Все требования, которые предъявляются к
работе с текстами на первых двух годах обучения по данной методике,
сохраняются и в старших классах начальной школы. К ним относятся:
а) обеспечение воспитывающе-познавательного характера используемых на уроке текстов;
б) предъявление учащимся текста в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания;
в) самостоятельное формулирование учащимися задания по восстановлению или составлению текста и работа с ним;
г) выполнение школьниками
дополнительных заданий поискового характера из разных разделов русского
языка, составленных на материале написанного текста в нетрадиционной
форме.
Вместе с тем эта работа претерпевает
определенные изменения. Увеличивается объем исходного материала, на
основе которого учащиеся образуют текст. Соответственно школьники
работают с большими по объему текстами. Текстовый материал становится
сложнее и разнообразнее по содержанию. Наряду с ранее использованными
видами работ по восстановлению и составлению текста, появляются новые.
Они предусматривают более напряженную умственную деятельность
школьников, большую сосредоточенность их внимания, более высокую
творческую направленность, усиление речевой активности. Предлагаемые к
упражнениям дополнительные задания продолжают постепенно усложняться,
становятся все более универсальными. Для выполнения многих из них
требуется знание учебного материала сразу из нескольких разделов
русского языка. Например: по синтаксису, морфемике, фонетике; по
орфографии, лексике, морфемике и т. д. с их помощью существенно
возрастает глубина и разноплановость проработки используемого в тексте
языкового материала при дальнейшем развитии важнейших интеллектуальных
качеств и лингвистических знаний, умений, навыков младших школьников.
Определенная новизна просматривается и
во время записи упражнения. Нередко школьники пишут в тетради не весь
текст, а только его часть. Но какую именно часть – определяют по
указанным учителем ориентирам сами дети. Причем, ориентиры носят
неконкретный характер. Чаще всего они связываются с изучаемой на уроке
темой и в очередной раз отправляют детей в ситуацию напряженного,
увлекательного, плодотворного поиска. Например, при изучении темы
«Глагол» учитель может предложить следующие ориентиры:
– напишите ту часть текста, в каждом предложении которой имеются глаголы;
– напишите ту часть текста, в которой есть глаголы настоящего времени;
– напишите часть текста, в которой имеются два глагола с приставками;
– напишите ту часть текста, в которой большая часть глаголов имеет проверяемую безударную гласную в корне;
– напишите ту часть текста, в которой употреблены глаголы одного спряжения;
– напишите часть текста, которая больше соответствует теме урока;
– напишите часть текста, имеющую глаголы-синонимы; и т. д.
Рассмотрим варианты текстовых
упражнений, которые могут быть использованы в 3–4 классах. Проследим
тенденцию их постепенного усложнения. Оценим их возможный потенциал и
коэффициент полезного действия.
Как и в предыдущие годы (1–2 классы), в
этот период обучения широко применяются упражнения на восстановление в
тексте слов одной и той же части речи с использованием справочного
материала.
Например, при работе над темой «Глагол» школьникам может предложен следующий текст:
Букет цветов.
Справка: удалять, продлить, срезать, добавить, брать, подрезать.
Жизнь цветка в букете коротка. Как цветам жизнь? Рекомендуется листья с нижней части стебля. У роз необходимо и шипы. Конец стебля цветка надо в воде. Воду для цветов желательно комнатной температуры. Можно в нее соль или сахар .
Задание 1. Познакомьтесь с данной записью. Сформулируйте задание, соответствующее теме сегодняшнего урока. (Вместо условных обозначений надо вставить в текст подходящие по смыслу глаголы.)
Вместе с командой погиб художник Василий Васильевич Верещагин,
который стоял в момент взрыва на палубе и делал зарисовку начавшегося
боя.
Задание 2. Расскажите об орфограмме,
которая чаще встречается в глаголах неопределенной формы. Какие слова
других частей речи вы смогли бы присоединить к этой группе?
Задание 3. Назовите предложение с неполной грамматической основой.
Задание 4. Укажите самый короткий по составу глагол в неопределенной форме.
Для более эффективного развития речи и творческого воображения учащимся предлагается восстановление текста по смыслу, но без справочного материала. Выполняя
его, учащиеся наблюдают бесконечное разнообразие словесных сочетаний и
оборотов. Например, при изучении темы «Имя прилагательное» можно
выполнить следующее текстовое упражнение:
поле очень . Оно похоже на костер .
цветочек на стебле напоминает мотылька .
Опадает лепесток. Останется на стебле коробка семян . зернышко есть во бублике, в пироге .
Задание 1. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к этому упражнению. Не забывайте о теме урока. (В данный текст вместо условных обозначений надо вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.)
Задание 2. Выделите из текста слова, в которых буква о представляет разные орфограммы. Расскажите об их написании.
Задание 3. Назовите слова с одинаковой орфограммой и одинаковым составом.
Изучаемые части речи могут быть
прекрасным ориентиром при восстановлении последовательности предложений и
образовании из них текста. Для облегченного восприятия каждое
предложение пишется учителем с отдельной строки. Их порядок специально
нарушается. В дополнительной записи указывается количество слов
определенной части речи, имеющихся в этих предложениях. По этой справке
устанавливается их последовательность.
