Практически все современные учебники
русского языка включают орфографические
словари. Как правило, эти словари содержат списки
тех слов, которые подлежат запоминанию, – так
называемых словарных слов. Нельзя не согласиться
с А.А. Бондаренко, что «словники в учебниках
похожи, как близнецы. Традиция отбора таких
"словарных слов” авторами поддерживается из
учебника в учебник» [2, с. 33]. Однако сегодня состав
«словарных слов» и общая оценка назначения
орфографического словаря в учебнике немного
меняются.
Например, в учебнике «К тайнам нашего
языка» слова отбирались с учетом их
актуальности, реальной необходимости детям при
создании ими письменных текстов, в частности тех
жанров, которые предусмотрены учебником (а это записки,
кулинарные рецепты, загадки, поздравления,
письма, этюды, дневниковые записи и др.). Так,
усилена доля слов обиходной речи, называющих
продукты, домашнюю утварь, наиболее
распространенные действия и их признаки, доля
так называемых вежливых слов. Например, всегда
удивляло: почему написание слов картофель,
помидор, молоко надо знать, а слов макароны,
котлеты, кефир, сметана и других – не надо?! Как
учащиеся должны правильно писать глаголы тает,
лает, клеим, строим и т.п., если они не освоили
написание неопределенной формы этих глаголов?
Как обойтись в письменной речи без наречий справа,
налево, медленно, скоро, сначала, спокойно,
особенно если ты объясняешь порядок действий
(пишешь небольшую инструкцию) или рисуешь
словесную картину (например, облака на небе)?!. Как
в письмах обойтись без слов здравствуйте, до
свидания, извините, спасибо?
Минимально необходимый детям, на наш
взгляд, круг слов разных частей речи и включен в
перечень словарных слов, постепенное
запоминание которых должен обеспечить учебник
«К тайнам нашего языка». Полный перечень таких
слов есть в программе [4, с. 16, 22, 27, 35]. Слова для
того или иного года обучения приводятся в
словаре соответствующего учебника. Однако
обращаем внимание на одну важную деталь.
В словаре учебника для каждого класса
слов значительно больше, чем предполагает
обязательный минимум для этого класса. Если вы
посмотрите тот или иной словарь на страницах
учебника ([5, с. 137; 6, ч. 2, с. 132–133; 7, ч. 2, с. 112–113; 8, ч. 2,
с. 115–116]), то заметите, что часть слов отмечена
звездочками. Это и есть обязательный минимум.
Среди других слов имеются разные: одни входили в
минимум предыдущего класса, другие станут
обязательными в дальнейшем, третьи вообще не
включены в минимум, но могут понадобиться в
какой-то письменной работе.
Конечно, предусмотреть все
необходимые учащимся слова невозможно, да и не
нужно. Важно на доступном объеме слов «открыть»
детям прежде всего сам факт: есть помощник,
который позволяет решить возникшую
орфографическую задачу. Затем необходимо
научить школьников пользоваться этим
«помощником» и обеспечить накопление ими
соответствующего опыта. Эти задачи и должен, на
наш взгляд, решать словарь учебника. Если они
решаются успешно, то через какое-то время у самих
учеников появляется потребность в словаре
большего объема. Вот тогда учитель и познакомит
учеников с предназначенными для них
орфографическими словарями. Для начала
несколько таких словарей всегда должны быть к
услугам учеников на книжной полке в классе.
Стимулируя обращение к ним, хваля за их
использование по собственной инициативе,
учитель будет одновременно и обучать, и
воспитывать своих питомцев. Но первые шаги в этом
направлении, по нашему мнению, должны делаться на
основе орфографического словаря учебника.
В уже цитировавшейся статье А.А.
Бондаренко есть правильное замечание: «Парадокс
нашей школьной практики не в том, что дети
запоминают определенное количество "словарных
слов”, а в том, что они делают это без обращения к
специальным книгам – словарям» [2, с. 33].
Думается, что приведенное выше
рассуждение показывает, как в учебнике «К тайнам
нашего языка» делается попытка устранить
указанный парадокс. Учащиеся, то и дело обращаясь
к соответствующим страницам, работают не со
списками «словарных слов», а с полноценным
орфографическим словарем, правда, пока
адаптированным с учетом практических
потребностей детей и этапа обучения, на котором
они находятся. Тем самым с помощью словаря
учебника ученик начальных классов не только
осваивает предусмотренный программой минимум
словарных слов, но и готовится к выходу в мир
«настоящих» орфографических словарей.
Однако для практического
осуществления высказанной идеи (одновременно с
освоением словарных слов приучать младших
школьников к пользованию орфографическим
словарем) нужны определенные методические
решения. Одно из таких решений – отсутствие на
страницах учебника «К тайнам нашего языка»
привычных рамочек с очередным словарным словом,
но при этом включение слова (а иногда и
нескольких) в тексты упражнений с пропуском
буквы на месте непроверяемой орфограммы. Что
должен сделать ученик, чтобы вставить букву?
Конечно, обратиться к словарю. Причем если на
первых порах эта операция подсказывается, то в
дальнейшем ребенок должен действовать на основе
уже имеющегося собственного опыта.
Попутно заметим, что «словарные слова»
во всех классах то и дело проводятся через
списывание, осуществляемое по предложенной
системе (см. лекцию 2); по этой системе учащиеся
списывают слова и со словаря. Мы считаем, что
сочетание регулярного списывания по указанной
технологии, развивающего все виды памяти, с
частым обращением к орфографическому словарю, с
его чтением при поиске нужного слова – это
надежный путь к запоминанию словарных слов без
их механического зазубривания. Однако для того
чтобы ребенок действительно стал сам
пользоваться орфографическим словарем, надо
научить его искать слова в словаре.
