Действующие лица: 6 ведущих, 6чтецов,В.А
.Жуковский, А.С. Пушкин, Маша Протасова,
экскурсовод герои сказки "Спящая царевна”: царь
Матвей, царица, 12 чародеек (сценка)
Оборудование: репродукция портрета В.А.
Жуковского кисти О.А. Кипренского, свеча, картины
с пейзажами(времена года), набор открыток "В.А.
Жуковский”, дневник, письма, перо, подарки
чародеек, колыбель с куклой-младенцем, пяльцы,
книги с произведениями В.А. Жуковского (выставка
книг)
Вступительное слово педагога:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнёт о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
В этих строчках короткого стихотворения
Александра Сергеевича Пушкина "К портрету
Жуковского” восхищают и изящность рифмы, и
глубина мысли, и точность предсказания, которой
могут позавидовать любые ясновидящие. Сегодня
можно утверждать, что пророчество Пушкина
сбылось!
Мы рады приветствовать вас, дорогие друзья, на
нашей гостиной, посвященной 225-летию со дня
рождения Василия Андреевича Жуковского. Жизнь и
творчество великого романтика мы рассмотрим
через призму его взаимоотношений с Александром
Сергеевичем Пушкиным.
Почувствовать атмосферу I половины ХIХ века нам
помогут:
В.А. Жуковский
А.С. Пушкин
Маша Протасова
Экскурсовод
Чтецы, ведущие
(Герои кланяются и рассаживаются по местам.)
(Звучит фрагмент из "Времен года” П.И.
Чайковского)
Жуковский (сидя за столом, смотрит на пейзажи на
стене, затем начинает писать):
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и лёгкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть её изобразила?
Едва-едва одну её черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мёртвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать ?
Невыразимое подвластно ль выраженью?
Экскурсовод:
Выразить "невыразимое” мог Василий Андреевич
Жуковский. В Третьяковской галерее висит его
портрет, написанный в 1816 году Орестом Адамовичем
Кипренским. Всё в этом портрете подчинено
раскрытию внутреннего облика поэта-романтика:
его задумчивый взгляд, направленный вдаль, его
колеблемые ветром волосы, башни средневекового
замка на фоне ненастного облачного неба, общий
сумрачный колорит живописи. Это - Жуковский
времени его наибольшей популярности, Жуковский -
автор элегий и баллад, Жуковский, о котором
Пушкин сказал самые точные слова…
Пушкин (обращаясь к портрету):
- Что за прелесть чертовская небесная его душа!
Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и
человеком, да каким ещё! (Звучит музыка.)
1-й ведущий :
Это был человек, который считал, что главное в
поэте- его дарование, и поэт должен настойчиво
преодолевать жизненные препятствия, чтобы они не
смогли замутить поэтического родника его души.
Именно это привлекало Пушкина, который
признавал, что Жуковский всегда сохранял
человеческое достоинство. А трудностей в жизни
Жуковского, которые сломили бы и озлобили бы
любого другого человека, было немало.
2-й ведущий: (во время его рассказа на экран
проецируются открытки с видами Оки, Белёва,
Мишенского)
29 января (10 февраля) 1783 года в селе Мишенском,
что в трёх верстах от уездного города Белёва
Тульской губернии, появился на свет мальчик.
Родители его – помещик Афанасий Иванович Бунин и
пленная турчанка Сальха, при крещении получившая
имя Елизавета Дементьевна. Крёстным отцом стал
Андрей Григорьевич Жуковский – небогатый
помещик из Украины, полудруг, полуслужащий в доме
Буниных; крёстной матерью – 15 летняя Варвара
Бунина, сестра мальчика по отцу.
Имя младенцу дали Василий (по-гречески – царь),
записали так: Василий Андреевич Жуковский.
Марья Григорьевна, жена Бунина, приняла
мальчика в своём доме, полюбив его, воспитывала
вместе со своими внучками. Так среди девочек, в
тишине и раздолье барской России, под
благословением Оки начал свою жизнь будущий
поэт.
Незаконное происхождение наложило
определенный отпечаток на характер мальчика. Он
был очень скромным, лишённым кичливости,
высокомерия, барства.
Неброская красота природы в окрестностях
Мишенского, тишина и спокойствие этих мест
навсегда запали в душу поэта.