Герб для города.
Русские города издавна имели свои
гербы. Вот старинный герб Серпухова. В центре щита павлин. Радугой
переливаются перья заморской птицы. Это символ яркого ситца, который
вырабатывали в городе.
Рязань – конь. Саратов – стерлядь.
Тула – ружье. Подмосковный Дмитров – чайник и чашка. Медынь –
шестнадцать золотых пчел. Это символ……….
Задание 1. Внимательно прочитайте
первую часть текста. Познакомьтесь с заготовками ко второй части.
Сформулируйте задание к упражнению. (Надо составить вторую часть текста по опорным словам, а последнее предложение – полностью самостоятельно.)
Задание 2. Найдите слова с орфограммой, которой нет в первой части текста, но они есть во второй.
Задание 3. Разберите по членам предложение, основу которого можно представить следующим образом: = – .
Задание 4. Назовите из первой части текста слова с противоположным звуковым составом. (Радугой – птицы, ситца – города.)
Составление текста, предусматривающее
сокращение одной части (или нескольких) исходного материала и завершение
его концовки – это своеобразное соединение сжатого изложения и
сочинения.
Для данной работы подбирается текст,
состоящий из трех-четырех небольших частей. При ее выполнении творчество
учащихся состоит в том, что одну или несколько частей они передают в
форме сжатого изложения, а концовку дописывают самостоятельно,
ориентируясь на смысл предыдущих частей и выражая свои мысли по идее
текста. Важно, чтобы идея текста нацеливала школьников на серьезные
размышления. Один из вариантов такого текста:
Могучий дуб рос на высокой горе.
Никто (не) мог покорить его. Однажды налетел (на) него ветер, чтобы
пригнуть его (к) земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листочком.
Посоветовали ветру обратиться (за) помощью к молнии. Благодаря тому,
что антиципация, система интеллектуально-лингвистических упражнений,
активная целенаправленная речемыслительная деятельность пробивают себе
дорогу через содержательно-организационную конкретику различных этапов
урока, весь учебный процесс обретает внутренне логичный, целостный,
ориентированный на достижение конечной цели (и долгосрочной, и
ближайшей, связанной с темой данного урока) характер. Именно это
обстоятельство позволяет задействовать серьезные резервы в деле
повышения и орфографической грамотности, и уровня общего
интеллектуального развития детей во время обучения их русскому языку в
начальной школе. Данный вывод основывается не только на тех
теоретических положениях, о которых шла речь в предшествующих главах
книги, но и подтверждается многолетней педагогической практикой учителей
начальных классов, работающих по рассмотренной методике в разных школах
нашей страны.
Раскололось небо, грянул гром,
блеснула молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А
дуб продолжал расти и даже крепче стал.
Спросил тогда ветер (у) дуба: Почему я (не) могу погубить тебя? Дуб ответил, что не ствол его держит. Сила его в том, …
Задание 1. Прочитайте две полные части
текста и начало третьей. Обратите внимание на условные обозначения.
Сформулируйте устное задание к этому тексту. (Озаглавить текст, составить ответ дуба ветру и закончить третью часть.)
Возможные варианты названий текста: Дуб и ветер. Сила дуба.
Ожидаемый вариант концовки текста: Сила его в том, что он глубоко врос в родную землю, прочно корнями за нее держится.
Задание 2. Сократите первую и вторую часть до трех– четырех предложений.
Задание 3. Напишите текст с сокращенной
первой частью и составленной концовкой. Раскройте скобки. Какая
необходимая часть письменной работы не указана в моем задании? (Поставить недостающие знаки препинания.)
Задание 4. Расскажите о написании слов, в которых имеется по две орфограммы.
Задание 5. Назовите слова, состав которых соответствует составу слова помощью.
Таким образом, всегда присутствующая
ситуация поиска поддерживает интерес школьников к работе с текстом на
всех ее этапах. Не содержащие конкретных указаний задания эффективно
работают на углубление языковой грамотности учащихся. Отсутствие
стереотипа заставляет каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память
и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника.
Привлечение ученика к формулированию заданий, кроме развития важнейших
интеллектуальных качеств, увеличивает его статус в учебном процессе. Все
это, безусловно, и в большой степени влияет на качество обучения
русскому языку.
Участие ученика в организации учебного
процесса происходит на всех этапах урока. Урок русского языка по
рассматриваемой методике насыщен интеллектуально-лингвистическими
упражнениями и заданиями, но каждому его этапу присуща своя система
таковых.
Антиципация как методический прием
также присутствует на большинстве структурных частей урока, но
конкретика предопределяющей деятельности, в которую включаются
школьники, задается функциональными особенностями этапов и решаемыми на
них учебными задачами. Своеобразие применения указанных выше
методических средств и приемов накладывает свой отпечаток и на речевую
деятельность школьников, повышенная активность которой неизменно
проявляется на всех структурных компонентах учебного процесса. Другой не
менее яркой характерной чертой данной деятельности выступает ее
направленность на формирование у школьников логического мышления, ибо
практически любые их мыслительные операции – рассуждения по поводу
изучаемого лингвистического материала в течение всего урока принимают
форму понятий, суждений, умозаключений. |