Пятница, 19.04.2024, 03:46


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ОЦЕНИВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ [6]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ [6]
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ [5]
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ [9]
ЧТЕНИЕ МОЛЧА [10]
АУДИРОВАНИЕ [10]

Главная » Файлы » ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКОВ » ЧТЕНИЕ МОЛЧА

Текст 9
01.10.2012, 11:56

Археология — сравнительно недавно возникшая и стремительно развивающаяся наука. Слово «археология» составлено из двух греческих слов: «архи» — «древний» и «логос» — «слово», «наука».

Археология — раздел исторический науки, изучающий развитие человеческого общества. Она обладает своими источниками, у нее свои методы исследований, но задачи те же, что и истории,— научное познание прошлого. Оно возможно лишь на основе изучения источников, делящихся на большие группы: письменные и вещественные.

Вещественные источники в массе своей обычно погребены в земле и составляют основной разряд памятников, исследованием которых занимается археология. Основной, но не единственный, т. к. письменные источники не исключаются из археологических источников.

Чтобы воспользоваться вещественными источниками для объяснения и реконструкции прошлого, сначала необходимо эти источники из земли добыть. Один из крупнейших русских археологов Артемий Владимирович Арциховский говорил, что археология — это история, вооруженная лопатой.

Но прежде чем оживить безмолвные руины, таинственные клады, надо обнаружить место, на котором вести археологические раскопки. Вот почему археологи, как правило, бывают на местах своих поисков дважды — вначале делают археологическую разведку, а затем из культурного слоя путем раскопок добывают свидетельства жизни прошедших поколений людей — археологические предметы. Совокупность вещей и археологических предметов, обнаруженная археологом в одном месте и относящаяся приблизительно к одному времени, называется археологическим памятником. В Законе об охране и использовании памятников истории и культуры перечислены следующие памятники археологии: городища, курганы, остатки древних поселений, древние места захоронения, старинные предметы.

Археологов постоянно спрашивают, как эти вещи оказались в земле, как ушли под землю древние города и сёла? Процесс этот и прост, и сложен одновременно. Земляной покров нашей планеты постоянно и неизбежно нарастает; особенно быстро это происходит в зоне жизнедеятельности человека, в местах его поселений. На «материке» лежат «слоёным пирогом» разновременные напластования, образовавшиеся в результате «культурной» деятельности человека. И этот культурный слой постоянно растет. Находки в наслоениях отражают уровень культуры общества, которое оставило эти наслоения, поэтому образовавшийся слой называют культурным: именно его исследуют археологи.

В поисках археологических памятников ученые идут в неизведанные районы тайги, тундры и пустыни, преодолевают тысячи километров на машине, верхом на лошадях, верблюдах; поднимаются в воздух на самолетах, чтобы увидеть развалины древних крепостей в песчаных пустынях; опускаются на морское или речное дно, чтобы исследовать затонувшие много сотен лет назад корабли.

Первым значительным открытием, заставившим обратить внимание на славяно-русские древности, был клад, найденный на городище Старая Рязань в 1822 г. Во время пахоты крестьянин Ермолаев нашел золотые бляхи, медальоны и бусы, получившие в научной литературе название «рязанские бармы». Сокровища были отправлены в Петербург, и через некоторое время Ермолаев получил именной императорский указ и 10 тысяч рублей (огромная по тем временам сумма) в награду за находку.

(406 слов.)

(По А. Мазурову и В. Огневу)

Вопросы к тексту

1. Каково происхождение слова «археология»?

а)     Древнерусское слово;

б)     слово древнегреческого происхождения;

в)     слово латинского происхождения.

2. Что изучает археология?

а)     Развитие человеческого общества;

б)     памятники архитектуры;

в)     памятники письменности.

3. Какие задачи стоят перед археологией?

а)     Научное предсказание будущего;

б)     научное познание прошлого;

в)     научное познание современности.

4. Какие источники познания являются основными для архео­логии?

а)     Вещественные источники;

б)     письменные источники;

в) словесные источники.

5. Где находят археологи вещественные источники своих иссле­дований?

а)     В музеях;

б)     в специальных хранилищах;

в) в земле.

6. Что называют археологическими предметами?

а)     Предметы, находящиеся в музеях;

б)     предметы, свидетельствующие о жизни прошедших поколений людей;

в)     предметы (лопаты, кирки), с помощью которых археологи ведут раскопки.

7. Как археологические памятники оказались в земле?

а)     Их спрятали туда древние люди;

б)     их покрыло землёй во время возможного урагана;

в)     это результат «культурной» деятельности человека.

8. Где ведут ученые-археологи свои раскопки?

а)     В тайге, пустыне, на дне моря;

б)     на стройке, на разборе завалов;

в)     на окраинах больших городов.

9. В каком году произошло первое значительное открытие, обратившее внимание на славяно-русские древности?

а)     В 1622-ом;

б)     в 1722-ом;

в) в 1822-ом.

10. Какие предметы нашел крестьянин Ермолаев во время пахоты?

а)     Глиняную посуду, орудия труда;

б)     золотые бляхи, медальоны и бусы;

в)     оружие, монеты, древние печати.

11. Каков стиль данного текста?

а)     Разговорный;

б)     художественный;

в) научный.

12. Какое название соответствует данному тексту и раскрывает его основную мысль?

а)     «Что такое археология»;

б)     «В поисках древних сокровищ»;

в)     «Тайны минувших времен».

Категория: ЧТЕНИЕ МОЛЧА | Добавил: admin | Теги: тематическое оценивание по русскому, аудирование, контрольная по русскому яз, русский язык в школе, качество знаний по русскому яз, тестовая работа
Просмотров: 3487 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0