Третий уровень
1.
Введите в предложение обобщающие слова — отрицательные местоимения, вставьте
пропущенные буквы.
На выг..ревшей
земле не р..сло ____________: ни тр..винки, ни куст..ка.
Ни упавший
лист..к. ни случайный камеш..к — _________ не нарушало удивительную ч..стоту
аллеи.
Не слышно
________; ни ш..пота, ни ш..роха.
Ни проходч..ки,
ни наладч..ки, ни труб..укладч..ки — ___________ сегодня не работал.
2.
Найдите личные местоимения, определите их падеж и запишите начальную форму каждого
из них.
Меня еще там нет,
а мне печется хлеб
и вот он вынут из огня,
чтоб накормить меня.
И кто-то мне газеты шлет,
и кто-то мне одежду шьет,
и кто-то учит роль
и для меня волнуется,
и где-то кто-то учится,
как успокоить боль,
чтоб мне ее не знать!
И потому беру тетрадь
и, что-то напевая,
стихи пишу тому,
кого еще не знаю.
(Э.
Машковская.)
3.
Просклоняйте местоимение себя на русском и
украинском языках. Составьте словосочетания с различными формами этого
местоимения.
4.
Переделайте предложения так, чтобы выделенные местоимения употреблялись как
относительные.
Кто поет в лесу? Какие
птицы умеют говорить? Чье пение особенно славится? Чем питаются птицы зимой?
5.
Просклоняйте словосочетания столько друзей и
столько книг, расставьте
ударения в местоимениях. Составьте с ними несколько предложений, употребив эти
словосочетания в разных падежных формах.
6.
Перепишите предложения, выбирая не или
ни
для отрицательных местоимений. Определите падеж этих слов.
О жизни, о жизни
— и только о ней, о ней до скончания дней! Ведь (ни, не)на что больше поэту
смотреть и (ни, не)над чем больше парить. (Ю. Мориц.)
Из смиренья не
пишутся стихотворенья, и нельзя их писать (ни, не) на чье усмотренье.
(Л. Мартынов.)
Прощай, поэма,
подружись с семьей большою, теперь уж я тебе (ни, не)чем не помогу. (М. Луконин.)
Сердце хочу
иметь такое, чтоб (ни, не)кому не дать покоя. (Л. Мартынов.)
7.
Исправьте ошибки в употреблении
местоимений.
Классная
комната, оформленная ихними руками, была лучшей в школе.
Кирила Петрович
устраивал разные забавы, которые были интересны только себе.
Какие-либо книги
я для тебя нашел.
Алешу художник
нарисовал, когда он куда-то спешил.
Федька, когда
рубил дерево, он и не представлял, как трудно вырастить вишню.
8.
Определите синтаксическую роль местоимений в данных предложениях.
Мы ожидали хоть
каких-нибудь известий.
Не у кого было
спросить об этом человеке.
И вдруг в его
душе что-то повернулось и открылось.
9.
Найдите «четвертое лишнее» в рядах местоимений.
а) Каждый, любой, такой, всякий;
б) никто, ничто, некий, никакой;
в) некоторый, несколько, нечто, некого.
Четвертый
уровень
1.
Продолжите ряды сложных слов, в состав которых входят данные местоимения
всевозможный, самодельный.
2.
Объясните значение фразеологических оборотов с возвратным местоимением
себя
и составьте с ними предложения. Продолжите ряд устойчивых выражений с этим
местоимением. Уйти в себя; выйти из себя.
3.
С данными словосочетаниями составьте предложения, укажите различия в
употреблении местоимений такой и
таков.
Какое слово соответствует им в украинском языке?
Таково решение,
такое решение; таковы люди, такие люди.
4.
Приведите примеры загадок, которые бы начинались вопросительными местоимениями.
5.
Назовите пословицы и поговорки, которые начинаются относительными
местоимениями.
6.
Придумайте и запишите лингвистическую сказку о превращениях местоимений с
приставками не- и ни-.
7.
Подберите слова, в которых «спрятаны» местоимения.
8.
Придумайте и запишите предложения, которые помогут понять смысл данных.
Определите разряды местоимений.
... Каждая мать
хотела бы иметь такого сына.
... В такую ночь
невозможно уснуть.
... Несколько
лет прошло с той далекой поры. |