1-й чтец (стихотворение "Там небеса и воды
ясны…”):
Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина, все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но всё с тобой
Душой
Ты помнишь ли, как под горою,
Осеребряемый росою,
Белелся луч вечернею порою
И тишина слетала в лес
С небес?
Ты помнишь ли наш пруд спокойный,
И тень от ив в час полдня знойный,
И над водой от стада гул нестройный,
И в лоне вод, как сквозь стекло,
Село?
Там на заре пичужка пела;
Даль озарялась и светлела;
Туда, туда душа моя летела;
Казалось сердцу и очам –
Всё там!...
Сентябрь-ноябрь 1816 г.
(Звучит фрагмент из "Времен года” П.И.
Чайковского)
3-й ведущий: В 1800 году В.А. Жуковский блестяще
окончил Благородный пансион при Московском
университете, его имя было записано на золотую
доску.
Служба в Конторе соляных дел была недолгой:
мечтательного юношу манила другая страсть –
поэзия. В апреле 1802 года он приезжает домой, в
Мишенское. Здесь, по русским полям и холмам, он
бродил и сочинял. Кудрявый, с мечтательными
глазами, он прочитал друзьям перевод элегии
английского поэта Т. Грея "Сельское кладбище” и
вызвал всеобщий восторг Элегия была длинна,
певуча, наполнена чистой и прекрасной печалью.
Поэт сумел выразить своё "в чужом”. На
деревенском кладбище спят "поселяне”, люди
безвестные, но, может быть, и неведомые гении, так
и ушедшие, не проявив себя, как уйдёт и сам юный
певец этого кладбища, томно бродящий близ реки.
Элегия была напечатана в шестом номере
"Вестника Европы”. Это уже был тот Жуковский,
который входил в русскую литературу, чтобы
занять в нем видное место.
2-й чтец (отрывок из элегии "Сельское
кладбище”):
…Здесь пепел юноши безвременно сокрыли;
Что слава, счастие, не знал он в мире сём.
Но музы от него лица не отвратили
И меланхолии печать была на нём.
Он кроток сердцем был, чувствителен душою –
Чувствительным творец награду положил.
Дарил несчастных он чем только мог – слезою,
В награду от творца он друга получил.
Прохожий, помолись над этою могилой;
Он в ней нашёл приют от всех земных тревог,
Здесь всё оставил он, что в нём греховно было,
С надеждою, что жив его спаситель – Бог.
(Звучит музыка)
4-й ведущий:
Владимир Соловьёв находил, что лирическая
поэзия России Х1Х века родилась близ Белёва – из
лёгких строф молодого Жуковского.
Откуда появился этот новый, прекрасный звук –
воздыхание, нежное томление, элегия и меланхолия
? Прежде всего, это отозвалась собственная жизнь
Василия Андреевича.
Послушайте дневниковые записи В.А. Жуковского
1805 года.
Жуковский (пишет в дневнике)
"Не имея своего семейства, в котором я бы
что-нибудь значил, я видел вокруг себя людей мне
коротко знакомых, потому что был перед ними
выращен, но не видал родных, мне принадлежащих по
праву; я привык отделять себя от всех, потому что
никто не принимал во мне особливого участия и
потому, что всякое участие казалось мне милостью.
Я не был оставлен, брошен, но не был любим никем…
Самое общество матушки, по несчастию, не может
меня делать счастливым: я не таков с ней, как
должен быть сын с матерью; это самое меня мучит, и
мне кажется, я люблю её гораздо больше заочно,
нежели вблизи…”
5-й ведущий:
Жуковский появился в литературе, когда Пушкину
было два года. Ко времени вступления Пушкина в
русскую литературу поэтическая манера
Жуковского уже сложилась, он был признанным
мастером поэзии. Критики в один голос утверждали,
что стихи Жуковского "мелодичны, как тихое
роптанье ручейка, как лёгкое веянье ветерка”.
С юношей Пушкиным Василий Андреевич встретился
в сентябре 1815 года в Царском Селе. К тому времени
Пушкин был автором уже двадцати стихотворений,
напечатанных в журналах.
О подробностях этой встречи мы узнаём из письма
П.А. Вяземскому от 19 сентября 1815 года.
