Пятница, 26.04.2024, 15:21


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [63]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [144]

Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Интеллектуальная игра по творчеству М.Горького, А.Куприна, И.Бунина для учащихся 11 класса
24.12.2013, 11:07

Предлагаемая   игра  может быть использована как форма контроля за чтением непосредственно перед изучением произведений М. Горького «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и «На дне», А. Бунина «Темные аллеи», А.Куприна «Олеся» и «Гранатовый браслет», а также на обобщающем уроке.

Оформление:

- портреты М. Горького, И. Бунина, А. Куприна;

- высказывания  писателей  о  литературе;

- три дорожки (желтая, зеленая, красная);

- предметы (сопровождение) к вопросам (цыганский платок, жилет; боа и женская шляпка; мужская шляпа; браслет, пачка писем, программка, платок, записка; две нитки бус; колода  карт);

- грамзапись Бетховена и скрипичной музыки;

 

ПЕРВЫЙ АГОН

 Зелёная  дорожка

1. Узнай себя.

Судьба забросила вас на целых шесть месяцев в глухую деревушку на окраине Полесья. Вы поехали даже с радостью. Глушь, лоно природы, простые нравы…, первобытные натуры…, что полезно понаблюдать  писателям (а Вы уже успели в одной небольшой газете втиснуть рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством).

(Иван Тимофеевич, «Олеся» А. Куприна)

2. Вы – почтовый чиновник. Жизнь для Вас – это любовь, поглотившая все Ваше существо. Любовь чистая, безответная, бескорыстная, «сильная как смерть».

(Желтков, «Гранатовый браслет» А. Куприна)

3. Вся Венгрия,  и Чехия, и все, что кругом моря, - знало Вас. Не было по тем краям деревни, в которой бы пяток-другой жителей не давал богу клятвы убить Вас. Горячая у вас кровь. Самое святое и важное для Вас – это воля и свобода.

(Лойко Зобар, «Макар Чудра»  М. Горького)

 

Жёлтая  дорожка

1. Узнай себя.

Вы гордая, независимая натура. Вы полюбили именно  такого человека, который бы никогда не стал Вашим рабом.

(Радда, «Макар Чудра» М. Горького)

2. Вы – красавица, дикарка, выросли в глуши лесов. В вас нет ничего похожего на местных девчат. Вы отличаетесь добротой, свежестью ума, способностью на глубокое чувство.

(Олеся, «Олеся» А. Куприна)

3. Вы – светская дама. Пошли в мать, красавицу англичанку. У Вас есть муж, но прежняя любовь к мужу давно перешла в чувство прочной истинной дружбы).

(Княгиня Вера, «Гранатовый браслет» А. Куприна)

 

Красная дорожка

1. Узнай себя.

Вы наотрез отказались от своего народа, поднимаете голову настолько высоко, что не видите собственных ошибок. Люди, подобные Вам, обречены на вечные страдания,  и осознание вины Вас уже не спасет.

(Ларра, «Старуха Изергиль» М. Горького)

2. Ваше имя в переводе значит «светлый». Ваши обращения ко всем жителям этого дома вполне достойны человеческой речи. Из Ваших уст звучат слова о сущности человека, которая определяется не социальным положением, не богатством, не чинами и званиями, а чем-то иным. «Как ни притворяйся, а человеком родился, человеком и помрешь».

(странник Лука, «На дне», М. Горького)

3. Вы – смелый, благородный юноша, любите свой народ чистой искренней любовью. Жертвуете своей жизнью ради других, даже будучи уверенным, что никто Вас не поблагодарит.

(Данко, «Старуха Изергиль» М. Горького)

 

ВТОРОЙ АГОН


Зелёная  дорожка

1. Вам  было  довольно  скучно  в  деревне после  городской  жизни. Чем же Вы пробовали  заниматься, чтобы  рассеять скуку?

А) «Книжки, какие были у меня, я скоро перечитал»…

Б)  «Пытался познакомиться с местной интеллигенцией, но из

этого ничего  не вышло».

