать» была написана художником К. Петровым-Водкиным
в 1915 г., когда шла Первая мировая война. В ней художник утверждает мысль о
победе жизни над смертью.
На экране эпидиаскопа на
фоне мелодии произведения С. Рахманинова «Весенние воды» демонстрируются
картины.
1-й ведущий.
На картине К. Петрова-Водкина, которую называли еще «Петроградская мадонна»,
изображена кормящая мать. Идет война. Город, где живет эта женщина, находится
в кольце блокады. Поэтому фон картины тревожен. Но лицо кормящей матери спокойно,
она занята делом, важней которого для нее ничего нет. Ее губы сжаты, взгляд
строг, преисполнен надежды, веры в жизнь.
Ученик
У русских женщин
Есть такие лица:
К ним надо приглядеться не спеша,
Чтоб в их чертах
Могла тебе открыться
Красивая и гордая душа.
Такая в них естественность, свобода,
Так строг и ясен
Росчерк их бровей.
Они, как наша русская природа,
Чем дольше смотришь,
Тем еще милей!
Ученица.
У женщины — верное и доброе сердце, излучающее тепло,
радость, счастье, у неё неутомимые руки.
Когда б оледенела вдруг планета.
Лежала бы мертва и холодна,
От взгляда женского
Теплом согрета,
В мгновения оттаяла б она...
В самой природе женское начало
Сильней, пожалуй, всех других начал.
Природа женщин щедро одарила,
А люди возвели на пьедестал.
Все в нас превозносить
Мужчины рады —
От нрава кроткого
До цвета глаз...
2-й ведущий.
Дети — самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую
любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же — любовью, вниманием,
заботой. С уважением и признательностью относимся до седых волос, почтительно
произносим имя матери, оберегают ее старость, дарят ей покой и радость.
Ученица (читает стихотворение Р. Гамзатова)
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски — ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого — особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину —
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И скрыв слезу при ясном свете дня,
«Не беспокойся.— маме говорю я,—
Все хорошо, родная, у меня».
Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба,
По-русски «мама», по-грузински «нана»
И по-аварски — ласково «баба».
| Во время чтения стихотворения демонстрируются
фотографии матерей учеников из семейных альбомов.
Ученик (читает стихотворение Р. Рождественского)
На земле хороших людей немало,
Сердечных немало,
И все-таки лучше всех на земле —
Мама. Моя мама.
1-й ведущий.
Все, что нам свято, дорого, озарено и названо именем матери. Хлебороб,
обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благодарно произносит: «Спасибо
тебе, кормилица-мать». Солдат в бою с врагом бьется за Родину-мать.
Ученица. Люди не уважают того, кто обижает мать, кто
забыл о ней. По отношению к матери мы определяем, каков человек.
По ночам звучит надрывный кашель, Старенькая женщина
слегла. Много лет она в квартире нашей Одиноко в комнате жила. Письма были, только
очень редко. И тогда, не замечая нас, Все ходила и шептала: «Дети, вам ко мне
собраться бы хоть раз. Ваша мать согнулась, поседела, Что ж поделать — старость
подошла. Как бы хорошо мы посидели. Рядышком у этого стола. Вы под этот стол
пешком ходили, Песни пели до зари, А теперь разъехались, уплыли. Вот, поди же,
всех вас собери». Заболела мать, и той же ночью Телеграф не уставал кричать:
«Дети, срочно, только очень срочно, Приезжайте, заболела мать!» Из Одессы,
Таллинна, Игарки, Отложив до времени дела, Дети собрались, да только жалко — У
постели, а не у стола. Гладили морщинистые руки, Мягкую серебряную прядь, Для
чего же дали вы разлуке Так надолго перед нею стать? Мать ждала вас в дождь и в
снегопады. Тягостны бессонницы ночей: Разве горя дожидаться надо, Чтоб приехать
к матери своей? Неужели только телеграммы привели вас к скорым поездам?
Слушайте! У кого есть мама, Приезжайте к ней без телеграмм!
Ученик. В произведении писательницы С. Алексиевич «У
войны не женское лицо» читаем такие строки: «Все, что мы знаем о женщине,
можно объединить в одно слово "милосердие". Есть и другие слова:
"сестра", "жена", "друг". Женщина дает жизнь,
она оберегает. Женщина и жизнь — слова-синонимы. На войне женщина была
солдатом, воином. Она стреляла, убивала, чтобы сохранить жизнь».
Ученица. А сколько пережили наши матери в годы Великой
Отечественной войны! Какая безмерная тяжесть легла на женские плечи! Женщины
самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу,
кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих
Ученик читает стихотворение Рублева "Все люди спят, но мать не спит сейчас..."
2-й ведущий. Сколько
прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено
ее именем! Любовь к женщине — благородное и прекрасное человеческое чувство.
Она возвышает душу мужчин, делает их лучше, сильнее, наполняет смыслом их
жизнь. Вспомним Ромео и Джульетту, А. С. Пушкина и Н. Н. Гончарову, И. С.
