Четверг, 28.03.2024, 15:06


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
СТАТЬИ [18]
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ [14]
НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [6]
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [26]

Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Выполнение текстовых упражнений в 3–4 классах (продолжение)
09.04.2012, 20:40
Верещагин был первым художником, который показал всю суровость и жестокость войны.

Ранним утром 13 апреля 1904 года броненосец «Петропавловск» вступил в бой с японской эскадрой, нарвался на мину и мгновенно пошел ко дну.

Его называли художником-воином.


Событий в лесу множество, но каждому из них отведено свое место, свои часы и свои минуты.

Задание 1. Прочитайте предложения. Познакомьтесь с дополнительной записью. Сформулируйте задание к упражнению. (й» з данных предложений надо составить текст. Их порядок можно установить по количеству глаголов в каждом предложении.)

Задание 2. Сгруппируйте глаголы по количеству имеющихся в них орфограмм.

Задание 3. Дайте характеристику предложения, в глаголах которого все согласные твердые.

Задание 4. Выделите какие-либо слова из текста по самостоятельно найденному признаку. (Броненосец, Верещагин, всю, «Петропавловск» и др.)

Восстановление текста по таблице 4 возможно при изучении любой темы. Для этого каждое предложение текста пишется с отдельной строки. Последовательность предложений меняется. В таблице 4 отражаются условия установления последовательности предложений. Они могут быть разными, но должны всегда соответствовать теме урока.

В три часа в темном небе «блеет» бекас.

В пять часов в лесу уже звучит большой птичий концерт, и только опытное ухо различит в нем отдельных исполнителей.

В четыре часа на поляну вылетает тетерев, сверкает белым подхвостьем, чуфыкает и бормочет.

В два часа ночи на лесном болоте начинает петь глухарь.

Таблица 4


Задание 1. Прочитайте предложения. Рассмотрите таблицу 4. Сформулируйте задание к упражнению. (Надо написать предложения, ориентируясь на количество слов с приставками.)

(В. Орлов.)

Задание 2. Расскажите о написании слов, которые являются в предложениях подлежащими, предварительно сгруппировав их по орфограммам.

Задание 3. Найдите предложение, которое осталось без пары. Ответ обоснуйте.

Задание 4. Укажите не менее двух слов, которые были бы противоположны слову небе по какому-либо признаку.

С большим интересом учащиеся выполняют упражнения по восстановлению пропущенных слов стихотворного текста по смыслу и рифме. В качестве исходного материала используется небольшое, с простым содержанием стихотворение. Одна его часть дается в готовом виде. Во второй – пропускается определенное количество слов. Желательно, чтобы они, так или иначе, соответствовали теме урока. Этот текст может быть использован при изучении имен прилагательных-антонимов.

Под крымское солнце

На (Ч, ч)ерное море

Ребята приехали

С (Б, б)елого моря.

Приехали  

С     моря ,

Уехали  

С (Ч, ч)ерного моря.

Задание 1. Познакомьтесь с данной записью. Восстановите второе четверостишие стихотворения В. Орлова по смыслу и рифме. Восстановление двух четверостиший по рифме и смыслу требует от школьников большей сосредоточенности и распределения внимания. Для данной работы записываются строки двух стихотворений вперемешку. Одно стихотворение отличается от другого содержанием и размером. Ориентируясь на эти признаки, учащиеся восстанавливают стихотворные строки. Задание по восстановлению текста предпочтительнее выполнять в группах.

Задание 2. Назовите по одной орфограмме из каждой строки первого четверостишия так, чтобы они не повторялись. (Солнце, Черное, ребята, с Белого.)

Задание 3. Укажите предложение с полной основой.

Задание 4. Назовите слова, в которых есть несоответствие фонетического характера.

Правильный вариант восстановленного текста:

Приехали белые

С Белого моря,

Уехали черные

С Черного моря.

Замер лес в прозрачной дымке

Дружно лопаются почки

На деревьях тают льдинки

Распускаются листочки

С веток капает капель

На траве роса дрожит

И слышна синицы трель

Лось за радугой бежит

(В. Степанов.) И слышна синицы трель.

Задание 1. Прочитайте данную запись. Здесь написано два стихотворения. Одно называется «Март», другое – «Май». Выделите их из записи.

Правильный вариант:

Март

Замер лес в прозрачной дымке,

На деревьях тают льдинки,

С веток капает капель,

Май Постепенно поисковая ситуация осложняется. Соответственно усиливается работа важнейших интеллектуальных качеств, прежде всего внимания, памяти, мышления, речи. Так, учащимся предлагается восстановить слова текста по пропущенным в них буквам в указанных учителям морфемах.

Дружно лопаются почки,

Распускаются листочки,

На траве роса дрожит,

Лось за радугой бежит.

Задание 2. Сравните данные предложения. Найдите их общее и отличия.

Задание 3. Напишите текст, в котором большее количество слов с безударной гласной. Объясните их написание. Назовите слова с другими орфограммами, предварительно сгруппировав их.

Задание 4. Найдите в тексте существительные и глаголы, которые имеют одинаковые части слова. (Роса и дрожит, траве и бежит.)

Приемыши у животных.


Справка: поразительный, с…бака, …зык, ск…рлупа, …йцо, комн…та, д…ван, защищать, пол…жила.

