Третий уровень
1. Запишите
рядом с каждым глаголом его инфинитив.
Прилягу,
подстригает, волнуешься, встретил бы, выучите.
2.
Запишите для данных глаголов совершенного вида пару несовершенного вида. Составьте
с двумя из них предложения.
Уладить, взять, узнать, лечь, построить, стукнуть.
3.
Подчеркните в стихотворении переходные глаголы одной чертой, непереходные —
двумя. Обозначьте вид глаголов.
КАТЯ
Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.
Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.
Потом нам пришлось
Воевать с сорняками:
Мы их вырывали
Своими руками.
Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,
А Катя сидела
В саду на скамейке.
—
Ты
что на скамейке
Сидишь как чужая?
А Катя сказала:
—
Я
жду урожая.
(А.
Барто.)
4.
Замените глаголы в будущем времени глаголами в условном наклонении. Запишите
получившееся стихотворение К. Чуковского, расставляя, где нужно, знаки
препинания.
Будут у елочки
ножки, побежит она по дорожке, запляшет она вместе с нами застучит она
каблучками. Закружатся на елочке игрушки — разноцветные фонарики хлопушки.
Завертятся на елочке флаги из пунцовой из серебряной бумаги, Засмеются на
елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучится Новый год,
Новый, молодой, с золотою бородой.
5.
Запишите данные глаголы в неопределенной форме, объясните написание
ы
или
о
в суффиксе.
Жалуюсь,
докладываю, беседует, приказываешь, воспитываю, иллюстрирует.
6.
Подберите к данным существительным подходящие по смыслу глаголы. Запишите их,
учитывая вид и спряжение. Голос, листья берез, трактор, шорох,
шаги, дверь.
Слова для справок: доноситься,
приближаться, слышаться, прогрохотать, стукнуть, скрипнуть, хлопнуть,
шептаться, лепетать.
7.
Из каждой группы слов выпишите глагол, который не может употребляться без
возвратной частицы.
Закаляться,
учиться, качаться, посмеяться. Развиваться, умываться, оставаться, бриться,
бросаться. Обследоваться, советоваться, улыбаться, светиться.
8.
Одинаково ли образуется форма будущего времени от глаголов первой и второй
групп? Запишите эти формы и объясните различия.
1) Слушать,
улыбаться, петь.
2) Написать,
потерять, испечь.
9.
Образуйте форму 2-го лица единственного числа от глаголов дышать,
решать, молчать, видеть, слышать, рисовать и составьте с ними
словосочетания.
10.
В каждом ряду подчеркните глагол, от которого нельзя образовать формы
повелительного наклонения. Образуйте формы повелительного наклонения от
выделенных глаголов и объясните их написание.
Петь, спрятать, видеть, читать, греть.
Исполнить, гнить, спать, писать, оставить.
Бить, свистеть,
выйти, хотеть,
шить.
11.
Составьте с данными глаголами предложения, объясните написание.
Справится —
справиться; научится — научиться; отправится — отправиться.
12.
Перепишите, раскрывая скобки. Объясните написание не с глаголами.
Ничто (не)ранит
так. Как ранит стыд. Лодырю всегда (не)здоровится да (не)можется. Мороз
невелик, да стоять (не)велит. Улыбка никому (не)повредит. Лучше (не)доспать,
чем переспать.
13.
От данных глаголов образуйте безличные глаголы с помощью –ся, запишите их во
всех «временных формах. Составьте три предложения с любым из глаголов.
Спит, мечтает,
пишет, думает, поет.
14.
Найдите предложения с ошибками в употреблении глаголов и внесите исправления.
Я
всегда точно рассчитываю свое время.
В газете я
прочитал объявление: «Ложу плитку».
Выйми руки из
карманов!
На улице
холодно: надень теплые вещи.
Всегда кладите
книги на место.
Мама сказала:
«Ляжь в тень, чтобы не обгореть».
Все. что говорит
учитель, я записую в тетрадь.
15. Разберите
глаголы по составу.
Подсказываешь,
рассветает, хмурился.
16.
Выполните морфологический разбор глаголов из данных предложений.
Над нами темнела
густая листва буков, где-то внизу трещали цикады.
Я бы в плотники
пошел,— пусть меня научат.
Четвертый
уровень
1.
Используя различные формы глаголов, напишите советы младшим школьникам о том,
как правильно готовиться к урокам.
2.
С данными глаголами составьте предложения так, чтобы в одном случае они
употреблялись в значении личных, а в другом — в значении безличных.
Веет, швыряет,
качает, пахнет, белеет.
3.
В каждой группе слов подчеркните разноспрягаемые глаголы и объясните, почему
они так называются.
Вешаю, хочу,
верчу, скучаю, болею.
Ликую, крашу,
ловлю, бегу, читаю.
Молю, ем, еду,
сушу, бью.
Горю, иду,
сооружаю, побегу, дам.
4.
Перепишите, раскрывая скобки, объясните правописание не с глаголами.
Запишите свои примеры пословиц, в которых бы употреблялись глаголы с
не.
Никакое худо до
добра (не)доведет.
Кто поздно
встает, у того хлеба (не)достает.
Завистливый ни о
ком хорошего слова (не)скажет.
(Не)срывай
яблоко, пока зелено; созреет — само упадет.
5.
От данных глаголов образуйте и запишите формы 2-го лица множественного числа
изъявительного и повелительного наклонений. Объясните правописание. Составьте
три пары предложений с любыми из них.
Вспомнить,
выбрать, вывести, крикнуть, выйти вынести, говорить, дернуть, написать, идти.
6. Определите
вид и спряжение глаголов по неопределенной форме.
Простой крестьянин
умел делать сотни дел: тесать, строгать, рубить, корчевать, ладить косы, пилы,
сани, сушить сено, метать стога, навивать возы, долбить корыта, квасить
капусту, коптить окорока, плести корзины, пасти скот, вить веревки, мять
пеньку, городить огорожи, играть на балалайке, плясать трепака, торговать на
базаре — он все умел, что надо было уметь ему в жизни.
7.
Определите, переходный или непереходный глагол. Докажите это практически.
Тренировать —
тренироваться; одеть — надеть: познакомиться — познакомить; удивлять —
удивляться: стоять — подставить, думать — раздумывать.
8. Исправьте
речевые ошибки.
Теория должна
быть тесно повязана с практикой.
Он зашел и сразу
поздоровкался.
Им регулярно
плотят зарплату.
Группа вернулася
из круиза по Дунаю.
Когда
пользуешься общественным транспортом, надо оплачивать за проезд.
Мцыри не хотел
ворочаться в монастырь.
Покладите книги
на парты. |