Понедельник, 06.05.2024, 12:35


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [63]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [144]

Главная » Файлы » ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Игра "Умники и умницы" по теме "К чему изобретать национальный гений? Ведь Пушкин есть у нас!"
04.03.2013, 19:49
У школьников велика потребность в игре, она необходима им для развития воображения, инициативы, творчества, поэтому эта игра в занимательной форме проводилась не для развлечения учащихся, а для закрепления умений и навыков. Игровые моменты вызывают интерес к литературе, делают умственную работу более продуктивной.

Учебные предметы: литература, французский язык, история

Уровень образования школьников: класс возрастной нормы, 9-11 классы

Оборудование: магнитная доска, компьютер, мультимедиа

Цель: привить учащимся любовь к вдумчивому чтению, вызвать радость от общения с книгой, внимание к слову; заинтересованность в осознанном чтении произведений писателя; учить применять знания, умения в необычной ситуации интеллектуальной игры

Девиз игры:

К чему изобретать национальный гений?
Ведь Пушкин есть у нас:
Ведь Пушкина убили, потому
Что своей смертью он никогда
Бы не умер, жил бы вечно…

М.Цветаева

В школе состоится необычное состязание:
Для этого вам понадобится по предметам знание!
Для вас, кто литературу, историю любит,
Главным оружием знание будет!
Победа сильнейшему – вот награда!
Вас ждёт серьёзная олимпиада!

Вальсируют 2 пары в костюмах в стиле эпохи А.С. Пушкина

Ведущий (на фоне мелодии вальса)

В нём сбылся русский дух.
Но образ родины он вывел не из двух
Несложных принципов
И не из трёх суждений:
Не из пяти берёз,
Одетых в майский пух.
И не из тысяч громких заверений.
Весь мир – весь белый свет!
В кольце его творений
Вместился целиком и высказался вслух.

… Избушка и Вольтер! Казак и …нереида,
Лишь лёгкой створкой здесь
Разделены для вида:
Кого-чего тут нет!..
Свирель из тростника –
И вьюг полночный рёв;
Средневековый патер,
Золотокудрый Феб,
Коллежский регистратор,
Экспромт из Бомарше и –
Песня ямщика.

Н.Матвеева

Ведущий сообщает тематику игры, условия, представляет членов жюри, участников

ХОД ИГРЫ


                                                                                 ПЕРВЫЙ АГОН

Приглашаются первые три участника

Вопросы  для розыгрыша дорожек

1.Перечислите известные вам  географические названия, связанные с именем

 А.С. Пушкина

2.Как звали мать, отца, няню поэта?

 3.  Какое из пушкинских лицейских прозвищ было связано с иностранным языком? Почему?

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

Вы молодой барин, приехали из Петербурга в имение отца, который тяжело болен. Вас вызвала старая няня, отправив вам письмо. Представьтесь, пожалуйста

 ( Владимир Андреевич Дубровский)

 

А не скажете ли вы, Владимир Андреевич, чем вы занимались в Петербурге?

 ( гл.3 –воспитывался в кадетском корпусе  и был выпущен корнетом в гвардию)

Владимир, объясните, пожалуйста, какие обстоятельства жизни  заставили  вас стать  предводителем шайки разбойников? (имение моего отца  по решению суда должно было незаконно перейти к Троекурову, но слуги не хотели менять хозяев, остальное предпочитаю оставить в тайне)

От роду вам 23 года, роста вы среднего, лицом чисты, бороду бреете… Продолжите список ваших примет, зачитанный исправником, как это не удивительно, в вашем же присутствии( гл.9: « …глаза карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось»)

Расскажите, пожалуйста, уважаемый Владимир Андреевич,  как вы оказались в доме Троекуровых? Сколько времени вы там пробыли и почему ушли?

 ( Я давно был влюблён в Машу Троекурову, но в силу сложившихся обстоятельств, посвататься к ней не мог, свидание назначить тоже.  А тут попался на станции учитель- французик Дефорж, не без страха направляющийся  в усадьбу Троекуровых. Я предложил ему сделку: 100 тысяч  чистыми деньгами – и он едет в Париж, а я  по его документам в Покровское. Пробыл я там около месяца. Покинуть имение пришлось после того, как отобрал деньги у Антона Пафнутьича).