В)  «Потом я решил заняться лечением жителей, но наткнулся на

полную невозможность ставить диагнозы…»

Г)   «Мне оставалась только  охота»…

2. Перед Вами два предмета: стопка писем и браслет.

Какую реакцию вызвали эти предметы в кругу семьи Веры Николаевны?

(Письма служили предметом насмешек и издевательств, но никто

не   воспринимал их всерьез… Браслет вызвал бурю негодования:

близкие  Веры Николаевны считают Вас ненормальным.)

3. Все таборы знают Вас или слыхали о Вас. Что же больше всего любили Вы в жизни?

(Любил  только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да

и    продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. Не было

ничего заветного – нужно тебе его сердце, он сам его из груди,

да и тебе отдал, но  только бы тебе от этого хорошо было).

 

Жёлтая  дорожка

1. Про Вас  говорят, что  Вы  очень  красивы, но сказать так, значит, ничего не сказать. С чем можно сравнить Вашу красоту?

(«Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке   сыграть,

да и то  тому, кто эту скрипку как свою   душу знает»).

2. О Вас ходит суеверная репутация ведьмы. Так колдунья Вы или нет?

(«У нас на роду чары, я и сама немного умею».)

Нужно привести два примера с царапиной  и падением Ивана   Тимофеевича)

3. Только один  человек, генерал Аносов, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного. Что же Вам сказал дядя?

(«А – почем знать? Может быть, твой  жизненный   путь, Верочка,

пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины

и на которую больше      не способны мужчины»).

 

Красная дорожка

1. В тот день, когда Вы вместе со своею матерью пришли в родное племя, старейшие племени сказали, что Вам нет места среди них. «Пусть идёт, куда хочет!» Почему они так сказали и не позволили Вам остаться?

(«Все смотрели и видели, что он ничем не лучше их,  только глаза

его были холодны и горды, как  у царя  птиц….И разговаривали

с  ним,  а он отвечал, если  хотел…, а когда пришли старейшины,

он говорил   с ними, как с равными себе. )

2. Добрый и сострадательный, Лука сознательно навевает «сон  золотой» исстрадавшимся ночлежникам. Кому и какую надежду вы подаете?

(кратко рассказать, что обещал Лука Анне,

Актеру, Ваське Пеплу, Насте и др.)

3. Вы  повели свой народ через лес. В один момент народ уже хотел повернуть назад, к врагу, и принести ему в дар свою волю, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни.  Как же Вам удалось убедить народ пойти за вами?

(«И вот он говорит:Не своротить камня с пути думою.

Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.

Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь

имеет же он свой конец! Все на свете имеет конец!

Посмотрели они на него и увидали, что он лучший   из всех…»)

 

ТРЕТИЙ АГОН

 

Зелёная  дорожка

1. Однажды Вы настояли на том, чтобы Олеся Вам погадала. Вам, по-моему, не очень понравилось, что было сказано ею. Что же она сказала о Вашем характере?

(«Вышло Вам, что человек Вы хотя добрый…, но  слабый…

Доброта Ваша не хорошая, не сердечная…Слову  Вы своему

не господин…Никого Вы сердцем не любите, потому

что сердце у Вас холодное, ленивое, а тем,  который Вас

будут любить, Вы много горя принесете»).

2. Перед Вами три предмета: платок, записка, программка художественной выставки. Эти вещи – самое дорогое, что было у Вас в жизни. Чьи они и откуда они у Вас?

(вспомнить и рассказать, где Вера Николаевна их оставила).

3. Когда Вы сыграли в таборе, то никто не остался равнодушным, Вы сумели затронуть каждое сердце. Кроме одного. Чьего?... Что  же  она  сказала  по  поводу  вашей  игры, с кем сравнила?

(«Вот  так однажды комар гудел, орлиный клекот передразнивая»).

 

Жёлтая  дорожка

1. Крепко Вы задели за сердце Зобара.  Но все же однажды зверем он посмотрел на вас, ничего не сказал, стерпел. Когда это было?