Жуковский (пишет)
"Я сделал ещё одно приятное знакомство! С нашим
молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на
минуту в Царском Селе. Милое, живое творенье! Он
мне обрадовался и крепко прижал руку мою к
сердцу…
Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно
объединиться, чтобы помочь вырасти этому
будущему гиганту, который всех нас перерастет”.
6-й ведущий:
Жуковский для Пушкина – поэт -предшественник,
поэт- учитель и одновременно старший друг.
Учитель открыл ученику поэтическую
многозначность слова, способность слова нести
эмоционально-психологическую нагрузку и
выражать душевные переживания, внутреннюю жизнь
человека.
Юный Пушкин не подражает Жуковскому, а либо
сочиняет в духе Жуковского (стихотворение
"Певец”), либо использует его стилистику. В
послании 1816 года Пушкин признавался, что взял
Жуковского себе в пример ("Мне ты пример…”)
Учитель показал своему ученику высокое
предназначение поэта, ответственное отношение к
поэтическому, слову необходимость стремления к
идеалу.
3-й чтец (на фоне музыки читает отрывок из
элегии "Море”)
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо! ;Ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое светлое небо к себе?...
…Обманчив твоей неподвижности вид :
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
1-й ведущий:
Жуковский с отроческих лет воспринимался
Пушкиным как поэт по призванию, как образец
истинного поэта.
Юный Пушкин подчал высказывался о Жуковском
запальчиво резко, говорил, что как поэт Жуковский
исчерпал себя, подчас склонен был шутить над
меланхолией и мечтательной сентиментальностью
Василия Андреевича, иронизировал над попытками
Жуковского сблизить идеальный мир прекрасного, в
который тот погружался, с реальной
действительностью. Восприятие поэзии Жуковского
отчасти в комическом свете отразилось в пародии
на "Двенадцать спящих дев” в поэме "Руслан и
Людмила” и в ряде других произведений.
Впоследствии Пушкин искренно об этом сожалел и
дал такую характеристику своему учителю: "В
бореньи с трудностью силач необычайный”.
Наступило такое время, когда ученик перерос
своего учителя. 26 марта 1820 года на квартире у
Жуковского Пушкин прочитал свою поэму "Руслан и
Людмила”. По окончании чтения Жуковский вручил
Пушкину свой портрет с надписью "Победителю-
ученику от побеждённого учителя в тот
высокоторжественный день, в который он окончил
поэму "Руслан и Людмила”, 1820, марта 26, великая
пятница”.
Жуковский уступил Пушкину своё место. Каким
нужно было быть человеком, чтобы сделать это без
боли и зависти!
Теперь Пушкин - глава русской литературы, и
Жуковский благоговеет перед его талантом и
бережёт его.
Жуковский (пишет письмо):
"… На всё, что с тобою случилось, и что ты сам на
себя навлёк, у меня один ответ: ПОЭЗИЯ. Ты имеешь
не дарование, а гений… Ты рождён быть великим
поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся
твоя мораль, всё твоё возможное счастие и все
вознаграждения. Обстоятельства жизни,
счастливые или несчастливые, - шелуха. Ты скажешь,
что я проповедую с спокойного берега утопающему.
Нет! Я стою на пустом берегу, вижу в волнах силача
и знаю, что он не утонет, если употребит свою силу,
и только показываю ему лучший берег, к которому
он непременно доплывёт, если захочет сам. Плыви,
силач. А я обнимаю тебя… По данному мне
полномочию предлагаю тебе первое место на
русском Парнасе…”(1824 года).
(Звучит музыка)
2-й ведущий:
Летом 1831 года в Царском Селе Жуковский и Пушкин
вступили в своеобразное шутливое состояние: кто
лучше напишет сказку, подобную народной. Николай
Васильевич Гоголь, находившийся вместе с ними,
вспоминал: "Почти каждый вечер собирались мы
–Жуковский, Пушкин и я … Сколько прелестей вышло
из-под пера сих мужей! У Пушкина.. сказки русские
народные…у Жуковского тоже русские народные
сказки. Чудное дело! Жуковского узнать нельзя.
Кажется, появился новый обширный поэт, и уже
чисто русский”…
Жуковский тогда закончил "Сказку о царе
Берендее” и "Спящую царевну”.Пушкин написал
только одну- "Сказку о царе Салтане…” (Но,
возможно, осенью 1833 года в Болдино он вернулся к
мысли о соревновании и создал "Сказку о мёртвой
царевне и о семи богатырях”, которую можно
сопоставить со сказкой Жуковского "Спящая
царевна”).