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

О вашем персонаже Пушкин пишет: 

Его луга  необозримы,

Там табуны его коней

Пасуться вольно, нехранимы.

Кругом Полтавы хутора

Окружены его садами,

И много у него добра:

Мехов, атласа, серебра

И на виду,  и под замками

Кто является хозяином всех этих богатств?

( Василий Леонтьевич Кочубей-генеральный судья из поэмы А.С. Пушкина «Полтава»)

Но странно, Василий Леонтьевич,  далее поэт говорит о вас следущее:

 Но Кочубей богат и горд

Не  долгогривыми конями,

Не златом, данью крымских орд,

Не розовыми хуторами…

Пожалуйста, скажите,  какими же сокровищами вы ещё владеете и дорожите чем более всего?  ( Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей)

После  роковых событий, которые произошли  в вашей семье по вине  вашего бывшего друга Мазепы, вы не можете  отвязаться от горьких мыслей. Как пишет поэт,

 …он губит

Едину мысль и день, и ночь:

Иль сам погибнет, иль погубит-

Отмстит поруганную дочь.

Как вы решили отмстить коварному Гетману?

( Написать  царю Петру : «донос на гетмана- злодея» о коварных планах; вступить в сговор с шведским королём Карлом и установить своё правление на Украине)

3. Василий Леонтьевич, кому вы доверили  свои тайные мысли? Кто разделил ваш умысел и вашу участь?  ( Искра, полтавский полковник)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

Вас А.С. Пушкин  представляет так:

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего весник,

В мольбах  и гаданьях проведший весь век…

Кто же вы?

( «Вдохновенный кудесник», «мудрый старец» из  баллады «Песнь о вещем Олеге»)

 

Напоминаю, что князь Олег обращается к вам со словами:

Скажи мне, кудесник, любимец Богов,

Что станется в жизни со мною?

И скоро ль на радость соседей- врагов

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня.

Какими словами  и почему именно вы начали свой ответ князю?

( Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен)

2. Скажите, кудесник, что вы предсказали князю Олегу?

(… Победой прославишь ты имя своё,

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны, и суша подвластны тебе-

Завидует недруг столь дивной судьбе...

Но примешь ты смерть от коня своего)

 

 Если кто-то из участников не может ответить на вопрос, он автоматически задаётся зрителям в зале, каждый из которых, набрав наибольшее количество баллов-

 « Умниц»- может испытать судьбу на одной из дорожек. В перерыве между агонами зрители  просматривают компьютерные презентации, подготовленные группой поддержки кого-то из участников. Тема: «Жизнь и творчество

 А.С. Пушкина»

Второй агон

Приглашаются  три участника

Вопросы для розыгрыша дорожек

Вы издаёте книгу А.С. Пушкина «Повести Белкина» со своими иллюстрациями. Разработайте проект обложки, оглавления. Перечислите, какие иллюстрации к каждой повести должны обязательно войти в сборник.

На каком иностранном языке и какие стихотворения написал Пушкин ещё в лицее? ( «Stances»,   «Mon Portrait») Прочтите несколько строк из них на языке оригинала (желательно)

Какая героиня   произведения Пушкина, будучи русской по духу, в совершенстве владела  французским языком и даже письмо к возлюбленному  написала на французском?   (Татьяна Ларина из романа в стихах «Евгений Онегин»)

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

Вы дочь  богатого и своенравного  помещика, выросшая в деревне, без матери и подруг. Сейчас вам 17 лет. Осмелитесь ли вы  назвать себя,  милая девушка

( Марья Кирилловна Троекурова из романа «Дубровский»)

Итак, Маша, чем  же вы занимаетесь  в своём деревенском уединении?  Чему научились к 17-ти годам? (читать книги-романы о любви, вышивать шёлком; получила воспитание, обучаясь у  французской мамзель Мими. Когда в доме появился Сашин учитель- француз Дефорж - я стала брать  у него уроки пения)

