Пятница, 29.03.2024, 11:56


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [63]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [144]

Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Я ВЕРЮ, ЧТО ВСЕ ЖЕНЩИНЫ ПРЕКРАСНЫ...» Вечер, посвященный Дню матери
14.03.2016, 19:17

На центральной стене или на сцене школьного зала плакат со стихами И. В. Гете:

Женщина с нами, когда мы рождаемся. Женщина с нами в последний наш час. Женщина — знамя, когда мы сражаемся. Женщина — радость раскрывшихся глаз.

На протяжении всего вечера в зале темно, сцена освещена алым светом. На вечере ребята декламируют стихи И. В. Гете, А. Маркова, А. Де­ментьева, М. Пляцковского и других поэтов.

1-й ведущий

Мне самою судьбой завещано, Жизнью всею — и в этом суть — Поклониться низко женщинам, Добрым словом их помянуть...

Звучит произведение композитора Ф. Шу­берта «Аве Мария», а с экрана эпидиаскопа крупным планом проецируется картина Ра­фаэля «Сикстинская мадонна».

2-й ведущий. Внимательно вгляди­тесь в картину «Сикстинская ма­донна» Рафаэля. Прекрасная моло­дая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария дол­жна отдать им своего сына — ма­ленького Христа — на страдание и муку. Она в последний раз лю­бовно прижимает его к себе.

Мария остановилась у границы двух миров — небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тре­вога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией коле­нопреклоненная Варвара и востор­женный Сикст, ангелы.

Прекрасные глаза матери печаль­ны. Она крепко обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.

Клубятся облака под ногами Ма­рии. Она видит зарницы надвигаю­щейся грозы. И в глазах ребенка — отблески грядущих бед. Ветер рас­трепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно сосет молоко. С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлен и прис­тальный взгляд Марии, в котором читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?»

Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария — идеал материнства.

Звучит произведение композитора И. С. Ба­ха «Прелюдия ми-бемоль». Проецируются другие картины Рафаэля: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна с рыбой», «Мадонна ди Фолиньо», «Мадонна Альба» и др.

Художник в своих картинах воспе­вает женскую красоту, женствен­ность, нежность, самоотвержен­ность, бескорыстие матери.

Ученица  читает  стихотворение А. Маркова «Сикстинская мадонна».


Ученик. «Женщина — великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери»,— сказал Н.Некрасов. Каждому из нас от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность. (Читает стихотворе­ние Л. Дементьева.)

Я верю, что все женщины

прекрасны

И добротой своею и умом.

Еще весельем, если в доме праздник.

И верностью, когда разлука в нем.

Не их наряды и не профиль римский —

Нас покоряет женская душа.

И молодость ее. И материнство.

И седина, когда пора пришла.

И мы, мужчины, кланяемся низко

Всем женщинам родной страны

моей. Недаром на солдатских обелисках

Чеканит память лики матерей.

Ученица. На свете не существует че­ловека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бес­корыстна, «полна самоотвержен­ности. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Многие матери получив во время Великой Отечественной войны из­вещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо — чудо воскрешения. (Читает стихотво­рение М. Пляцковского.)

Сыночек мой, кровиночка,

Украден ты войной,

Листочек мой, травиночка.

Как пусто мне одной.

Прокаркала вороною

Беда, как в страшном сне.

Бумагой похоронною

Она пришла ко мне.

Я ворога проклятого

Отчаянно кляла.

Глаза свои проплакала —

И все тебя ждала.

Придешь походкой легонькой,

Шинелька — нараспах.

Живой придешь, целехонький,

С улыбкой на губах.

Придешь, огнем целованный,

С наградой боевой.

Пускай и забинтованный,

А все-таки живой!

...Неделя за неделею,

За годом год идет.

Устала я надеяться,

Лишь боль во мне живет.

Сыночек мой, кровиночка,

Прошло так много лет.

Листочек мой, травиночка.

Тебя все нет и нет!

Ученик   (читает   стихотворение К. Кайтукова)

Напрасно, мать, не жди солдата —

Обманывать он не привык.

То ветер грустно, хрипловато

Поет, как старый фронтовик.

Тебе дрова он не нарубит,

К тебе с обновой не придет.

Но сын тебя и мертвый любит

И бережет за годом год.

Он пел в бою, в Отчизну веря...

Кого же ждешь ты до сих пор?

То ветер постучался в двери,

То ветер подметает двор.

Ученик читает стихотворение М. Пляцковского «Мамины глаза».

Ведущий. Есть особые произведе­ния в русской литературе, музыке, живописи, дорогие, близкие каж­дому человеку.

Картина «Мать» была написана ху­дожником К. Петровым-Водкиным в 1915 г., когда шла Первая мировая война. В ней художник утверждает мысль о победе жизни над смертью.

На экране эпидиаскопа на фоне мелодии произведения С. Рахманинова «Весенние воды» демонстрируются картины.

