Цели и задачи:
- Развивать аналитические навыки работы с публицистическими текстами,
отбирать нужный материал, работать с разными источниками.
- Проверить знание текста.
- Стимулировать действия учащихся для достижения современного качества
образования через игру.
- Воспитывать социально - активную личность, способную самостоятельно и
активно идти к намеченной цели.
- Способствовать выявлению индивидуальных интересов, развитию их личных
достижений через творческую активность.
Наглядность:
- Выставка книг Л.Н.Толстого.
- Газеты "Л.Н.Толстой в фотографиях”, " Ясная поляна”.
- Рисунки учащихся к рассказу "После бала”.
- Высказывания известных людей о писателе.
- Костюм Вареньки (помощница).
Ход игры
Учитель: Сегодня мы снова встретимся с Л.Н. Толстым - писателем огромного
дарования и трудолюбия , автором известных всему миру гениальных произведений и
его рассказом "После бала”.
Удивительную жизнь прожил Л.Н.Толстой. Родился он в 1828 году, еще при жизни
А.С.Пушкина. Был участником героической обороны Севастополя в 1854- 1855 годах,
видел Русь крепостническую, пережил реформу 1861 года, дожил до революции 1905
года и умер в 1910 году в возрасте 82 лет. Его творческая деятельность
продолжалась свыше полувека.
О его жизни нам расскажет
Ученик: Л.Н. Толстой родился и воспитывался в большой дворянской семье,
рано осиротел, был очень дружен с братьями Сергеем, Николаем, Дмитрием и сестрой
Марией. Его воспитание и образование были типичными для дворянства со всеми их
сословными предрассудками. В трилогии "Детство”, "Отрочество”, "Юность” Толстой
с великолепной художественной свежестью воссоздает картину жизни своего сословия
и поколения.
Но мы знаем, что жизнь поместного дворянства тесно соприкасалась с жизнью
крестьян. Отсюда и глубокий интерес Льва Николаевича к простому народу, к
крестьянству. Сам Толстой как помещик был очень добр и разумен. Он много помогал
крестьянам, особенно в голодные 1873 и 1892 годы.
В первой половине своего творческого пути Толстой с большой симпатией
описывает ( в романах "Война и мир”, "Анна Каренина” и других) тот слой знатного
и культурного дворянства, к которому он сам принадлежал. Однако это не мешало
ему видеть отрицательные стороны жизни и характеров аристократов.
Критическое отношение к своему классу достигает необычайной силы в его
последних произведениях – романе "Воскресение” и рассказе "После бала”.
Принимая непосредственное участие в героической обороне Севастополя, Толстой
близко познакомился с русскими солдатами и в простых, правдивых картинах
"Севастопольских рассказов” показал их героизм.
Л.И. Толстой - один из самых известных и любимых писателей не только в
русской, но и мировой литературе. Он, как и его герои, ищет смысл жизни. И смысл
этот – в правде, в справедливости, в человеческой любви. Лев Николаевич велик и
прекрасен не только как писатель, но и как человек. Он необыкновенно честен и
справедлив, добр и великодушен к людям и особенно к детям. Толстой вырастил в
своей семье восемь детей. Больше всего на свете он ценил человеческую жизнь.
Вся долгая и прекрасная жизнь писателя наполнена любовью к русской природе, к
искусству, к музыке. Особенно он любил народную музыку, называя ее "удивительным
сокровищем” .Он неоднократно повторял: "Ничего так не люблю, как наши простые
деревенские песни”. Он далее собирал и записывал их. Сборник с записями песен
писатель подарил Петру Ильичу Чайковскому в благодарность за доставленное
музыкой композитора наслаждение. А в молодости Лев Николаевич даже сочинил вальс
для фортепьяно, но записали его только в 1906 году, когда он сыграл его своим
друзьям Танееву и Гольденвейзуру.
Лев Толстой – величайший гуманист. Пройдут столетия, а толстого люди будут
читать и любить.
Представление жюри, помощницы в платье Вареньки.
Учитель: В сегодняшней игре будут участвовать 3 человека, а все остальные
будут им помогать. Всем было дано задание:
- Прочитать рассказ.
- Познакомиться с биографией.
- Познакомиться с высказываниями критиков о Толстом .
Чтобы выбрать дорожку, вы должны за 30 секунд выполнить задание по русскому
языку. Исправьте ошибки и вставьте пропущенные знаки
препинания. (Текст дается каждому игроку.)
Мир Толстого это мир залетый солнечным светом прастым и ярким мир, в котором
все отрожения по размерам прапорцыям и светотени соответствует явлениям
действительности.