Марья Кирилловна, любопытно было бы узнать историю вашей любви  к Владимиру Дубровскому. Не расскажите ли вы нам,  когда и как зарождалось Ваше чувство к нему?  Когда и почему вы отвергли его? Что происходило между этими двумя событиями? (главы с момента знакомства и до конца)

Вас выдают  замуж за князя  Верейского. Надеюсь, вас не затруднит  представить нам своего жениха или описать его в нескольких словах (гл.13: отставной майор, долго находившийся в чужих краях; недавно вернулся из-за границы. Выглядит старше своих 50 лет. Наружность приятна, замечательна, любезен с женщинами, рассеян)

Дорогая Машенька, помните, как  вы закричали  жалобным голосом папеньке: «…не  губите  меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою…» Объясните, почему всё-таки стали княгиней?  ( А что мне оставалось делать? Я ждала  помощи от Дубровского, ждала  до последнего, но помощь пришла слишком поздно)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

Вашей героиней  поэт просто  любуется и восхищается:

Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный  в тени дубравной.

Как тополь   киевских высот,

Она стройна. Её движенья

То лебедя пустынных вод

Напоминают  плавный ход,

То лани быстрые  стремленья.

Как  пена, грудь её бела.

Вокруг высокого чела,

Как тучи, локоны  чернеют.

Звездой блестят её глаза;

Её уста, как роза, рдеют.

-Назовите  своё имя, красавица (Мария, дочь Кочубея из поэмы «Полтава»)

1. Очень приятно познакомиться. Но дальше А.С. Пушкин нас прямо-таки пугает:

…завидных женихов

Ей шлёт Украйна и Россия;

Но от венца, как от оков,

Бежит пугливая Мария.

Всем женихам – отказ…

- Помилуйте, почему? (  Я  влюблена в старца Мазепу)

2. Мария, позвольте  всё же полюбопытствовать: давно ли вы любите Мазепу?

 ( Я « лишь гетману внимала», и  песни, что он слагал, пела на пирах, ещё  «когда он  беден был и мал, когда молва его не знала»)

3.О какой « убийственной тайне»  поведала вам прокравшаяся в замок мать? Вспомните, не было ли в разговорах гетмана с вами намёков  на поразившее вас событие?

( Мать сообщила мне о предстоящей гибели моего отца. Мазепа, которого я любила, оказался подлецом. Да, я припоминаю, в 1-н из ночных разговоров он стал задавать мне очень странные вопросы о том, кто мне дороже: отец или  супруг?..)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

Ваш персонаж - провинциальная дама, «довольно простая вдова, всеми любимая за добрый и весёлый нрав». Вспомнили, кто это?  ( Анна Савишна Глобова, гостья на празднике  у Троекурова- помещика из произведения «Дубровский»)

А не вспомните ли вы, госпожа Глобова,  по поводу чего за столом  « пропищал ваш толстый дамский голос?» ( Шёл разговор о Дубровском, и я сказала о том, как судьба свела меня с этим  справедливым молодым разбойником)

Анна Савишна,  можно попросить Вас   ещё раз описать Дубровского.

( Пожалуйста. Человек лет 35-ти, смуглый, черноволосый, в усах, бороде, генерал)

 

В перерыве между агонами зрители  просматривают компьютерные презентации, подготовленные группой поддержки кого-то из участников. Тема презентации  №2: « А.С.Пушкин и его друг Пущин»)

 

Третий агон

Приглашаются  три участника

Вопросы для розыгрыша дорожек

Использовал  ли Пушкин  французские заимствования в своих произведениях? Назовите произведение, где этих  заимствований больше всего?

 ( «Евгений Онегин»)

2.Назовите примеры нетранслитерированной лексики в произведениях Пушкина?

(Rococo   ami   Madame Mon cher   champagne и другие)

3. Знал ли Пушкин другие иностранные языки, кроме французского, и какие?

