В первой половине июля
1928 года я, молодой журналист, оказался в селе Вохма, затерявшемся в лесах за
сто километров от железной дороги. Утопающее в зелени старинное село не имело
не только электрического освещения, но даже и телефона. С миром село связывало
почтовое отделение да телеграфный аппарат Морзе при нем. Приехал я в село по
личному делу и, чтобы отправить короткую телеграмму в Вятку, пошел на почту.
Телеграмму у меня не приняли.
— Вот уже четвертые сутки
держим прямую связь только с Москвой и только по требованию Николая Шмидта,—
разъяснили мне.
Я знал почти всех жителей
села, знакомых мне с детских лет, но фамилию Шмидта слышал впервые. На мои
недоуменные вопросы последовал ответ: «Слыхали? Дирижабль «Италия», державший
курс на Северный полюс, потерпел бедствие. Первое сообщение о бедствии дирижабля
перехватил наш Шмидт».
Все это для меня было
полным откровением: о катастрофе с дирижаблем я еще ничего не слышал. Мое юное
журналистское сердце забилось тревожно, и, узнав адрес Николая Шмидта, я
направился к нему.
В конце цветущего села приютился
старый флигель. Он отсечен от «главных улиц», и его жизнь никому не заметна.
Наверное, никогда никто и не узнал бы об этом домике, если бы в нем не жил
Николай Шмидт.
У флигеля кверху торчит жердь,
а от нее через лог к вершине елки протянута проволока — антенна любительского
радиоприемника. Молодой парень в синей блузе, в валенках ходит по логу, смотрит
вверх, задрав голову.
— Смотрю на антенну, все
ли в порядке. Плоховато что-то слышно, большие атмосферные шумы, да и от
бессонницы в голове шумит.
Шмидту Николаю
Рейнгольдовичу всего двадцать два года. Служит он киномехаником при местном,
работающем два раза в неделю кино.
Комната паренька — две
квадратные сажени — не прибрана, завалена разными приборами. На столе стоит
самодельный радиоприемник, который вызывает определенное недоверие у нового
человека:
— Разве это дает вам
возможность слушать?
— А вот убедитесь.
И верно: слышимость
прекрасная. Виртуозно работая с одноламповым приемником, до мелочей сделанным
своими руками, Шмидт добивается наивысшей слышимости.
В ночь со второго на
третье июля Шмидт занимался разными опытами. Вначале ловил поздравления
коротковолновиков, переключался на разные волны, и вдруг совершенно неожиданно
сигналы по азбуке Морзе:
— СОС...
СОС...
— Я хорошо знаю
радиосигналы, и мне понятно, что сигналы СОС — сигналы о гибели. Прекратил
блуждание, остановился на этой волне, а потом через некоторое время довелось
услышать очень медленно, но понятно: Италия, Нобиле и так далее. Все записал
знаками. Из газет же знал, что Нобиле летит на Северный полюс. Я решил пойти на
почту и дать телеграмму. Я коротко сообщил в Москву о слышанном. У меня срочно
запросили подробный рассказ о том, как был пойман сигнал, какие знаки я
записал. Послал я это сообщение. После этого со мной была установлена прямая связь
по телеграфу с Москвой.
Естественно, что после
встречи со Шмидтом я в родном селе не пробыл и часа, на попутной лошади уехал
на станцию Шабалино и оттуда по телеграфу передал в газету свою зарисовку «Кто
первый услыхал сигнал «Италии». Этой зарисовке, рожденной случайной встречей,
суждено было обойти страницы многих не только отечественных, но и зарубежных
газет.
(499 слов.)
(По Л. Кудреватых.)
Вопросы к тексту
1. С кем произошел случай,
описанный в тексте?
а) С туристом;
б) с журналистом;
в) с археологом.
2. Как жители села
связывались с другими населенными пунктами?
а) По телефону;
б) по радио;
в) по телеграфу.
3. Кем работал Николай
Шмидт?
а) Киномехаником;
б) лесничим;
в) трактористом.
4. Сколько лет было
Шмидту?
а) Сорок;
б) двадцать два;
в) пятьдесят четыре.
5. С помощью какого
прибора Шмидт поймал сигналы СОС?
а) Самодельного приемника;
б) военного локатора;
в) миноискателя.
6. Что означает сигнал
СОС?
а) Бедствие;
б) приветствие;
в) начало радиопередачи.
7. Как назывался терпящий
бедствие дирижабль?
а) «Восток»;
б) «Италия»;
в) «Победа».
8. Куда летел дирижабль?
а) На Северный полюс;
б) к Средиземному морю;
в) в Австралию.
9. Куда сообщил Шмидт об
услышанном сигнале гибели дирижабля?
а) В Рим;
б) в Москву;
в) в Нью-Йорк.
10. Почему журналист поспешил
на станцию?
а) Боялся опоздать на поезд;
б) вспомнил о встрече с другом;
в) торопился сообщить об услышанном в свою газету.
11. Каков стиль данного
текста?
а) Научный;
б) публицистический;
в) разговорный.
12. К какому типу речи
относится текст?
а) Описание;
б) рассуждение;
в) повествование. |