Приятели называли его
тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. И никто не
догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой внешностью.
А в его груди билось
благородное сердце рыцаря. В мечтах он видел себя смелым рыцарем на белом коне,
который ездил по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и
обиженных.
В мечтах из толстого он
превращался в стройного, а в движениях проявлял ловкость и изящество.
Вася мечтал о подвигах, а
жизнь его проходила однообразно. В классе Вася появлялся после второго звонка.
Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пальцы сами начинали
рисовать рыцарей.
Он давал себе слово
измениться и начать новую жизнь. Старался быстро двигаться и ни в чем не
отставать от ребят. Но из этого ничего не выходило.
Трудно провести границу
между осенью и зимой. Бывает так, что еще не опали листья, а на землю ложится
первый слабый снег. А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом.
Этот лед, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда все предупреждают ребят,
что ходить по льду опасно.
В один из таких дней Вася
шел к реке. Его внимание привлекли крики. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел
на берег.
Там он увидел Димку
Ковалева, который размахивал руками и кричал:
— Тонет! Тонет!
— Кто тонет? — не спеша,
спросил тюфяк.
— Не видишь, что ли? —
огрызнулся Димка. — Пацан тонет. Под лед провалился. Что стоишь?!
Другой бы тут же спросил
самого Димку Ковалева: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяк и не догадался
этого сделать. Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку,
который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
Тюфяк был толще и тяжелее
Димки, но он шагнул на лед. Лед слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега
он был крепче.
Димка Ковалев оживился. Он
снова стал махать руками и кричать:
— Заходи справа!..
Осторожно!.. Не топай ножищами, а то сам...
Он кричал для того, чтобы
заглушить свой страх.
А тюфяк шагал по льду. Он
не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог
выговорить и слова.
Около полыньи на льду
образовалась лужа. Он дошел до края и, не раздумывая, выставил одну ногу
вперед. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что
сейчас лед может треснуть... и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.
Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в
воде.
Теперь Ковалев уже не
кричал и не размахивал руками, а напряженно выжидал, что будет дальше. Он
видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лед.
Наконец первоклассник
очутился на льду. Он шел, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя.
Зубы его стучали. А по лицу текли слезы.
Когда они вышли на берег,
Ковалев оживился.
— Ты ноги промочил,— сказал
он товарищу,— беги домой, а пацана я сам доведу.
Тюфяк посмотрел на
спасенного им парня, перевел взгляд на мокрые ботинки и сказал:
— Валяй!
Ковалев схватил за руку
мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.
На следующий день директор
школы восторгался смелым поступком ученика... Димы Ковалева. Мать
провалившегося пацана назвала Ковалева спасителем её сына.
Стиснутый со всех сторон
ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят не его. В какую-то
минуту ему хотелось сказать, что Димка врет — никого он не спасал, а просто
махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало
стыдно. В конце концов, он и сам поверил, что Димка — герой вчерашнего
происшествия: ведь он первый заметил тонущего. И когда все захлопали Димке,
тюфяк захлопал тоже.
Когда начался урок, Вася
взял в толстые пальцы тоненькую ручку и в тетради по математике стал рисовать
рыцаря.
(586 слов.)
(По Ю. Яковлеву.)
Вопросы к тексту
1. За что приятели
называли мальчика тюфяком?
а) За его внешность;
б) за замкнутость;
в) за медлительность,
неповоротливость и неловкость.
2. Что является особенно
опасным для ребят в начале зимы?
а) Тонкий лед на реке;
б) холодный ветер;
в) мокрый снег.
3. Почему Вася не удивился
словам Димы Ковалева: «Пацан тонет. Чего стоишь?»
а) Не понял;
б) не расслышал;
в) был тюфяком.
4. Почему лед не треснул
под ногами мальчика?
а) Лед у берега был крепче;
б) мальчик не был тяжелым;
в) мальчик двигался правильно и осторожно.
5. Как вел себя Дима
Ковалев во время спасения первоклассника?
а) Молча наблюдал;
б) размахивал руками и кричал;
в) пытался помочь.
6. Как вел себя настоящий
спаситель?
а) Струсил;
б) думал о себе;
в) думал о провалившемся ребенке.
7. Кто отвел домой
спасенного мальчика?
а) Вася;
б) Дима;
в) мальчик пошел сам.
8. Почему Ковалев
предложил отвести спасенного мальчика домой?
а) Позаботился о промочившем ноги тюфяке;
б) решил приписать себе благородный поступок;
в) спешил отвести домой озябшего ребенка.
9. Почему тюфяк не сказал,
что Ковалев врет?
а) Постеснялся привлекать к себе внимание;
б) решил, что так будет лучше;
в) ему было безразлично.
10 Какова основная мысль
текста?
а) Нельзя быть «тюфяком»;
б) настоящему герою присуща скромность;
в) нельзя оставлять друг друга беде.
11. Что свойственно
повествовательной манере автора?
а) Простота и доступность;
б) сложность предложений;
в) яркая образность.
12. Элементы какого стиля
использует автор?
а) Научного;
б) официально-делового;
в) разговорного. |