Тургенева и П. Виардо.
Мы знаем
множество примеров любви, единственной на
всю жизнь, возвышающей и облагораживающей. Нельзя остаться равнодушным
к верной, но драматической любви писателя Алексея Константиновича
Толстого к Софье Андреевне Миллер, его будущей жене. (Демонстрирует
портреты.)
Тринадцать лет Алексей Константинович не мог соединить
свою жизнь с любимой женщиной, так как против этого брака возражал его мать,
которую он горячо любил и уважал и против воли которой не хотел идти. Только
после смерти А. К. Толстой женился С. А. Миллер.
Впервые свою будущую жену писатель встретил случайно на
балу и стихотворение «Средь шумного бала...», посвященное Софье Андреевне,
потом было положено о. зыку П. И. Чайковским.
Ученик (читает
стихотворение Л. К.
Толстого «Средь шумного 6ала...» (или звучит романс П. И. Чайковского).
1-й ведущий. Все остальные стихи, написанные А. К
Толстым, также посвящены Софье Андреевне, которая все-таки стала его женой. По
его трепетным, страстным стихам, по письмам мы знаем об этой прекрасной,
возвышенной любви, которая продолжалась до конца жизни писателя.
10 июля 1870 г. А. К. Толстой писал из Дрездена жене: «Я
только что приехал в 3 1/4 часа утра и не могу лечь, не сказав тебе то, что
говорю тебе уже двадцать лет, что я не могу жить без тебя, что ты мне единственное
сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет
назад...»
Поэты, показывая величие, могущество любви, ее радости и
муки, как никто другой, учат нас понимать и ценить это прекрасное человеческое
чувство, которое возвышает нас над всем обыденным и суетным.
Ученик (читает стихотворение Ф. И. Тютчева «О, как
убийственно мы любим...»).
Ведущий. Мы кланяемся всем женщинам, матерям, сестрам,
подругам за вашу беззаветную любовь, доброту, за ваши руки, которые творят на
земле добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют ее смыслом, делают
счастливой. Мама — наш тыл, маша— наш верный друг. Уважения признательности
достойна мать, ее бескорыстный труд, любовь, заботу о нас.
Но как часто мы забываем сказать элементарное «спасибо»,
а вырастая, вылетаем из «гнезда» и забываем лишний раз позвонить, опустить в
почтовый ящик белый конверт.
Исполняется песня О. Митяева.
Порой у каждого из нас бывает драма,
Она, казалось бы, решается легко.
Одна в осеннем городе скучает мама,
А этот город расположен далеко.
И мы сначала ничего не замечаем,
А дни разлуки складываются в года.
Мы обещаем написать и забываем,
А мамы нас прощают, как всегда.
А когда-то мальчик был обеспокоен,
Если только мама покидала дом,
И, уткнувшись взглядом в пальмы на обоях,
Грыз горбушку хлеба с сахарным песком.
И ждал, когда в подъезде ржавая пружина
Скрипнет, возвращая ласку и покой.
А у нее работа, а потом дружина
И под вечер с полной сумкою домой.
Как две заботливые птицы, эти руки
Нас успевали защищать и пожалеть
А мы смотрели с братом только на зарубки
На косяке дверном, мечтая повзрослеть.
Почему так много было кукурузы?
Почему в апреле запахи острей?
Почему зимою хочется арбузов?
А вообще-то было все, как у людей.
И тот пьянящий запах новеньких сандалий,
И в кульке за рубль — десять карамель,
А на шариковой ручке радостный Гагарин.
Так ничто не может радовать теперь.
А раз в году хотя бы, кажется, так просто
Вернуться к тихой заводи родимых глаз.
Но мы спешим к вершинам творческого роста,
И мамы, понимая, не тревожат нас.
И ждут, и врут опять немножечко соседям,
Похлебывая тот же ягодный кисель,
Что, может быть, на Новый год
домой приедем,
А нас несет опять за тридевять земель.
И как с пластинки пыльной пляжный визг нам ел
Память наша пленкой рвется, как в кино.
Но как же мы бессильны пирожками с вишней
Возвратить ту радость детства своего!
На сцену выходят несколько мальчиков. Они по очереди
говорят.
— Кланяемся вам, мамы, за ваш великий материнский
подвиг.
— Кланяемся вам, наши мамы, сестры, подруги, за ваше
понимание, сердечность, терпение, заботу.
— Кланяемся вам за то, что вы не- I сете
окружающим свет и тепло.
— Кланяемся вам за
ваш великий самоотверженный труд.
— Кланяемся вам —
душе семьи, хранительницам семейного очага.
— Кланяемся вам,
стоящим на страже мира и счастья рода человеческого.
— Мир дому вашему, семье вашей!
Мальчики (вместе). Низко кланяемся тебе, женщина, чье
имя — Мать!
Ученик
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Звучит произведение Ф.
Шуберта «Аве Мария». |