1-й ведущий. На картине К. Петрова-Водкина, которую называли еще «Петроградская мадонна», изображена кормящая мать. Идет война. Город, где живет эта женщи­на, находится в кольце блокады. Поэтому фон картины тревожен. Но лицо кормящей матери спокой­но, она занята делом, важней кото­рого для нее ничего нет. Ее губы сжаты, взгляд строг, преисполнен надежды, веры в жизнь.

Ученик

У русских женщин

Есть такие лица:

К ним надо приглядеться не спеша,

Чтоб в их чертах

Могла тебе открыться

Красивая и гордая душа.

Такая в них естественность, свобода,

Так строг и ясен

Росчерк их бровей.

Они, как наша русская природа,

Чем дольше смотришь,

Тем еще милей!

Ученица.

У женщины — верное и доброе сердце, излучающее теп­ло, радость, счастье, у неё неутоми­мые руки.

Когда б оледенела вдруг планета.

Лежала бы мертва и холодна,

От взгляда женского

Теплом согрета,

В мгновения оттаяла б она...

В самой природе женское начало

Сильней, пожалуй, всех других начал.

Природа женщин щедро одарила,

А люди возвели на пьедестал.

Все в нас превозносить

Мужчины рады —

От нрава кроткого

До цвета глаз...

2-й ведущий. Дети — самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую лю­бовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же — любовью, вниманием, заботой. С уважением и признательностью относимся до седых волос, почтительно произносим имя мате­ри, оберегают ее старость, дарят ей покой и радость.

Ученица   (читает  стихотворение Р. Гамзатова)

По-русски «мама», по-грузински «нана»,

А по-аварски — ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого — особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,

Лепечет это слово оттого,

Что вспоминает горную вершину —

Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,

И я услышу, за дождем следя,

Как, впитываясь в землю, это слово

Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,

И скрыв слезу при ясном свете дня,

«Не беспокойся.— маме говорю я,—

Все хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба,

По-русски «мама», по-грузински «нана»

И по-аварски — ласково «баба».

| Во время чтения стихотворения демонстри­руются фотографии матерей учеников из се­мейных альбомов.

Ученик   (читает    стихотворение Р. Рождественского)

На земле хороших людей немало,

Сердечных немало,

И все-таки лучше всех на земле —

Мама. Моя мама.

1-й ведущий. Все, что нам свято, до­рого, озарено и названо именем ма­тери. Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благо­дарно произносит: «Спасибо тебе, кормилица-мать». Солдат в бою с врагом бьется за Родину-мать.

Ученица. Люди не уважают того, кто обижает мать, кто забыл о ней. По отношению к матери мы опре­деляем, каков человек.

По ночам звучит надрывный кашель, Старенькая женщина слегла. Много лет она в квартире нашей Одиноко в комнате жила. Письма были, только очень редко. И тогда, не замечая нас, Все ходила и шептала: «Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз. Ваша мать согнулась, поседела, Что ж поделать — старость подошла. Как бы хорошо мы посидели. Рядышком у этого стола. Вы под этот стол пешком ходили, Песни пели до зари, А теперь разъехались, уплыли. Вот, поди же, всех вас собери». Заболела мать, и той же ночью Телеграф не уставал кричать: «Дети, срочно, только очень срочно, Приезжайте, заболела мать!» Из Одессы, Таллинна, Игарки, Отложив до времени дела, Дети собрались, да только жалко — У постели, а не у стола. Гладили морщинистые руки, Мягкую серебряную прядь, Для чего же дали вы разлуке Так надолго перед нею стать? Мать ждала вас в дождь и в снегопады. Тягостны бессонницы ночей: Разве горя дожидаться надо, Чтоб приехать к матери своей? Неужели только телеграммы привели вас к скорым поездам? Слушайте! У кого есть мама, Приезжайте к ней без телеграмм!

Ученик. В произведении писатель­ницы С. Алексиевич «У войны не женское лицо» читаем такие стро­ки: «Все, что мы знаем о женщине, можно объединить в одно слово "милосердие". Есть и другие слова: "сестра", "жена", "друг". Женщи­на дает жизнь, она оберегает. Жен­щина и жизнь — слова-синонимы. На войне женщина была солдатом, воином. Она стреляла, убивала, чтобы сохранить жизнь».

Ученица. А сколько пережили наши матери в годы Великой Отечес­твенной войны! Какая безмерная тяжесть легла на женские плечи! Женщины самоотверженно рабо­тали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих

Ученик читает стихотворение  Рублева "Все люди спят, но мать не спит сейчас..."

2-й ведущий. Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел ос­вящено ее именем! Любовь к жен­щине — благородное и прекрасное человеческое чувство. Она возвы­шает душу мужчин, делает их луч­ше, сильнее, наполняет смыслом их жизнь. Вспомним Ромео и Джульет­ту, А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаро­ву, И. С. Тургенева и П. Виардо.

Мы  знаем множество  примеров любви,    единственной    на    всю жизнь, возвышающей и облагора­живающей. Нельзя остаться равно­душным к верной, но драматичес­кой любви писателя Алексея Константиновича Толстого  к  Софье Андреевне Миллер, его будущей жене. (Демонстрирует портреты.)

