Из обсуждавшихся грамматических
словарей для обучения правописанию особое
значение имеет тот, который в учебнике «К тайнам
нашего языка» назван словарем «Какого рода и
числа слово?». Чтобы его роль в деле формирования
грамотного письма стала понятна, опишем одну
ситуацию.
В электричке едет маленькая девочка с
мамой. У девочки игрушка – мышка. За долгую
дорогу мама несколько раз говорит дочке: «Ну, ты
играй с мышом! Подними мыша! Не клади мыша
на пол!..»
Как вы считаете, какого рода, на взгляд
этой мамы, слово мышь? Конечно, мужского (ср.: слона,
со слоном...). А значит, какого рода для этой
девочки будет слово мышь, когда она придет в
школу?!.
И вот 3-й класс... Вы изучаете тему
«Правописание ь после шипящих на конце
имен существительных». Эта девочка, как и ее
одноклассники, выучит правило: если слово
женского рода, то ь пишется, а если
мужского, то... Как эта девочка напишет слово мышь
– с ь или без него?!. Вероятнее всего, без ь.
Вы посчитаете написание орфографической
ошибкой...
Но была допущена грамматическая
ошибка – неправильное определение рода имени
существительного, орфографическая же стала лишь
следствием.
И приведенный пример не единичен.
Знают ли дети, какого рода слова тишь, глушь,
мелочь, сушь и др., которые часто предлагаются в
упражнениях учебников, в диктантах? Нередко
учащихся могут затруднять и более обиходные
слова: молодежь, врач, овощ, вещь и т.д. А
неверное определение рода станет причиной
орфографической ошибки.
Какой же выход?
Думается, всем предыдущим
рассуждением этот выход подсказан. В учебнике
нужен грамматический словарь, который помог бы
ученику получить справку. Пользование этим
словарем было бы полезно с разных точек зрения.
Во-первых, оно помогло бы освоить
соответствующую норму литературного языка
(правильный род того или иного имени
существительного), что обеспечило бы верное
написание слова. Во-вторых, в процессе поиска
конкретного слова ученик читал бы другие слова и,
может быть, сделал бы для себя еще какие-то
лингвистические «открытия». В-третьих, младший
школьник постепенно накапливал бы тот опыт
пользования различными словарями, о котором шла
речь в начале лекции.
Но возникает вопрос: как учебный
грамматический словарь не сделать простым
орфографическим справочником? Ведь если ученик
находит правильно написанное слово мышь, то
он получает готовый ответ на вопрос о ь;
узнавать род этого имени существительного ему
уже не обязательно.
В учебнике «К тайнам нашего языка»
сделана попытка найти методическое решение
проблемы. Перед вами фрагмент грамматического
словаря из названного учебника. Всмотритесь в
него и определите: что сделано для того, чтобы
ребенок поинтересовался родом имени
существительного, а затем сам решил
орфографическую задачу?
Какого рода и числа слово?
блюдце
болото
ботинок
бровь
брош?
брюшко
варенье
вермишель
вещ?
врач?
глуш?
грабли
картофель
картошка
коленка
колено
колесо
колесико
листва
макароны
мелоч?
метро
молодеж?
повидло
полноч?
полотенце
помидор
помощ?
прыщ?
пыль
ребёнок
рояль
семья
cуш?
тапочка
тиш?
туфля |
ср.р.
ср.р.
м.р.
ж.р.
ж.р.
ср.р.
ср.р.
ед.ч., ж.р.
ж.р.
м.р.
ж.р.
мн.ч., ед.ч. нет
м.р.
ж.р.
ж.р.
ср.р.
ср.р.
ср.р.
ед.ч., ж.р.
мн.ч., ед.ч. нет
ед.ч., ж.р.
ср.р. (неизм.)
ед.ч., ж.р.
ед.ч., ср.р.
ж.р.
ср.р.
м.р.
ж.р.
м.р.
ед.ч., ж.р.
м.р.
м.р.
ед.ч., ж.р.
ед.ч., ж.р.
ед.ч., ж.р.
ед.ч., ж.р.
ед.ч., ж.р. |
Конечно, «настоящий» словарь,
который служит лишь справочником, никогда не
будет содержать никаких вопросительных знаков
вместо букв. Но словарь в учебнике
полифункционален. Он не только справочник, но и
средство обучения, а потому организация и
способы подачи материала в нем могут быть
специфичными. Данный словарь является
справочником с точки зрения грамматики и
одновременно выполняет роль учебного пособия по
орфографии.
Таким образом, не только орфографический, но и
грамматический словарь оказывается важным
средством обучения младших школьников решению
орфографических задач.
Вопросы для самопроверки
1. Почему словари можно считать
средством не только обучения, но и воспитания
школьников? Какие условия нужно выполнить, чтобы
этого достичь?
2. Перечитайте называемые в конце
второй части лекции пути повышения
эффективности использования орфографического
словаря. Можете ли вы объяснить смысл
выдвигаемых тезисов? Принимаете ли вы каждый из
них?
3. Каким образом грамматический
словарь может быть полезен при обучении
орфографии? |