( итальянский, немецкий)

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

Вы старинный русский барин, ваше богатство , знатный род и связи  дают вам большой вес  в глубинке, где  находится ваше имение. Назовите ваше имя

 ( Кирилла Петрович Троекуров)

 

Соседи  рады угождать вашим малейшим  прихотям, губернские  чиновники  трепещут при вашем имени, никогда никто ни в чём  не  осмеливается вам перечить и все  завидуют  согласию, царствующему  между вами и вашим соседом, и удивляются  смелости последнего. Кто же сей  и за что ему такие почести, господин Троекуров?  ( Да, как-то так получилось… Мы с « Андреем Гавриловичем Дубровским  ровесники, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, сходствовали в характере и наклонностях», в некоторых  отношениях и судьба  одинакова : «оба  женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих осталось по ребёнку…»

Расскажите, пожалуйста, о  своей семье  (Дочь Мария, которую я люблю до безумия, стараюсь угождать малейшим её прихотям, но, видно, пугаю суровым обращением. Сын Саша, шалун лет девяти…)

Детский вопрос, Кирилла Петрович!  Любите ли вы животных?  ( Да, обожаю собак. Держу псарню, где более 50-ти  гончих и борзых   живут в достоинстве и тепле, чем очень горжусь. Показываю с гордостью всем гостям.   Кроме того,  на дворе у меня  обыкновенно воспитываются несколько медвежат, с которыми  забавляться очень люблю)

Итак, господин Троекуров. вы выиграли судебный процесс, разорили своего соседа и друга Дубровского, что стало причиной его смерти. Сын его, Владимир Дубровский,  лишившись всего, стал разбойником. Кто, как не вы,  должны были вызвать гнев  молодого «злодея». Почему  же ваши « поместья посажены»?

( Думаю,  причина в страхе, который моя особа внушает  всей губернии)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

Он стар, он удручён годами,

Войной,  заботами, трудами,

Но чувства в нём кипят…

-Кто же ваш персонаж? ( Гетман Мазепа из поэмы «Полтава»)

1.  Пушкин уточняет, о каких чувствах идёт речь:

- Не столь мгновенными страстями

Пылает сердце старика,

Окаменелое годами

Упорно, медленно оно

В огне страстей раскалено;

Но поздний жар уж не остынет

И с жизнью лишь его покинет…

По нравственным нормам того времени  родители должны были радоваться такому проявлению чувств знатного жениха. Почему же мать невесты  называет его чувства бесстыдными, нечестными,  греховными ( Мазепа влюбляется в крестницу, что равнозначно, по мотивам христианской морали, любви к дочери)

В ответ на требование Марии объясниться, чем увлечён супруг, не появилась ли соперница, Мазепа отвечает:

Давно замыслили мы дело,

Теперь оно кипит у нас.

Благое время нам приспело,

Борьбы великой близок час.

- Что же это за дело и с кем борьба?

3. В  одной из тайных бесед со своим « свирепым гетмановским  дельцом» вы сознаётесь в истинной  причине своего умысла  изменить русскому царю. Какова эта причина? ( Петр на одном из пиров схватил Мазепу за усы)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

Вы пишете перед лампадой  свои последние сказанья и говорите о себе:

Недаром  многих лет свидетелем

Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

Признайтесь, кто вы?

( Монах – летописец  Чудова монастыря  Пимен из драмы «Борис Годунов»)

Чему в вашей судьбе завидует проснувшийся Григорий?

 ( Как весело провёл свою ты младость!

Ты воевал под башнями Казани.

Ты рать Литвы при Шуйском отражал,

Ты видел двор и роскошь Иоанна!

Счастлив! А я от отроческих лет скитаюсь, бедный инок!)

В  разговоре с вами Григорий  расспрашивает о смерти Дмитрия – царевича. Не припомните ли вы, что ответили ему на вопрос: « Каким же был царевич убиенный?»