В.Г. Короленко
Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким,
мир, в котором все отражения по размерам, пропорциям и светотени соответствуют
явлениям действительности.
В.Г. Короленко "Л.Н.Толстой”
Пока судьи решают, кто лучше выполнил задание, мы с вами посмотрим фотографии
писателя в разные годы жизни. У нас есть возможность посмотреть фотографии,
рассказывающие о тех местах , где жил и работал Л.Н.Толстой.
2 задание по красноречию
Условия игры:
За одну минуту вы должны согласиться или не согласиться с мнением
М.Горького: "Толстой – это целый мир”.
Право выбора предоставляется:
- На красной дорожке 2 правильных ответа.
- На желтой дорожке 2 правильных ответа и 1 ошибка допускается.
- На зеленой дорожке 2 правильных ответа и 2 ошибки допускается.
Ученик сам выбирает тему и номер вопроса. Сегодня мы представляем такие темы:
Музыка, танцы, герои, любовь, история, художественные особенности произведения,
творчество и биография.
Музыка:
1. Толстой известен как и композитор. Что он сочинил в молодости , а только в
1906 году переложили на ноты?
2. Какие звуки доносились до Ивана Васильевича, когда он прогуливался ранним
утром?
( .. .звуки флейты и барабана, это была какая-то другая, жесткая,
нехорошая музыка. Позади стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли
неприятную, визгливую мелодию)
1 .Какие танцы исполнялись на балу?
(и кадрили, и вальсы, и польки, и мазурки)
2. Почему главный герой не танцевал мазурку с Варенькой?
(Мазурку у меня отбили: препротивный инженер Анисимов пригласил ее, только
что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал)
Герои:
1. Как выглядел отец Вареньки на балу?
2. Какую картину увидел Иван Васильевич ранним утром?
(зачитать из учебника)
1. Кого прозвали Николаем Панкиным и за что?
(царя Николая 1 Павлыча за то, что солдат в армии русской насмерть забивали
палками за любую провинность)
2. Что за случай послужил для написания рассказа?
(Реальные события. Статья учебника)
1. Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки и
полковника?
(Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них.
Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, хорошие опойковые сапоги,
но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков.
Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. Чтобы вывозить и одевать
любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные, – думал я, и эти
сапоги меня умиляли. В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей
душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью)
2. Почему любовь к Вареньке "сошла на нет”? Как на этот вопрос ответил И.В.?
(Зачитать из текста)
Художественные особенности произведения:
1. Какие художественные средства использует Толстой в рассказе?
(цветопись, подбор эпитетов, прямая авторская оценка, звукопись, описание
героя, экспрессивные глаголы, антонимы, противопоставление)
2. Работая над рассказом , Л.Н.Толстой долго думал над заглавием. Появлялись
варианты: "Рассказ о бале и сквозь строй”, "Отец и дочь”, " Дочь и отец”, " А вы
говорите...”, И только затем он выбрал такое " После бала”.Почему остановился на
последнем?
(Именно это название отражает главную мысль, именно то, что увидел
полковник после бала , повлияло на всю его дальнейшую жизнь)
1. Участником и свидетелем каких исторических событий был Л.Н.Толстой?
(оборона Севастополя, революция 1905 года, реформа 1861 года)
2. Какую игру придумали братья Толстые, и что она для них значила?
("Муравейные братья”, имелась тайна, она состояла в том, что когда она
откроется, то все люди должны стать счастливыми, не было бы несчастий, горя,
люди бы никогда не ссорились; но для этого надо было бы выполнить несколько
условий; " И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано
то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и
теперь, что есть истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она
обещает”.
Толстой
3. В чем Толстой видит смысл жизни? (Ответ на листке.)
Вывод по игре: Значение рассказа "После бала” огромно. Писатель своим
произведением выразил отношение к обращению с солдатами , он ставил , как мы
увидели , широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной
жизнью, а другие влачат нищенское состояние? Что такое справедливость , честь,
достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского
общества. Вот почему Толстой вспомним случай, происшедший в далекие годы юности,
и положил его в основу рассказа. Пером писателя водило желание обратить внимание
современников на раны общества. Да и сегодня эти проблемы тоже не решены. Они
существуют , и их необходимо решать.
Л.Н. Толстой говорил: "Как следит атлет за увеличением мускулов, так
следи за увеличением любви или хоть, по крайней мере, за уменьшением злобы и
лжи, и будет полная, радостная жизнь”.
Жизненное кредо: Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,
ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно
бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.”
Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для одного себя нельзя.
Самыми счастливыми годами своей жизни Толстой считал те, когда он отдавал себя
благу народа, работе в Яснополянской школе, помощи голодающим.
Объявление результатов игры и награждение. |