Четверг, 29.10.2020, 16:20

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
СТАТЬИ [18]
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ [14]
НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [6]
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [26]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Выполнение текстовых упражнений в 3–4 классах (начало)
09.04.2012, 20:42

Все требования, которые предъявляются к работе с текстами на первых двух годах обучения по данной методике, сохраняются и в старших классах начальной школы. К ним относятся:

а) обеспечение воспитывающе-познавательного характера используемых на уроке текстов;

б) предъявление учащимся текста в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания;

в) самостоятельное формулирование учащимися задания по восстановлению или составлению текста и работа с ним;

г) выполнение школьниками дополнительных заданий поискового характера из разных разделов русского языка, составленных на материале написанного текста в нетрадиционной форме.

Вместе с тем эта работа претерпевает определенные изменения. Увеличивается объем исходного материала, на основе которого учащиеся образуют текст. Соответственно школьники работают с большими по объему текстами. Текстовый материал становится сложнее и разнообразнее по содержанию. Наряду с ранее использованными видами работ по восстановлению и составлению текста, появляются новые. Они предусматривают более напряженную умственную деятельность школьников, большую сосредоточенность их внимания, более высокую творческую направленность, усиление речевой активности. Предлагаемые к упражнениям дополнительные задания продолжают постепенно усложняться, становятся все более универсальными. Для выполнения многих из них требуется знание учебного материала сразу из нескольких разделов русского языка. Например: по синтаксису, морфемике, фонетике; по орфографии, лексике, морфемике и т. д. с их помощью существенно возрастает глубина и разноплановость проработки используемого в тексте языкового материала при дальнейшем развитии важнейших интеллектуальных качеств и лингвистических знаний, умений, навыков младших школьников.

Определенная новизна просматривается и во время записи упражнения. Нередко школьники пишут в тетради не весь текст, а только его часть. Но какую именно часть – определяют по указанным учителем ориентирам сами дети. Причем, ориентиры носят неконкретный характер. Чаще всего они связываются с изучаемой на уроке темой и в очередной раз отправляют детей в ситуацию напряженного, увлекательного, плодотворного поиска. Например, при изучении темы «Глагол» учитель может предложить следующие ориентиры:

– напишите ту часть текста, в каждом предложении которой имеются глаголы;

– напишите ту часть текста, в которой есть глаголы настоящего времени;

– напишите часть текста, в которой имеются два глагола с приставками;

– напишите ту часть текста, в которой большая часть глаголов имеет проверяемую безударную гласную в корне;

– напишите ту часть текста, в которой употреблены глаголы одного спряжения;

– напишите часть текста, которая больше соответствует теме урока;

– напишите часть текста, имеющую глаголы-синонимы; и т. д.

Рассмотрим варианты текстовых упражнений, которые могут быть использованы в 3–4 классах. Проследим тенденцию их постепенного усложнения. Оценим их возможный потенциал и коэффициент полезного действия.

Как и в предыдущие годы (1–2 классы), в этот период обучения широко применяются упражнения на восстановление в тексте слов одной и той же части речи с использованием справочного материала.

Например, при работе над темой «Глагол» школьникам может предложен следующий текст:

Букет цветов.

Справка: удалять, продлить, срезать, добавить, брать, подрезать.

Жизнь цветка в букете коротка. Как      цветам жизнь? Рекомендуется      листья с нижней части стебля. У роз необходимо      и шипы. Конец стебля цветка надо      в воде. Воду для цветов желательно      комнатной температуры. Можно      в нее соль или сахар .

Задание 1. Познакомьтесь с данной записью. Сформулируйте задание, соответствующее теме сегодняшнего урока. (Вместо условных обозначений надо вставить в текст подходящие по смыслу глаголы.)

Вместе с командой погиб художник Василий Васильевич Верещагин, который стоял в момент взрыва на палубе и делал зарисовку начавшегося боя.

Задание 2. Расскажите об орфограмме, которая чаще встречается в глаголах неопределенной формы. Какие слова других частей речи вы смогли бы присоединить к этой группе?

Задание 3. Назовите предложение с неполной грамматической основой.

Задание 4. Укажите самый короткий по составу глагол в неопределенной форме.

Для более эффективного развития речи и творческого воображения учащимся предлагается восстановление текста по смыслу, но без справочного материала. Выполняя его, учащиеся наблюдают бесконечное разнообразие словесных сочетаний и оборотов. Например, при изучении темы «Имя прилагательное» можно выполнить следующее текстовое упражнение:

    поле очень . Оно похоже на      костер .

      цветочек на      стебле напоминает     мотылька .

Опадает     лепесток. Останется на     стебле     коробка семян .    зернышко есть во   бублике, в   пироге .

Задание 1. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к этому упражнению. Не забывайте о теме урока. (В данный текст вместо условных обозначений надо вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.)

Задание 2. Выделите из текста слова, в которых буква о представляет разные орфограммы. Расскажите об их написании.

Задание 3. Назовите слова с одинаковой орфограммой и одинаковым составом.

Изучаемые части речи могут быть прекрасным ориентиром при восстановлении последовательности предложений и образовании из них текста. Для облегченного восприятия каждое предложение пишется учителем с отдельной строки. Их порядок специально нарушается. В дополнительной записи указывается количество слов определенной части речи, имеющихся в этих предложениях. По этой справке устанавливается их последовательность.

Герб для города.