( Да лет семи: ему бы нынче было-

Тому прошло уж 10 лет-

Нет, больше…

12 лет - он был бы твой ровесник

И царствовал, но Бог  судил иное) 

 

В перерыве между агонами просматривается презентация  о Наталье Николаевне Гончаровой и « семейный фильм»

ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКА

Финал

 

Вы богатый помещик, который владеет всего одной деревенькой, у вас 70 душ крестьян, сын воспитывается в Петербурге. Кто вы? (  Андрей Гаврилович Дубровский)

Ваш сосед, К.П.Троекуров, говорит: « Слушай, брат, Андрей Гаврилович, коли в твоём Володьке будет толк, так отдам за него Машу; даром, что он гол, как сокол

Не припомните ли вы, что ему тогда ответили? ( «Нет, Кирилла Петрович, мой Володька не жених Марье Кирилловне. Бедному дворянину , каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем считаться приказчиком избалованной бабёнки»)

Андрей Гаврилович,  за что вы так осерчали на Троекурова?  (пересказ от имени героя ссоры (1 глава)

Объясните, что могло бы примирить вас с соседом?  (об этом я написал на другой же день в письме, где просил выслать в Покровское  псаря Парамошку с повинною)

 Андрей Гаврилович, я прошу у Вас прощения за то, что задаю не очень приятный, трудный вопрос, который напомнит о событии, приведшее вас к болезни. Почему вы так сильно были поражены решением суда? ( Во – первых,  я был уверен в своей правоте, поэтому не беспокоился о деле; во-вторых,  не имел ни охоты, ни возможности сыпать деньгами; в- третьих,  никогда не думал, что стану жертвой «чернильного племени»)

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

 Замечательно динамичный портрет вашего героя даёт А.с. Пушкин:

…Его глаза сияют.

Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен.

Он весь, как божия гроза…

Узнали? ( Пётр Первый из поэмы «Полтава»)

 

1.  А не припомните ли вы, какие слова, произнесённые « вдохновенным», «звучным» голосом сопровождают ваш столь   энергичный выход на поле боя?

(«За дело, с Богом!»)

2.Давайте, Петр Алексеевич, вспомним события после Полтавского боя:

…Пирует Пётр…

И царский пир его прекрасен…

В шатре своём он угощает

Своих вождей,  вождей чужих,

И славных пленников ласкает

И за учителей своих заздравный кубок  поднимает…

-Назовите тех, кому вы так благодарны за науку военного искусства

( В своих примечаниях к поэме «Полтава»  Пушкин пишет на французском языке, что такой же вопрос  задавали  Петру, и он ответил, что пьёт за шведских генералов)

3.а теперь, ваше  императорское  величие, обратимся к другой поэме- «Медный всадник», где  Пушкин вас опять сделал главным героем. Подзаголовок у неё «Петербургская повесть» а начинается со времени,  когда Петербурга ещё не было, и вы стояли на берегу пустынных волн. Что вы видели перед собой и о чём думали?

( Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко…

Все флаги в гости будут к нам…)

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

-Вот бумага какая-то казённая.

Читаю : «А лет ему от роду …20-ть. А ростом он мал,  грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу- другая»  Кто ж ты? ( чернец Григорий Отрепьев)

Вспомните, пожалуйста,  Григорий, где и кто  зачитывает эти ваши приметы?

 ( Мой спутник- бродяга- чернец Варлаам, в келье на литовской границе)

дерзкий самозванец, объясните, пожалуйста,  о ком и почему вы произносите  этот монолог:

Нет, легче мне сразиться с Годуновым

Или  хитрить с придворным  иезуитом,

Чем с женщиной…

Она меня чуть-чуть не погубила…

( это о Марине… пытался раскрыть ей своё истинное имя, происхождение и намерение, да вот не понравилось ей это…)

 Жюри подводит итоги, объявляет и награждает победителей игры, в том числе из числа зрителей. Отмечает наиболее активных участников.

В заключении игры  проводится парад костюмов эпохи  Пушкина.


Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin | Теги: внеклассное мероприятие по русской, декада русской литературы в школе, открытый ур, литературная игра, литературный вечер в школе, сценарий
Просмотров: 1515 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0