В одной из предыдущих лекций уже
говорилось, что учебником «К тайнам нашего
языка» во 2-м классе предусмотрен урок, на котором
происходит знакомство со способом поиска слов в
словаре. Найдите в тексте лекции 3 памятку «Как
пользоваться орфографическим словарем?», взятую
со страниц учебника. Вот несколько советов по
организации первоначального знакомства с
памяткой.
Пункты памятки «Как пользоваться
орфографическим словарем?», думаем, надо читать
вслух – так, как читают «по ролям». Один ученик
читает первый пункт, второй – следующий, потом
двое по очереди проговаривают «развилку», двое
других продолжают и т. д. Чтение можно повторить,
предлагая после каждого пункта поднимать руки
тем, кому понятно, какое действие и как выполнять.
Тогда работа над следующими заданиями может быть
подана как проверка: удастся ли, действуя по
памятке, узнать написание нужных слов?
Практическую работу со словарем на
первых порах лучше вести в парах: один смотрит
слово с первой буквой, другой – со второй; вместе,
взявшись за руку, показывают, что готовы дать
ответ. В дальнейшем введенная памятка должна
направлять самостоятельные действия учащихся.
Только в том случае, если ученик знает, как искать
слово в словаре, и умеет достаточно быстро его
отыскивать, словарь будет находить применение в
его личной практике письма.
В учебнике «К тайнам нашего языка»
орфографический словарь используется не только
как справочник.
Еще в конце 50-х годов создатель
наиболее распространенного и сегодня
орфографического словаря для начальной школы
П.А. Грушников писал о том, что такой словарь,
кроме своего основного назначения – служить
справочником, может иметь и еще одно:
использоваться как специальное пособие по
орфографии, как дидактический материал, на
основе которого могут быть созданы различные
виды орфографических, грамматических,
лексических и других упражнений. Выполняя их,
учащиеся будут думать над теми или иными
вопросами языка или речи, а одновременно
запоминать написание конкретных слов и в целом
оттачивать умение пользоваться орфографическим
словарем, ориентироваться в нем.
В учебнике «К тайнам нашего языка»
выполнению различных заданий, предполагающих
работу с орфографическим словарем, чтение (под
тем или иным углом зрения) имеющихся в нем слов,
придается большое значение.
Одно из упражнений, достаточно частых
в учебнике, – составление «в помощь учителю»
словарного диктанта. Покажем несколько примеров
таких заданий. Первое из них взято из учебника
для 1-го класса, два следующих – из учебника для
2-го класса, а последние – из учебников для 3-го и
4-го классов.
162. Помоги учительнице. Для
словарного диктанта из второго столбика словаря
(с. 137) выпиши1 5–7 трудных слов, которых не было
в задании 160. |
1. Выбери из словаря 10–12
слов, отмеченных звездочками, на темы:
«Растения», «Животные». Пиши слова на листочке в
столбик, оставляй «окошки» на месте орфограмм.
2. Выпиши1 из словаря для диктанта 8,
на твой взгляд, трудных слов с непроизносимыми и
удвоенными согласными; включи названия действий. |
471. Составь словарный
диктант. Включи в него 10 слов со звездочкой из
словаря учебника; 4 названия действия и 6 названий
вещей, необходимых в хозяйстве. |
578. Составь словарный
диктант из глаголов неопределенной формы,
которые есть в орфографическом словаре учебника.
Рядом припиши4 эти слова в форме прошедшего
времени множественного числа. |
603. Составь словарный
диктант из 20 наиболее трудных, на твой взгляд,
слов из словаря учебника (с. 116). Включи в него 5
имен существительных, 5 глаголов, 5 наречий, 3
имени прилагательных и 2 имени числительных. Пиши
слова по частям речи. |
Готовясь к диктанту, вслух
читай слова так, как они написаны
(орфографически).
Как понятно из приведенных примеров,
конкретные варианты заданий могут быть разными.
Они зависят от этапа обучения, от того, с
закреплением каких умений (фонетических,
графических, лексических, грамматических или
собственно орфографических) сочетается работа
по освоению словаря и помещенных в нем словарных
слов.
Таким образом, как хотелось показать,
повышение эффективности обучения использованию
орфографического словаря может быть связано с
несколькими моментами:
а) с отбором словарных слов для
того или иного класса; б
) с их предъявлением не в виде
изолированного списка, а включенными в
орфографический словарь учебника; в
) с целенаправленным обучением детей поиску
слов в словаре; г
) с более широким применением
орфографического словаря для выполнения
различных видов упражнений по русскому языку. Рекомендуемая литература
1. Бондаренко А.А. Словари для
малышей.// Начальная школа. 1993. № 10.
2. Бондаренко А.А. Словари на
уроке.// Начальная школа. 2000. № 1.
3. Сборник нормативных документов.
Русский язык: Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев М.:
Дрофа, 2004. С.12.
4. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
Программа «Русский язык». Учебно-методический
комплект для четырехлетней начальной школы
«Гармония». – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
К тайнам нашего языка: 1 класс: Учебник русского
языка для четырехлетней начальной школы. Изд. 3-е,
дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 и послед.
годы.
6. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского
языка для четырехлетней начальной школы.. В 2 ч.
Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 и
послед. год.
7. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского
языка для четырехлетней начальной школы.. В 2 ч.
Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 и
послед. годы.
8. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам
нашего языка: 4 класс: Учебник русского языка для
четырехлетней начальной школы.. В 2 ч. Изд. 3-е,
дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 и послед.
годы.
|