Вариант 1
1. Спишите.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Было ран..ее утро накрапывал дождь. Т..лега в..ехала
в в..ковой сосновый лес. В траве на обочине дороги что-то б..лело. Я соскочил с
телеги нагнулся и увид..л дощечку, заросшую в..юнком. На ней была на..писъ
чёрной краской.
(К. Паустовский)
2.
Подберите к устаревшим словам соответствующие им современные.
Перст, сей,
грядет, глава.
3. Укажите,
к каким профессиям относятся слова компас,
заряд, танк, трап, палуба, полигон, стрельбы.
4.
Подберите два слова с иноязычным корнем -фон-. Составьте с
ними предложения.
5.
Придумайте три-четыре неологизма на тему «Освоение космоса».
6.
Замените выделенные слова походящими по смыслу фразеологическими оборотами.
Мальчик бежал очень быстро. Ученик писал в тетради неразборчиво. Все ребята дружно убирали листья, и
только Петя работал
плохо. Народу в
актовом зале собралось так много, что не было свободных мест.
Вариант 2
1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
Последн..я туча
ра..сеянной бури!
Одна ты
н..сёшься по ясной лазур..
Одна ты
навод..шь унылую тень
Одна ты
печал..шь л..кующий день.
Ты небо (не
)давно кругом облегала
И молния грозно
тебе обв..вала
И ты и..давала
т..инственный гром
И тучную землю
п..ила д..ждём.
(А. Пушкин.)
2.
Подберите два слова с латинским корнем -био-. Составьте с ними
предложения.
3.
Подберите к устаревшим словам соответствующие им современные.
Ланиты, ныне,
врачеватель, око.
4.
Выпишите из текста профессиональные слова химиков.
На северном
озере было решено начать добычу сульфата. Вода должна была дать осадок в
пятьдесят сантиметров. Жаркие ветры и солнце ежедневно должны были превращать
верхний слой в плёнку сульфата толщиной в три сантиметра.
(По К.
Паустовскому.)
5.
Являются ли иноязычные слова маркетинг, супермаркет неологизмами?
Почему?
6.
Вставьте в предложения подходящие по смыслу фразеологические обороты.
На ярмарке у
ребят прям .., столько там всего интересного было!
Что же у тебя в
контрольном диктанте ошибок ..!
Я много лет с
ним проработал .., поэтому полностью ему доверяю.
Вариант 3
1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
Утро было ясное
летнее. Ни..кое солнце сл..пило встречных. Дв..надцать к..лометров с фланга на
фланг пр..мчались с ветерком. Скорость ветер дрожание сильного м..тора под ногами
— от всего этого г..рячей на.лала ходить кровь и дышалось хорошо.'
(По А. Фадееву.)
2.
Выпишите устаревшие слова.
В сводчатых
палатах Дворцового приказа — жара, духота. За длинными столами сидят писцы, скрипят
перьями. В чернилах — мухи. Дьяк сидит на лавке в дремоте. Писец Иван Васков
перебеляет с листа в книгу.
(По А.
Толстому.)
3.
Подберите слова с иноязычным корнем -авто-. Составьте с ними
предложения.
4.
Являются ли слова видеокамера, видеомагнитофон неологизмами?
Почему?
5.
Придумайте пять-шесть профессиональных слов на тему «спорт», составьте с ними
связный текст.
Вариант 4
1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
Целую н..делю г..родок,
оп..ясанный окопами и опутанный п..утиной к..лючих заграждений, пр..сыпался и
засыпал под оханье орудий ружейную перестрелку. Лишь глубокой ночью становил..сь
тихо. Изредка срывали тиш..ну испуганные залпы.
А на з..ре на
вокзале у батарей нач..лали копошиться люди. Ч..рная пасть орудия злобно
кашляла бомбардир дергал за шнур земля вздрагивала.
(По Н.
Островскому.)
2.
В тексте задания № 1 подчеркните профессиональные слова, употребляемые в речи
артиллеристов.
3.
Подберите два слова с иноязычным корнем -теле-. Составьте с
ними предложения.
4.
Подберите к устаревшим словам соответствующие им современные.
Глас, хоромы,
выя, верста.
5.
Являются ли слова видеоклип, радиотелефон неологизмами?
Почему?
Вариант 5
1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
До станц..ост..валось
ещё с версту. Налево ч..рнело глубокое ущелье за ним тёмно-синие в..ршины гор
р..совались на бледном небосклоне. Уж мы разл..чали почтовую станц..ю кровли
окружающих её саклей. Едва успел я накинуть бурку, как пов..лил снег. Я с
благоговением посмотрел на штабс-капитана.
(По М. Ю.
Лермонтову.)
2.
В тексте задания № 1 подчеркните устаревшие слова.
3.
Запишите четыре-пять слов, встречающихся в профессиональной речи музыкантов.
4.
Подберите два слова с иноязычным корнем -аква-. Составьте с
ними предложения.
5.
Подберите синонимические пары из данных фразеологизмов, объясните лексическое
значение.
Держать язык за
зубами, спустя рукава, попасть впросак, воды в рот набрать, баклуши бить, сесть
в калошу, держать ухо востро, глядеть в оба.
Вариант 6
1.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
В тот день,
когда сообщили что Берлин взят нашими войсками, лётчик Седов был (с, з)бит над
м..рем зенитным снарядом. Все м..рские лётчики имели резиновые лод..чки, которые
раскрывались от пр..косновения к воде. Катерам надо было пр..одолеть минное
пр..странство и пр..близиться к лётчику. Тогда над катером возникло плотное
обл..чко дыма — дымовая завеса и лётчик был сп..сён.
(По Н.
Чуковскому.)
2.
В тексте задания № 1 подчеркните профессиональные слова военных.
3.
Подберите к устаревшим словам соответствующие им современные.
Уста, живот,
град, дружество.
4.
Подберите два иноязычных слова с корнем -авиа-. Составьте с
ними предложения.
5.
Все ли перечисленные иноязычные слова являются неологизмами? Почему?
Кефир, футбол,
плеер, комиссия, аудиотехника, армия.
6.
Подберите из данных фразеологизмов синонимические пары, объясните их
лексическое значение.
Как в воду
опущенный, на край света, повесить нос, хлопот полон рот, водить за нос, за
тридевять земель, сбиться с ног, очки втирать. |