Вашему вниманию предлагается сценка из сказки
В.А. Жуковского "Спящая царевна”. (У царя Матвея
родилась дочь, и на праздник он пригласил
одиннадцать волшебниц, а "двенадцатой одной,
хромоногой, старой, злой”, он не позвал, потому
что исчезло двенадцатое золотое блюдо).
Сценка из сказки "Спящая царевна”
Действующие лица: двенадцать чародеек, царь и
царица у колыбели, где лежит кукла, автор.
Автор:
Собралися пировать
Гости, званые царём!
Пили, ели, а потом
Хлебосольного царя
За приём благодаря,
Стали дочь его дарить:
1-я волшебница:
2-я волшебница:
3-я волшебница:
Будешь в сем на радость ты
Благонравна и тиха;
4-я волшебница:
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
5-я волшебница
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных…
(Чародейки подходят к колыбели, кладут свои
подарки. Одна остаётся стоять)
Автор:
Словом, десять молодых
Чародеек, одарив
Так дитя наперерыв,
Удалились; в свой черёд
И последняя идёт;
Но ещё она сказать
Не успела слова- глядь!
И незваная стоит
Над царевной и ворчит;
Ведьма: (наклонясь над колыбелью) :
На пиру я не была,
Но подарок принесла;
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты бету;
В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!
Автор:
Проворчавши так, тотчас
Ведьма скрылася из глаз;
Но оставшаяся там
Речь домолвила:
12-я чародейка:
"…Не дам
Без пути ругаться ей
Над царевною моей;
Будет то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он;
Срок назначенный пройдёт,
И царевна оживет;
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца.
(Гостья уходит, царь и царица плачут над
колыбелью).
3-й ведущий:
Хотя у Пушкина и Жуковского было много общего и
хотя они на многие вещи смотрели одинаково, всё
же резкая противоположность их характеров не
укрылась от современников и потомков, как не
укрылось и различие их поэтических дарований.
Жуковский и Пушкин были очень разными по
характеру и темпераменту. Вследствие этого они
по-разному относились к одним и тем же событиям.
Жуковский всегда был склонен к компромиссу, к
постепенной и длительной "осаде”. Пушкин – к
штурму, к быстрому действию.
В лирике Пушкина огромное место занимают
стихотворения о любви, посвященные различным
женщинам, встречавшимся в его жизни. Героиней
любовной лирики Василия Андреевича Жуковского
была только одна женщина- Маша Протасова, Мария
Андреевна Мойер.
(На экран проецируется её портрет. Звучит
музыка)
Маша: В 1805 году, когда мне было двенадцать лет,
а моей сестре Александре – десять, мама,
Екатерина Афанасьевна, пригласила к нам в
качестве учителя своего брата по отцу, поэта
Василия Жуковского. Ежедневный его приход был
для нас праздником. Целый новый мир, мир
прекрасной поэзии, явился нам в очаровательном
облике. Гусиными перьями в ученические тетрадки
записывали мы выдержки из поэтов, историков,
имена европейских учёных. Рядом с ним нельзя было
быть невнимательной, не приготовить заданного.
Уроки продолжались три года, я подросла, и
появились неясные, смутные мечтания, всё было так
томно, нежно я сама себя не понимала (садится у
окна, вышивает на пяльцах).
Жуковский: Что со мной происходит? Грусть,
волнение в душе, какое-то неизвестное чувство,
какое-то неясное желание! Можно ли быть
влюблённым в ребенка? Но в душе моей сделалась
перемена в рассуждении её! Третий день грустен,
уныл! Отчего? Оттого, что она уехала!...
4-й ведущий:
Любовь к Маше рождает в Жуковском "звуки
небесные”, он живёт в огне любви.
Позже он скажет об этом времени: "То была
поэтическая жизнь, и только тогда я был поэтом”.
Это время выразилось в стихотворении "Имя где
для тебя?”. Маша сохранила его в своём портфеле,
который нашли после её смерти. Напечатано оно
было уже после смерти Жуковского.
4-й чтец:
Имя где для тебя?
Не сильно смертных искусство
Выразить прелесть твою!
Лиры нет для тебя!
Что песни? Отзыв неверный
Поздней молвы о тебе?
