Первый уровень
1.
Укажите верное высказывание.
а) Лексика — это весь словарный состав
языка.
б) Лексика — это слова, пришедшие в русский
язык из других языков.
в) Лексика — это наука о новых словах.
2.
Укажите синонимы к слову известный.
а) Современный;
б) знаменитый;
в)
популярный.
3.
Укажите пару антонимов.
а) Песня — стихотворение;
б) веселый — грустный;
в)
бежать — плыть.
4.
Укажите общеупотребительное слово.
а) Семья;
б) волость;
в)
гутарить.
5.
Укажите профессиональное слово, относящееся к сфере изобразительного искусства.
а) Рисовать;
б) художник;
в)
мольберт.
6.
Укажите исконно русское слово.
а) Саксаул;
б) зима;
в)
этика.
7.
Укажите устаревшее слово.
а) Баталия;
б) молодость;
в)
голос.
8.
Укажите фразеологизм.
а) Детские слезы;
б) лить слезы
в)
крокодиловы слезы.
9.
Укажите фразеологизм, которым можно заменить выделенные слова, чтобы смысл
предложения сохранился. На уроке Сергей был крайне невнимателен.
а) Смотреть в рот.
б) Сесть в калошу.
в)
Витать в облаках.
10.
Что обозначает фразеологизм поминай, как звали?
а) Вспоминая, хорошо думать о ком-то;
б) удрать, сбежать, скрыться;
в) ругать кого-то.
Второй уровень
1.
Укажите неверное высказывание.
а) Лексическое значение слова можно узнать
из орфоэпического словаря.
б) Слова, которые понимают и употребляют
все говорящие на определенном языке, называют общеупотребительными.
в) По количеству лексических значений слова
делятся на однозначные и многозначные.
2.
Укажите синонимы к слову богатый (урожай).
а) Долгожданный;
б) щедрый;
в)
обильный.
3.
Укажите пары антонимов.
а) Минута — час;
б) черный — красный;
в)
активный — пассивный;
г)
дело — безделье.
4.
Укажите общеупотребительные слова.
а) Контральто;
б) цель;
в)
летчик;
г)
пролетка.
5.
Укажите профессиональные слова, относящиеся к сфере музыки.
а) Играть;
б) либретто;
в)
меццо-сопрано;
г)
солист.
6.
Укажите исконно русские слова.
а) Раджа;
б) цветок;
в)
пафос;
г)
город.
7.
Укажите устаревшие слова.
а) Облако;
б) перст;
в)
уста;
г)
планета.
8.
Укажите фразеологизм.
а) Медвежья лапа;
б) медвежья услуга;
в)
медвежья шуба.
9.
Укажите фразеологизм, которым можно заменить выделенные слова, чтобы смысл
предложения не изменился.
До
речки ребята добежали очень быстро.
а) В мгновение ока;
б) засучив рукава;
в)
на широкую ногу.
10.
Укажите, какие из фразеологизмов являются синонимами.
а) Пускать пыль в глаза;
б) след простыл;
в)
и был таков.
Третий уровень
1.
Запишите по пять слов для каждой сферы употребления: лингвистика, медицина,
строительство, компьютерное дело.
2.
Какое значение имеет слово положила в данных
предложениях? В каком значении это слово является устаревшим?
а) ...Царица злая,
Ей
рогаткой угрожая,
Положила
иль не жить,
Иль
царевну погубить.
б) ...Вот они во гроб хрустальный
Труп
царевны молодой
Положили
и толпой
Понесли
в пустую гору...
(А.
Пушкин)
3.
Замените данные заимствованные слова русскими. Дефект,
информация, лидер, мемуары, гипотеза.
4.
Подберите к данным словам антонимы и составьте с ними предложения.
Победа,
защита, здоровье.
5. Подберите к данным словам синонимы с приставкой не-. Болезнь,
вымысел, разногласие, рассеянность.
6.
Объясните значение данных слов и введите их в словосочетания или предложения.
Самолюбие,
себялюбие; твердость, упрямство; адресат, адресант.
7. Объедините слова двух групп в пары так, чтобы
получились устойчивые сочетания.
Глазки,
азбука, башня, лампа, нить, пята, узел; Ахиллес, Эйфель, Морзе, Анюта, Ариадна,
Алладин. Гордий.
8.
Замените в каждом предложении выделенный глагол другим, противоположным по
значению.
Мало-помалу
деревья начали редеть.
Скоро
нашел
я дорогу.
Я вспомнил, где мне нужно
свернуть на тропинку.
Здесь
окончились
мои приключения.
Дождь
прекратился,
и я
заснул.
9.
Укажите современные варианты данных устаревших слов. Перст, чело,
баталия, лакей.
10.
Выскажите свое мнение по вопросу:
«Как
нужно относиться к заимствованным словам?»
Четвертый
уровень
1.
Объясните значение заимствованных корней аква-, супер-,
нео- и
образуйте с ними как можно больше слов.
2.
Используя сочетания брать быка за рога, бить ключом в их прямом и
фразеологическом значении, напишите сочинение- миниатюру о пользе знания
фразеологии.
3. Замените сочетания слов одним существительным. Музыкальное
сопровождение; краски, разведенные в воде; художник, изображающий картины
сражений; художник, пишущий картины природы; первое выступление артиста.
4.
Введите слово черный в предложения так, чтобы в каждом из
них оно имело различные значения.
5.
Замените пословицы народов мира сходными по смыслу русскими.
Вылетевшее
слово и на четверке лошадей не догонишь (яп.);
Хочешь
узнать человека — узнай его друзей (яп.);
У
плотника всегда дверь сломана (араб.);
За
стаей фазанов погнался — ни одного не поймал (кит.).
6.
Составьте описание розы, подобрав
прилагательные для обозначения цвета, формы, размера, запаха этого цветка.
7.
Замените иностранные прилагательные русскими, обращаясь в случае затруднений к
словарю иностранных слов. Интенсивный, мизерный, детальный,
эффективный.
8.
Укажите, какие пары фразеологизмов являются антонимами.
а) Как в воду смотреть — как в воду кануть;
б) куры не клюют — как кот наплакал;
в) жить душа в душу — жить как кошка с
собакой;
г) стреляный воробей — тертый калач.
9. Исправьте
лексические ошибки в данных предложениях.
Когда
я учился в школе, то успешность у меня всегда была хорошая.
Труд
превратился в потребу и необходимость.
Сторож
спас амбар от пограбления.
Мне
нравится трудолюбность Герасима. |