Вторник, 23.04.2024, 15:20


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
СТАТЬИ [18]
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ [14]
НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [6]
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [26]

Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » СТАТЬИ

Повышение эффективности работы с орфографическим словарем
22.04.2012, 15:30

Практически все современные учебники русского языка включают орфографические словари. Как правило, эти словари содержат списки тех слов, которые подлежат запоминанию, – так называемых словарных слов. Нельзя не согласиться с А.А. Бондаренко, что «словники в учебниках похожи, как близнецы. Традиция отбора таких "словарных слов” авторами поддерживается из учебника в учебник» [2, с. 33]. Однако сегодня состав «словарных слов» и общая оценка назначения орфографического словаря в учебнике немного меняются.

Например, в учебнике «К тайнам нашего языка» слова отбирались с учетом их актуальности, реальной необходимости детям при создании ими письменных текстов, в частности тех жанров, которые предусмотрены учебником (а это записки, кулинарные рецепты, загадки, поздравления, письма, этюды, дневниковые записи и др.). Так, усилена доля слов обиходной речи, называющих продукты, домашнюю утварь, наиболее распространенные действия и их признаки, доля так называемых вежливых слов. Например, всегда удивляло: почему написание слов картофель, помидор, молоко надо знать, а слов макароны, котлеты, кефир, сметана и других – не надо?! Как учащиеся должны правильно писать глаголы тает, лает, клеим, строим и т.п., если они не освоили написание неопределенной формы этих глаголов? Как обойтись в письменной речи без наречий справа, налево, медленно, скоро, сначала, спокойно, особенно если ты объясняешь порядок действий (пишешь небольшую инструкцию) или рисуешь словесную картину (например, облака на небе)?!. Как в письмах обойтись без слов здравствуйте, до свидания, извините, спасибо?

Минимально необходимый детям, на наш взгляд, круг слов разных частей речи и включен в перечень словарных слов, постепенное запоминание которых должен обеспечить учебник «К тайнам нашего языка». Полный перечень таких слов есть в программе [4, с. 16, 22, 27, 35]. Слова для того или иного года обучения приводятся в словаре соответствующего учебника. Однако обращаем внимание на одну важную деталь.

В словаре учебника для каждого класса слов значительно больше, чем предполагает обязательный минимум для этого класса. Если вы посмотрите тот или иной словарь на страницах учебника ([5, с. 137; 6, ч. 2, с. 132–133; 7, ч. 2, с. 112–113; 8, ч. 2, с. 115–116]), то заметите, что часть слов отмечена звездочками. Это и есть обязательный минимум. Среди других слов имеются разные: одни входили в минимум предыдущего класса, другие станут обязательными в дальнейшем, третьи вообще не включены в минимум, но могут понадобиться в какой-то письменной работе.

Конечно, предусмотреть все необходимые учащимся слова невозможно, да и не нужно. Важно на доступном объеме слов «открыть» детям прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую орфографическую задачу. Затем необходимо научить школьников пользоваться этим «помощником» и обеспечить накопление ими соответствующего опыта. Эти задачи и должен, на наш взгляд, решать словарь учебника. Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих учеников появляется потребность в словаре большего объема. Вот тогда учитель и познакомит учеников с предназначенными для них орфографическими словарями. Для начала несколько таких словарей всегда должны быть к услугам учеников на книжной полке в классе. Стимулируя обращение к ним, хваля за их использование по собственной инициативе, учитель будет одновременно и обучать, и воспитывать своих питомцев. Но первые шаги в этом направлении, по нашему мнению, должны делаться на основе орфографического словаря учебника.

В уже цитировавшейся статье А.А. Бондаренко есть правильное замечание: «Парадокс нашей школьной практики не в том, что дети запоминают определенное количество "словарных слов”, а в том, что они делают это без обращения к специальным книгам – словарям» [2, с. 33].

Думается, что приведенное выше рассуждение показывает, как в учебнике «К тайнам нашего языка» делается попытка устранить указанный парадокс. Учащиеся, то и дело обращаясь к соответствующим страницам, работают не со списками «словарных слов», а с полноценным орфографическим словарем, правда, пока адаптированным с учетом практических потребностей детей и этапа обучения, на котором они находятся. Тем самым с помощью словаря учебника ученик начальных классов не только осваивает предусмотренный программой минимум словарных слов, но и готовится к выходу в мир «настоящих» орфографических словарей.

Однако для практического осуществления высказанной идеи (одновременно с освоением словарных слов приучать младших школьников к пользованию орфографическим словарем) нужны определенные методические решения. Одно из таких решений – отсутствие на страницах учебника «К тайнам нашего языка» привычных рамочек с очередным словарным словом, но при этом включение слова (а иногда и нескольких) в тексты упражнений с пропуском буквы на месте непроверяемой орфограммы. Что должен сделать ученик, чтобы вставить букву? Конечно, обратиться к словарю. Причем если на первых порах эта операция подсказывается, то в дальнейшем ребенок должен действовать на основе уже имеющегося собственного опыта.

Попутно заметим, что «словарные слова» во всех классах то и дело проводятся через списывание, осуществляемое по предложенной системе (см. лекцию 2); по этой системе учащиеся списывают слова и со словаря. Мы считаем, что сочетание регулярного списывания по указанной технологии, развивающего все виды памяти, с частым обращением к орфографическому словарю, с его чтением при поиске нужного слова – это надежный путь к запоминанию словарных слов без их механического зазубривания. Однако для того чтобы ребенок действительно стал сам пользоваться орфографическим словарем, надо научить его искать слова в словаре.

