О шелковистые и легкие!
Прямые, как дождь, и кудрявые, как петрушка! О рыжие, русые, черные и золотые!
Вы, несомненно, украшаете человека. Однако человек — странное существо: то он
вас отращивает и лелеет, а то вдруг возьмет и обреет голову налысо. Лишь на
затылке оставит маленький хвостик. И кажется ему, что в хвостике-то и заключено
главное очарование, что уж перед хвостиком никто не устоит... Ничего не
поделаешь — мода!
Древние египтяне носили
пышные парики из прямых черных волос. А правители древних ассирийцев вплетали
золотые нити в свои волосы, а иногда собирали их в пучок. К этому полагалось
иметь завитые усы и бороду, заплетенную в косички.
Древние греки обожали светлые
локоны и умело их окрашивали. Гречанки вязали из волос сложные узлы, укладывали
вокруг головы косы и закрепляли их лентами, венками и гребнями. В Древнем Риме
тоже причесывались азартно: в ход шли и белокурые парики, и крутая завивка и
начесы.
В средние века этому буйству
пришел конец. Женщины скрывали волосы под накидкой, и сложные прически стали не
нужны. И только в ХШ веке люди снова принялись отчаянно завиваться. Мужчины
украшали свои кудри цветами. Девушки носили золотые венки и сверкающие диадемы.
В XVI веке в моду вошли блондинки,
и бедные итальянки кинулись осветлять свои волосы. Их рассыпали по полям
специальной шляпы без тульи и часами просиживали на солнцепеке.
Около 1640 года, в эпоху
Людовика XIV, во Франции появились первые мужчины в завитых париках. Парик был
признаком власти и богатства и сохранился до наших дней в костюме английских
судей. А женщины сооружали прически на проволочном каркасе, с которых ниспадали
кружева. Двадцатые годы XVIII века утопают в пудре. Пудрились женские прически
и мужские парики. Чтобы не испортить красу локонов, мужчины носили шляпы
главным образом под мышкой. Видимо, парик неплохо согревал голову.
Настоящее безумие началось
в эпоху рококо — с 1730 по 1789 год. Дамы носили на головах натюрморты из
цветов, лент и перьев, корабли с парусами, ветряные мельницы и беседки.
Прическам давались сотни фантастических названий. Мужчины же прилежно заплетали
косичку.
Но вдруг нагрянула Французская
революция — и все переменилось. Волосы начали коротко стричь и лишь слегка
завивать на концах. Что же касается мужчин, то после революции они стали
суровее и бросили пудриться.
В 1820 году парикмахеры
снова воспряли. Они укладывали часть локонов на виски, а остальное причудливо
зачесывали высоко вверх. В ход шли ленты, цветы, кружева и бантики. А также
диадемы, гребни, декоративные иглы и драгоценности.
Далее наступило затишье. Но
в 1920 году мода издала пронзительный крик — женщины расстались с волосами! Не
совсем, конечно, не наголо, но стриглись все же очень коротко, «под мальчика».
Эти прически приводили мужчин в ужас.
С тех пор моду на волосы
часто определяли не парикмахеры, а звезды эстрады и кино. Не всем это
нравилось. Было время, когда сердитые дяденьки ловили на улицах и насильно
стригли молодых людей с прическами «под Битлз». Эти дяденьки ничего не знали
про ассирийцев и Людовика XIV. А если бы они побольше читали, то поняли бы, что
прическа обычно соответствует тому, что у человека в голове. А мысли подстричь
невозможно!
(490 слов.)
(По К. Высоцкой.)
Вопросы к тексту
1. Что определяет
прическу?
а) Мода;
б) указ главы государства;
в) искусство парикмахера.
2. Кто в древности носил
парики из прямых черных волос?
а) Индейцы;
б) славяне;
в) египтяне.
3. Кто любил светлые
локоны?
а) Древние римляне;
б) древние греки;
в) древние египтяне.
4. Почему в средние века
женщины не носили сложные прически?
а) Волосы скрывала накидка;
б) были модны короткие стрижки;
в) ленились делать сложные прически.
5. Как итальянки осветляли
волосы в XVI веке?
а) Обесцвечивали перекисью водорода;
б) часами сидели на солнцепеке;
в) применяли отбеливатели для тканей.
6. Какой стиль диктовал
женские прически в виде кораблей, мельниц и беседок?
а) Модерн;
б) реализм;
в) рококо.
7. В чьем костюме до сих
пор сохранился завитой парик?
а) Английских судей;
б) официантов;
в) музыкантов.
8. Почему в начале XVIII
века мужчины носили шляпы под мышкой?
а) Так было удобнее;
б) чтобы не испортить напудренный парик;
в) потому что шляпу сдувал ветер.
9. Какой художественный
стиль использован в выражении «мода издала пронзительный крик»?
а) Эпитет;
б) сравнение;
в) метафора.
10. В каком стиле написан
текст?
а) Художественном;
б) публицистическом;
в) научном.
11. К какому типу речи
относится текст?
а) Описание;
б) повествование;
в) рассуждение.
12. Укажите наиболее
подходящее название для текста.
а) «Капризы моды»;
б) «Из истории причесок»;
в) «Парикмахерское искусство». |