Если б сердце могло быть
Им слышно, каждое чувство
Было бы гимном тебе!
5-й ведущий :
Маше было семнадцать лет, Жуковскому двадцать
семь, когда между ними стало уже всё ясно- в
светлом и высоком духе. Дело шло к "соединению
жизней”. Однако речи о браке быть не могло, пока
не благословит мать. Первое объяснение
Жуковского с Екатериной Афанасьевной произошло
в 1810 году. Ссылаясь на близкое родство, она
заявила, что брак невозможен, и в благословении
отказала.
У этой любви не было будущего 14 января 1817 года
Маша вышла замуж за доктора Мойера Ивана
Филипповича.. 19 марта 1823 год Маша – Мария Мойер –
умерла при родах.
В.А. Жуковский очень тяжело переживал утрату.
Больше о любви он никогда не писал, муза его
любовной лирики замолчала.
Стихотворение "Ты предо мною…”- надгробный
памятник любимой.
5-й чтец:
Ты предо мною
Стояла тихо.
Твой взор унылый
Был полон чувства.
Он мне напомнил
О милом прошлом…
Он был последний
На здешнем свете.
Ты удалилась,
Как тихий ангел;
Твоя могила,
Как рай, спокойна!
Там все земные
Воспоминанья,
Там все святые
О небе мысли.
Звезды небес,
Тихая ночь!...
(Звучит музыка)
6-й ведущий:
Несмотря на все страдания, выпавшие на его долю,
В.А. Жуковский не озлобился. Он всегда приходил на
помощь своим друзьям, был их добрым гением.
Именно Василий Андреевич встал на защиту
Пушкина в 1820 году, когда в опасности оказалась
сама жизнь поэта: Пушкину за вольнолюбивые стихи
грозила ссылка в Сибирь. Жуковский использовал
всё своё влияние, чтобы ссылка в Сибирь была
заменена ссылкой на юг России. Он же хлопочет о
том, чтобы Пушкин вновь оказался в Петербурге.
Цензура не пропускает в печать любимое дитя
Пушкина, трагедию "Борис Годунов”, и тут на
помощь опять приходит Жуковский. Получив
известие о хроническом аневризме у Александра
Сергеевича, Жуковский уговорил хирурга Мойера
выехать в Псков и прооперировать больного.
1-й ведущий:
Жуковский ввёл Пушкина в литературу, и он же
принял последний вздох гениального поэта. Он
рассказал нам о последних минутах жизни Пушкина,
о невыносимых его страданиях. Так, 28 января
Жуковский записал, что поэт стал упрямо
отвергать предписания докторов, "будучи испуган
своими муками и ожидая(зачёркнуто: жадно желая)
смерти для их прекращения”. При прощании поэт
каждому молча пожимал руку и делал знак выйти.
Данзас, Жуковский и Даль поцеловали ему руку. Так
простились учитель и ученик.
Благодаря хлопотам Жуковского семья погибшего
Пушкина получила материальную поддержку от царя.
Как и при жизни Пушкина, Жуковский защищал его и
после смерти, рискуя поссориться с Николаем I. Он
был верен памяти рано ушедшего друга. Он был
верен себе.
(Звучит музыка "Реквием” Моцарта)
Заключительное слово педагога:
Можно очень много говорить о Василии
Андреевиче Жуковском как о поэте и как о великом
человеке.
Он был воспитателем будущего царя-освободителя
Александра П.
На склоне лет сбылась мечта поэта о семейном
счастье: он женился на дочери своего друга –
художника Рейтерна – Елизавете.
Умер В.А. Жуковский 12(24) апреля 1852 года в
Баден-Бадене (Германия), похоронен на Тихвинском
кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Учитель пережил своего ученика на 15 лет. Они шли
в жизни и литературе разными, но пересекающимися
путями. В.Г. Белинский заметил очень точно: "Без
Жуковского мы не имели бы Пушкина”.
Сегодня мы можем с уверенностью сказать:
"стихов пленительная сладость” Василия
Андреевича Жуковского прошла "веков
завистливую даль”.! Это был великий
поэт-романтик и высочайшей души человек,
наставник, друг и ангел - хранитель Александра
Сергеевича Пушкина.
(Зажигает свечу и ставит к портрету Жуковского.
Звучит музыка) |