| Первый уровень 1.
Укажите верное высказывание. а)        Лексика — это весь словарный состав
языка. б)        Лексика — это слова, пришедшие в русский
язык из других языков. в)        Лексика — это наука о новых словах. 2.
Укажите синонимы к слову известный. а)        Современный; б)        знаменитый; в)      
популярный. 3.
Укажите пару антонимов. а)        Песня — стихотворение; б)        веселый — грустный; в)
бежать — плыть. 4.
Укажите общеупотребительное слово. а)        Семья; б)        волость; в)
гутарить. 5.
Укажите профессиональное слово, относящееся к сфере изобразительного искусства. а)        Рисовать; б)        художник; в)
мольберт. 6.
Укажите исконно русское слово. а)        Саксаул; б)        зима; в)
этика. 7.
Укажите устаревшее слово. а)        Баталия; б)        молодость; в)
голос. 8.
Укажите фразеологизм. а)        Детские слезы; б)        лить слезы в)
крокодиловы слезы. 9.
Укажите фразеологизм, которым можно заменить выделенные слова, чтобы смысл
предложения сохранился. На уроке Сергей был крайне невнимателен. а)        Смотреть в рот. б)        Сесть в калошу. в)
Витать в облаках. 10.
Что обозначает фразеологизм поминай, как звали? а)        Вспоминая, хорошо думать о ком-то; б)        удрать, сбежать, скрыться; в)        ругать кого-то. Второй уровень 1.
Укажите неверное высказывание. а)        Лексическое значение слова можно узнать
из орфоэпического словаря. б)        Слова, которые понимают и употребляют
все говорящие на определенном языке, называют общеупотребительными. в)        По количеству лексических значений слова
делятся на однозначные и многозначные. 2.
Укажите синонимы к слову богатый (урожай). а)        Долгожданный; б)        щедрый; в)
обильный. 3.
Укажите пары антонимов. а)        Минута — час; б)        черный — красный; в)
активный — пассивный; г)
дело — безделье. 4.
Укажите общеупотребительные слова. а)        Контральто; б)        цель; в)
летчик; г)
пролетка. 5.
Укажите профессиональные слова, относящиеся к сфере музыки. а)        Играть; б)        либретто;  в)
меццо-сопрано; г)
солист. 6.
Укажите исконно русские слова. а)        Раджа; б)        цветок; в)
пафос; г)
город. 7.
Укажите устаревшие слова. а)        Облако; б)        перст; в)
уста; г)
планета. 8.
Укажите фразеологизм. а)        Медвежья лапа; б)        медвежья услуга; в)
медвежья шуба. 9.
Укажите фразеологизм, которым можно заменить выделенные слова, чтобы смысл
предложения не изменился. До
речки ребята добежали очень быстро. а)        В мгновение ока; б)        засучив рукава; в)
на широкую ногу. 10.
Укажите, какие из фразеологизмов являются синонимами. а)        Пускать пыль в глаза; б)        след простыл; в)
и был таков. Третий уровень 1.
Запишите по пять слов для каждой сферы употребления: лингвистика, медицина,
строительство, компьютерное дело. 2.
Какое значение имеет слово положила в данных
предложениях? В каком значении это слово является устаревшим? а)        ...Царица злая, Ей
рогаткой угрожая,  Положила
иль не жить,  Иль
царевну погубить. б)        ...Вот они во гроб хрустальный Труп
царевны молодой Положили
и толпой Понесли
в пустую гору... (А.
Пушкин) 3.
Замените данные заимствованные слова русскими. Дефект,
информация, лидер, мемуары, гипотеза. 4.
Подберите к данным словам антонимы и составьте с ними предложения. Победа,
защита, здоровье. 5. Подберите к данным словам синонимы с приставкой не-. Болезнь,
вымысел, разногласие, рассеянность. 6.
Объясните значение данных слов и введите их в словосочетания или предложения. Самолюбие,
себялюбие; твердость, упрямство; адресат, адресант. 7. Объедините слова двух групп в пары так, чтобы
получились устойчивые сочетания. Глазки,
азбука, башня, лампа, нить, пята, узел; Ахиллес, Эйфель, Морзе, Анюта, Ариадна,
Алладин. Гордий. 8.
Замените в каждом предложении выделенный глагол другим, противоположным по
значению. Мало-помалу
деревья начали редеть.  Скоро
нашел
я дорогу. Я вспомнил, где мне нужно
свернуть на тропинку.  Здесь
окончились
мои приключения.  Дождь
прекратился,
и я
заснул. 9.
Укажите современные варианты данных устаревших слов. Перст, чело,
баталия, лакей. 10.
Выскажите свое мнение по вопросу: «Как
нужно относиться к заимствованным словам?» Четвертый
уровень 1.
Объясните значение заимствованных корней аква-, супер-,
нео- и
образуйте с ними как можно больше слов. 2.
Используя сочетания брать быка за рога, бить ключом в их прямом и
фразеологическом значении, напишите сочинение- миниатюру о пользе знания
фразеологии. 3. Замените сочетания слов одним существительным. Музыкальное
сопровождение; краски, разведенные в воде; художник, изображающий картины
сражений; художник, пишущий картины природы; первое выступление артиста. 4.
Введите слово черный в предложения так, чтобы в каждом из
них оно имело различные значения. 5.
Замените пословицы народов мира сходными по смыслу русскими. Вылетевшее
слово и на четверке лошадей не догонишь (яп.);  Хочешь
узнать человека — узнай его друзей (яп.);  У
плотника всегда дверь сломана (араб.);  За
стаей фазанов погнался — ни одного не поймал (кит.). 6.
Составьте описание розы, подобрав
прилагательные для обозначения цвета, формы, размера, запаха этого цветка. 7.
Замените иностранные прилагательные русскими, обращаясь в случае затруднений к
словарю иностранных слов. Интенсивный, мизерный, детальный,
эффективный. 8.
Укажите, какие пары фразеологизмов являются антонимами. а)        Как в воду смотреть — как в воду кануть; б)        куры не клюют — как кот наплакал; в)        жить душа в душу — жить как кошка с
собакой; г)        стреляный воробей — тертый калач. 9. Исправьте
лексические ошибки в данных предложениях.  Когда
я учился в школе, то успешность у меня всегда была хорошая. Труд
превратился в потребу и необходимость.  Сторож
спас амбар от пограбления.  Мне
нравится трудолюбность Герасима. |