Русские города издавна имели свои гербы. Вот старинный герб Серпухова. В центре щита павлин. Радугой переливаются перья заморской птицы. Это символ яркого ситца, который вырабатывали в городе.

Рязань – конь. Саратов – стерлядь. Тула – ружье. Подмосковный Дмитров – чайник и чашка. Медынь – шестнадцать золотых пчел. Это символ……….

Задание 1. Внимательно прочитайте первую часть текста. Познакомьтесь с заготовками ко второй части. Сформулируйте задание к упражнению. (Надо составить вторую часть текста по опорным словам, а последнее предложение – полностью самостоятельно.)

Задание 2. Найдите слова с орфограммой, которой нет в первой части текста, но они есть во второй.

Задание 3. Разберите по членам предложение, основу которого можно представить следующим образом: = – .

Задание 4. Назовите из первой части текста слова с противоположным звуковым составом. (Радугой – птицы, ситца – города.)

Составление текста, предусматривающее сокращение одной части (или нескольких) исходного материала и завершение его концовки – это своеобразное соединение сжатого изложения и сочинения.

Для данной работы подбирается текст, состоящий из трех-четырех небольших частей. При ее выполнении творчество учащихся состоит в том, что одну или несколько частей они передают в форме сжатого изложения, а концовку дописывают самостоятельно, ориентируясь на смысл предыдущих частей и выражая свои мысли по идее текста. Важно, чтобы идея текста нацеливала школьников на серьезные размышления. Один из вариантов такого текста:

Могучий дуб рос на высокой горе. Никто (не) мог покорить его. Однажды налетел (на) него ветер, чтобы пригнуть его (к) земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листочком. Посоветовали ветру обратиться (за) помощью к молнии. Благодаря тому, что антиципация, система интеллектуально-лингвистических упражнений, активная целенаправленная речемыслительная деятельность пробивают себе дорогу через содержательно-организационную конкретику различных этапов урока, весь учебный процесс обретает внутренне логичный, целостный, ориентированный на достижение конечной цели (и долгосрочной, и ближайшей, связанной с темой данного урока) характер. Именно это обстоятельство позволяет задействовать серьезные резервы в деле повышения и орфографической грамотности, и уровня общего интеллектуального развития детей во время обучения их русскому языку в начальной школе. Данный вывод основывается не только на тех теоретических положениях, о которых шла речь в предшествующих главах книги, но и подтверждается многолетней педагогической практикой учителей начальных классов, работающих по рассмотренной методике в разных школах нашей страны.

Раскололось небо, грянул гром, блеснула молния. Загорелась вершина дуба, но пошел дождь и залил огонь. А дуб продолжал расти и даже крепче стал.

Спросил тогда ветер (у) дуба: Почему я (не) могу погубить тебя? Дуб ответил, что не ствол его держит. Сила его в том, …

Задание 1. Прочитайте две полные части текста и начало третьей. Обратите внимание на условные обозначения. Сформулируйте устное задание к этому тексту. (Озаглавить текст, составить ответ дуба ветру и закончить третью часть.)

Возможные варианты названий текста: Дуб и ветер. Сила дуба.

Ожидаемый вариант концовки текста: Сила его в том, что он глубоко врос в родную землю, прочно корнями за нее держится.

Задание 2. Сократите первую и вторую часть до трех– четырех предложений.

Задание 3. Напишите текст с сокращенной первой частью и составленной концовкой. Раскройте скобки. Какая необходимая часть письменной работы не указана в моем задании? (Поставить недостающие знаки препинания.)

Задание 4. Расскажите о написании слов, в которых имеется по две орфограммы.

Задание 5. Назовите слова, состав которых соответствует составу слова помощью.

Таким образом, всегда присутствующая ситуация поиска поддерживает интерес школьников к работе с текстом на всех ее этапах. Не содержащие конкретных указаний задания эффективно работают на углубление языковой грамотности учащихся. Отсутствие стереотипа заставляет каждый раз мобилизовать внимание, напрягать память и мышление, усиливает положительный эмоциональный настрой школьника. Привлечение ученика к формулированию заданий, кроме развития важнейших интеллектуальных качеств, увеличивает его статус в учебном процессе. Все это, безусловно, и в большой степени влияет на качество обучения русскому языку.

Участие ученика в организации учебного процесса происходит на всех этапах урока. Урок русского языка по рассматриваемой методике насыщен интеллектуально-лингвистическими упражнениями и заданиями, но каждому его этапу присуща своя система таковых.

Антиципация как методический прием также присутствует на большинстве структурных частей урока, но конкретика предопределяющей деятельности, в которую включаются школьники, задается функциональными особенностями этапов и решаемыми на них учебными задачами. Своеобразие применения указанных выше методических средств и приемов накладывает свой отпечаток и на речевую деятельность школьников, повышенная активность которой неизменно проявляется на всех структурных компонентах учебного процесса. Другой не менее яркой характерной чертой данной деятельности выступает ее направленность на формирование у школьников логического мышления, ибо практически любые их мыслительные операции – рассуждения по поводу изучаемого лингвистического материала в течение всего урока принимают форму понятий, суждений, умозаключений.

Категория: МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin | Теги: Русский язык в начальной школе, для учителя, развивающее обучение, родной язык, уроки русского языка, методика преподавания русского язык
Просмотров: 2814 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск


Copyright MyCorp © 2020 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0