(Когда после игры на скрипке Радда  сказала:»Ты бы  не залетал так высоко, Лойко,       неравно  упадешь,  да – в лужу носом, усы запачкаешь, смотри!»)

2. Как же ты, Олеся, можешь объяснить падение Ивана Тимофеевича на ровном месте?

(дать пересказ эпизода кратко)

3. Браслет был золотой, низкопробный, но с наружной стороны весь покрыт небольшими старинными гранатами. Что особенно примечательного было в нем, на что Вы  обратили особое внимание?

(«Посреди, между небольшими камнями есть

один зеленый. Это редкий сорт граната. По преданию,

он имеет свойство сообщать дар предвидения

носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые

мысли».)

 

Красная дорожка

1. Долго старейшие племени думали, какой же казни достойно Ваше преступление?

(Сначала они хотели разорвать его лошадьми,

но это казалось мало. Потом хотели пустить в него

по стреле, но отвергли и это. Еще предлагали сжечь,

но дым не позволил бы видеть его мучения.

И, наконец, они придумали страшное наказание:

«Стойте! Наказание есть! Наказание ему в   нем

самом! Пусть он будет свободен!

Вот ему наказание!»

(после объяснить, чем страшно это наказание)

2. Смог ли Лука кому-то дать «праведную землю»? Какова  роль  Луки в духовной жизни ночлежников?

(смог в некоторых пробудить человека, заставил

задуматься о своей жизни, о предназначении человека).

3. Усталые и злые, люди стали судить Вас. «Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь…» Что Вы сделали для людей?

(Прочитать отрывок наизусть)

 

ФИНАЛЬНЫЙ АГОН

 

Зеленая дорожка

1. Рассказы  М. Горького  «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» называют ранними романтическими произведениями. Объясните, почему романтическими?

2. Какой  писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство, которое должно основываться на доверии, искренности, верности, но ни в коем случае не на выгоде и корысти. Любовь, по его мнению, надо нести в себе всю жизнь, не предаваясь мимолётным страстям и увлечениям.                    (А. Куприн)

3. Своими героями этот писатель утверждает особую меру жизненных ценностей, в которую не укладывается обычная, будничная жизнь. Гордость и вольнолюбие в этой системе ценностей побеждают любую человеческую привязанность, даже  сильнейшую – любовь.

(М. Горький, Дойко Зобар и Радда)

 

Желтая дорожка

1. Какую книгу и какого писателя можно назвать энциклопедией любовных драм и почему?

(«Темные аллеи» И. Бунина)

2. Когда Бунин работал над сборником рассказов «Темные аллеи», ему на память пришли слова великого писателя Л. Толстого, сказанные Бунину  еще  юноше. Что  это  за  слова?

(«Счастья  в  жизни  нет, есть  только  зарницы его, -

цените их, живите ими». Такими зарницами  счастья,

озаряющими жизнь человека, Бунин считал любовь.)

3. В этом произведении автор вскрыл духовную ограниченность высшего сословия, проявляющуюся перед лицом чистой, бескорыстной любви. Что это за повесть и кто ее автор?

(«Гранатовый браслет» А. И. Куприна)

 

Красная дорожка

1. «Любовь  сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Кто автор этих слов, из какого они произведения, и к какому произведению можно взять их эпиграфом?

(И.С. Тургенев. Стихи в прозе.К «Гранатовому браслету» Куприна)

2.  Мир этих людей – это мир, где принижается все человеческое, но именно поэтому острее звучит жажда ощутить себя человеком. О каком произведении идет речь?

(М. Горький  «На  дне»)

3. На  примере  этих  героев  автор  показал  два  полюса  отношения  к  человеку: гордость и гордыня, свобода для всех и свобода для себя, свобода внутренняя и свобода внешняя. О каких героях идет речь?

(М. Горький, Данко и Ларра «Старуха Изергиль»)

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: декада русской литературы в школе, внеклассное мероприятие по русской, литературная игра, открытый ур, сценарий, литературный вечер в школе
Просмотров: 2866 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0