В одной из предыдущих лекций уже говорилось, что учебником «К тайнам нашего языка» во 2-м классе предусмотрен урок, на котором происходит знакомство со способом поиска слов в словаре. Найдите в тексте лекции 3 памятку «Как пользоваться орфографическим словарем?», взятую со страниц учебника. Вот несколько советов по организации первоначального знакомства с памяткой.

Пункты памятки «Как пользоваться орфографическим словарем?», думаем, надо читать вслух – так, как читают «по ролям». Один ученик читает первый пункт, второй – следующий, потом двое по очереди проговаривают «развилку», двое других продолжают и т. д. Чтение можно повторить, предлагая после каждого пункта поднимать руки тем, кому понятно, какое действие и как выполнять. Тогда работа над следующими заданиями может быть подана как проверка: удастся ли, действуя по памятке, узнать написание нужных слов?

Практическую работу со словарем на первых порах лучше вести в парах: один смотрит слово с первой буквой, другой – со второй; вместе, взявшись за руку, показывают, что готовы дать ответ. В дальнейшем введенная памятка должна направлять самостоятельные действия учащихся. Только в том случае, если ученик знает, как искать слово в словаре, и умеет достаточно быстро его отыскивать, словарь будет находить применение в его личной практике письма.

В учебнике «К тайнам нашего языка» орфографический словарь используется не только как справочник.

Еще в конце 50-х годов создатель наиболее распространенного и сегодня орфографического словаря для начальной школы П.А. Грушников писал о том, что такой словарь, кроме своего основного назначения – служить справочником, может иметь и еще одно: использоваться как специальное пособие по орфографии, как дидактический материал, на основе которого могут быть созданы различные виды орфографических, грамматических, лексических и других упражнений. Выполняя их, учащиеся будут думать над теми или иными вопросами языка или речи, а одновременно запоминать написание конкретных слов и в целом оттачивать умение пользоваться орфографическим словарем, ориентироваться в нем.

В учебнике «К тайнам нашего языка» выполнению различных заданий, предполагающих работу с орфографическим словарем, чтение (под тем или иным углом зрения) имеющихся в нем слов, придается большое значение.

Одно из упражнений, достаточно частых в учебнике, – составление «в помощь учителю» словарного диктанта. Покажем несколько примеров таких заданий. Первое из них взято из учебника для 1-го класса, два следующих – из учебника для 2-го класса, а последние – из учебников для 3-го и 4-го классов.

162. Помоги учительнице. Для словарного диктанта из второго столбика словаря (с. 137) выпиши1 5–7 трудных слов, которых не было в задании 160.

 

1. Выбери из словаря 10–12 слов, отмеченных звездочками, на темы: «Растения», «Животные». Пиши слова на листочке в столбик, оставляй «окошки» на месте орфограмм.

2. Выпиши1 из словаря для диктанта 8, на твой взгляд, трудных слов с непроизносимыми и удвоенными согласными; включи названия действий.

 

471. Составь словарный диктант. Включи в него 10 слов со звездочкой из словаря учебника; 4 названия действия и 6 названий вещей, необходимых в хозяйстве.

 

578. Составь словарный диктант из глаголов неопределенной формы, которые есть в орфографическом словаре учебника. Рядом припиши4 эти слова в форме прошедшего времени множественного числа.

 

603. Составь словарный диктант из 20 наиболее трудных, на твой взгляд, слов из словаря учебника (с. 116). Включи в него 5 имен существительных, 5 глаголов, 5 наречий, 3 имени прилагательных и 2 имени числительных. Пиши слова по частям речи.

Готовясь к диктанту, вслух читай слова так, как они написаны (орфографически).

Как понятно из приведенных примеров, конкретные варианты заданий могут быть разными. Они зависят от этапа обучения, от того, с закреплением каких умений (фонетических, графических, лексических, грамматических или собственно орфографических) сочетается работа по освоению словаря и помещенных в нем словарных слов.

Таким образом, как хотелось показать, повышение эффективности обучения использованию орфографического словаря может быть связано с несколькими моментами:

а) с отбором словарных слов для того или иного класса;
б
) с их предъявлением не в виде изолированного списка, а включенными в орфографический словарь учебника;
в
) с целенаправленным обучением детей поиску слов в словаре;
г
) с более широким применением орфографического словаря для выполнения различных видов упражнений по русскому языку.

Рекомендуемая литература

1. Бондаренко А.А. Словари для малышей.// Начальная школа. 1993. № 10.

2. Бондаренко А.А. Словари на уроке.// Начальная школа. 2000. № 1.

3. Сборник нормативных документов. Русский язык: Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев М.: Дрофа, 2004. С.12.

4. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Программа «Русский язык». Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 1 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 и послед. годы.

6. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы.. В 2 ч. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 и послед. год.

7. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы.. В 2 ч. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 и послед. годы.

8. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 4 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы.. В 2 ч. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 и послед. годы.

Категория: СТАТЬИ | Добавил: admin | Теги: Русский язык в начальной школе, русский язык в школе, обучение русскому языку в 1-4 класс, методические рекомендации для учите
Просмотров: 3371 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0