Тринадцать лет Алексей Констан­тинович не мог соединить свою жизнь с любимой женщиной, так как против этого брака возражал его мать, которую он горячо лю­бил и уважал и против воли которой не хотел идти. Только после смерти А. К. Толстой женился С. А. Миллер.

Впервые свою будущую жену писатель встретил случайно на балу и стихотворение «Средь шумного бала...», посвященное Софье Андреевне, потом было положено о. зыку П. И. Чайковским.

Ученик    (читает    стихотворение Л. К.  Толстого «Средь шумного 6ала...» (или звучит романс П. И. Чайковского).

1-й ведущий. Все остальные стихи, написанные А. К Толстым, также посвящены Софье Андреевне, ко­торая все-таки стала его женой. По его трепетным, страстным стихам, по письмам мы знаем об этой прек­расной, возвышенной любви, ко­торая продолжалась до конца жиз­ни писателя.

10 июля 1870 г. А. К. Толстой писал из Дрездена жене: «Я только что приехал в 3 1/4 часа утра и не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю тебе уже двадцать лет, что я не могу жить без тебя, что ты мне единс­твенное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет назад...»

Поэты, показывая величие, могу­щество любви, ее радости и муки, как никто другой, учат нас пони­мать и ценить это прекрасное чело­веческое чувство, которое возвы­шает нас над всем обыденным и су­етным.

Ученик (читает стихотворение Ф. И. Тютче­ва «О, как убийственно мы любим...»).

Ведущий. Мы кланяемся всем жен­щинам, матерям, сестрам, подру­гам за вашу беззаветную любовь, доброту, за ваши руки, которые творят на земле добро и справедли­вость, украшают жизнь, наполняют ее смыслом, делают счастливой. Мама — наш тыл, маша— наш вер­ный друг. Уважения признательности достойна мать, ее бескорыс­тный труд, любовь, заботу о нас.

Но как часто мы забываем сказать элементарное «спасибо», а вырас­тая, вылетаем из «гнезда» и забыва­ем лишний раз позвонить, опус­тить в почтовый ящик белый кон­верт.

Исполняется песня О. Митяева.

Порой у каждого из нас бывает драма,

Она, казалось бы, решается легко.

Одна в осеннем городе скучает мама,

А этот город расположен далеко.

И мы сначала ничего не замечаем,

А дни разлуки складываются в года.

Мы обещаем написать и забываем,

А мамы нас прощают, как всегда.

А когда-то мальчик был обеспокоен,

Если только мама покидала дом,

И, уткнувшись взглядом в пальмы на обоях,

Грыз горбушку хлеба с сахарным песком.

И ждал, когда в подъезде ржавая пружина

Скрипнет, возвращая ласку и покой.

А у нее работа, а потом дружина

И под вечер с полной сумкою домой.

Как две заботливые птицы, эти руки

Нас успевали защищать и пожалеть

А мы смотрели с братом только на зарубки

На косяке дверном, мечтая повзрослеть.

Почему так много было кукурузы?

Почему в апреле запахи острей?

Почему зимою хочется арбузов?

А вообще-то было все, как у людей.

И тот пьянящий запах новеньких сандалий,

И в кульке за рубль — десять карамель,

А на шариковой ручке радостный Гагарин.

Так ничто не может радовать теперь.

А раз в году хотя бы, кажется, так просто

Вернуться к тихой заводи родимых глаз.

Но мы спешим к вершинам творческого роста,

И мамы, понимая, не тревожат нас.

И ждут, и врут опять немножечко соседям,

Похлебывая тот же ягодный кисель,

Что, может быть, на Новый год

домой приедем,

А нас несет опять за тридевять земель.

И как с пластинки пыльной пляжный визг нам ел

Память наша пленкой рвется, как  в кино.

Но как же мы бессильны пирожками с вишней

Возвратить ту радость детства своего!

На сцену выходят несколько мальчиков. Они по очереди говорят.

— Кланяемся вам, мамы, за ваш ве­ликий материнский подвиг.

— Кланяемся вам, наши мамы, сес­тры, подруги, за ваше понимание, сердечность, терпение, заботу.

— Кланяемся вам за то, что вы не- I сете окружающим свет и тепло.

  Кланяемся вам за ваш великий самоотверженный труд.

  Кланяемся вам — душе семьи, хранительницам семейного очага.

   Кланяемся вам, стоящим на страже мира и счастья рода челове­ческого.

— Мир дому вашему, семье вашей!

Мальчики (вместе). Низко кланяем­ся тебе, женщина, чье имя — Мать!

Ученик

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влек бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.

Звучит произведение Ф. Шуберта «Аве Ма­рия».

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Ronaldo | Теги: сценарий литературной игры, декада русской литературы в школе, внеклассное мероприятие по литерату, литературная игра, литературный вечер в школе
Просмотров: 1725 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0