В любом учебнике, школьном
или вузовском, описание русских частей речи начинается с имени
существительного. Имя существительное — важнейшая часть речи. Ещё первобытные
люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти
наименования закреплялись в языке. По наблюдениям учёных, существительные
появляются в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок
жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется всё то, что его окружает.
Обозначение предметов и
явлений действительности — одно из основных назначений языка. Именно
существительное позволяет передать информацию о действующих лицах описываемой
ситуации: Мальчики играют в мяч;
Коту снится сон про горшок со сметаной; В былинах воспевают храбрость и удаль
богатырей.
Замечательный русский
лингвист А. М. Пешковский писал: «Категория существительного имеет огромное
значение для нашей мысли. Без неё невозможны были бы никакое знание, никакая
наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об
электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего
этого отдельно не существует».
В предложении существительное
требует «лояльности» от прилагательных и причастий, задаёт для них формы рода,
числа и падежа: спелый арбуз — спелого
арбуза — спелые арбузы; летний день — летнего дня — летние дни; расцветающий
сад — расцветающего сада — расцветающие сады. Существительное в русском
языке идёт дальше: «помыкает» даже «хозяином» предложения — глаголом, вынуждая его
согласовываться по числу и роду:
клён вырос, сосна выросла, дерево выросло, деревья выросли. Существительное не только
«властный начальник», но и гибкий подчиненный. Его падежные формы передают
разные оттенки вовлеченности предмета в действие:
дыхание весны, радуюсь весне, предчувствую весну, наслаждаюсь весной...
Система форм
существительного кажется более простой по сравнению с системой прилагательного
и тем более глагола. Два числа, шесть падежей; склонение обычно зависит от
рода.
Имя существительное — самая
представительная (по количеству слов) часть речи: по данным «Частотного словаря
русского языка», из 9 тысяч наиболее частотных слов существительных — 4 тысячи,
что составляет 44%, следовательно, это — самая частотная часть речи: почти
каждое второе слово в нашей речи — имя существительное.
Существительное — наиболее
самостоятельная часть речи. Уже от них образуются прилагательные.
Первоначальные сочетания зелень-трава,
камень-стена, камень-хлеб, рать-сила постепенно образуются в сочетания зеленая трава, каменная стена, черствый хлеб, сильная
рать...
И до настоящего времени в фольклоре сохраняются древние выражения жар-птица, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка,
меч-самосек.
Имя существительное является
ведущей частью речи и в грамматике: с наиболее характерными для русского языка
грамматическими понятиями рода, числа, падежа, склонения мы впервые знакомимся,
изучая эту часть речи.
(383 слова.)
(Из книги «Занимательно о русском языке».)
Вопросы к тексту
1. Какова тема данного
текста?
а) Имя существительное как часть речи;
б) имя прилагательное как часть речи;
в) глагол как часть речи.
2. Какие слова появляются
в речи ребенка первыми?
а) Глаголы;
б) местоимения;
в) имена существительные.
3. Что обозначает имя
существительное?
а) Признак предмета;
б) предмет или явление;
в) действие предмета.
4. Сколько имен
существительных в предложении «Коту снится сон про горшок со сметаной»?
а) Два;
б) три;
в) четыре.
5. Можно ли построить
речевое высказывание на какую-либо тему, не используя при этом имя существительное?
а) Можно;
б) нельзя;
в) можно, если заменить существительное другими частями речи
(например, местоимениями).
6. Какая часть речи в
предложении задаёт формы рода, числа и падежа другим частям речи?
а) Имя прилагательное;
б) глагол;
в) имя существительное.
7. Как изменяется имя
существительное?
а) По родам;
б) по числам;
в) по падежам и числам.
8. В каком падеже стоит
существительное весна в предложении «Я радуюсь
весне»?
а) В родительном;
б) в дательном;
в) в предложном.
9. Какая часть речи по
количеству слов самая представительная в русском языке и составляет 44% из 9
тысяч наиболее частотных слов?
а) Имя существительное;
б) имя прилагательное;
в) глагол.
10. При знакомстве с какой
частью речи мы впервые усваиваем понятие склонения?
а) При знакомстве с глаголом;
б) при знакомстве с местоимением;
в) при знакомстве с существительным.
11. Каков стиль речи
данного текста?
а) Художественный;
б) научный;
в) официально-деловой.
12. К какому типу речи
относится текст?
а) Повествование;
б) описание;
в) рассуждение. |