Задание 1. Прочитайте запись на доске и слова для справок. Сформулируйте задание к упражнению. (В данный текст надо вставить пропущенные слова. Слова следует взять из справки, определив нужное по имеющейся в них орфограмме.)


Задание 1. Прочитайте предложения и слова в справке. Сформулируйте задание к упражнению. (Надо восстановить слова в предложениях, ориентируясь на пропущенные в указанных частях буквы.)

Задание 2. Сгруппируйте слова из справки по орфограммам. Добавьте к ним другие слова из текста с такими же орфограммами.

Задание 3. Назовите предложения, которые имеют одинаковые виды синтаксических конструкций. Чем отличаются друг от друга эти конструкции?

Восстановление слов в текст по имеющимся в них орфограммах оказывает существенное влияние на развитие орфографической зоркости учащихся. Для проведения такого вида упражнения учитель с помощью условных обозначений указывает имеющуюся орфограмму в пропущенных словах. По указанной орфограмме учащиеся находят слова в справке и вводят их в текст. Упражнение выполняется при изучении, закреплении или повторении любого орфографического правила.


Справка: мягкая, мордочка, пользу, молоко, опасность, короткие, ёжика.

Задание 2. Выделите одно предложение по двум признакам.

Задание 3. Можно ли считать, что количество звуков и букв в словах иглы и ёжик одинаково?

Работая над дальнейшим повышением орфографической зоркости, учитель предлагает восстановить текст по количеству орфограмм в пропущенных словах. Пропущенные слова обязательно выносятся в справку. О количестве орфограмм в них учащиеся узнают из сводной таблицы.

Особые органы на теле муравья пахучие вещества.

По нему другие муравьи … эту же еду.

Найдя пищу, муравей на обратном пути… дорогу следовым запахом.

Муравьи … друг с другом с помощью запахов.


Справка: общаются, находят, выделяют, метит. Медуница.

Задание 1. Прочитайте предложения. Познакомьтесь с дополнительным материалом к ним. Сформулируйте задание к упражнению. (Надо вставить пропущенные в предложениях слова по количеству имеющихся в них орфограмм. В пропущенном слове первого предложения должно быть четыре орфограммы, во втором – три и т. д.).

Задание 2. Расскажите о написании слов с орфограммами, которые не указывались в предыдущем задании.

Задание 3. Разберите по членам предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

Задание 4. Назовите слова с одинаковым морфемным и очень близким звуковым составом. (Пищу, пути.)

При восстановлении текста можно использовать изученный синтаксический материал. Например, изменение вида некоторых предложений текста.

Желательно, чтобы в исходном тексте были предложения одного вида. В соответствии с установками школьники изменяют вид некоторых предложений на другой, указанный учителем. Возможен более сложный вариант подхода к такого рода деятельности. Учащиеся сами определяют, вид каких предложений и на какой можно изменить.


Задание 1. Прочитайте текст. Найдите общее в составляющих его предложениях. Скажите, какое задание можно выполнить с этим текстом? (В данном тексте первое повествовательное предложение надо заменить на вопросительное. Из последнего повествовательного предложения надо составить два побудительных предложения.)

Новый вариант первого предложения текста: Почему медуницу называют отважным цветком?

Новый вариант последнего предложения: Не уносите цветы из леса! Не крадите у него весеннюю улыбку!

Задание 2. Объедините в группы слова, в которых орфограммой является буква е. Расскажите об их написании.

Задание 3. Какие слова вы могли бы выделить из этого текста и почему? (Разноцветные: сложное слово; яркие: первая и последняя буквы обозначают по два звука и т. д.)

Поисковую работу по восстановлению текста можно связать с морфемикой. Для этого вместо пропущенных слов в текст вводятся схемы, отражающие их морфемный состав. Пропущенные слова выносятся в справку. Для разведения слов с одинаковым морфемным составом учащиеся должны обращать внимание на их смысловую сочетаемость.

Справка: разные, густой, горную, тонкие, широкие, длинные, диких, горячий.


Задание 1. Прочитайте предложения. Познакомьтесь со справкой. Сформулируйте задание к упражнению. (Надо восстановить слова в предложениях по их составу. Слова для этой работы можно взять из справки.)

Задание 2. Расскажите о написании слов данного текста, объединив их по принципу «третий лишний».

Задание 3. Выделите одно из предложений текста по самостоятельно найденному признаку.

Задание 4. Назовите прилагательные, в которых все согласные звонкие. В них одинаковое количество звуков, но разное количество букв.

Развитию языкового чутья, обогащению лексики, умению обобщать способствует работа по восстановлению в тексте пропущенных фразеологических оборотов. Здесь возможны разные варианты. Первый вариант: завершение определенной мысли соответствующим фразеологическим оборотом. Перечень предназначенных для использования фразеологических оборотов дается в справке.

Справка: прибрать к рукам, мастер на все руки, как без рук, золотые руки, умывают руки. Второй вариант: завершение текста предложением, необходимой составляющей которого является фразеологический оборот. Это предложение должно служить логическим завершением предыдущей части текста.

Задание 1. Прочитайте предложения. Познакомьтесь со справкой. Сформулируйте задание к упражнению. (Вместо условных обозначений надо вставить в текст подходящие по смыслу устойчивые словосочетания.)

Задание 2. Назовите предложения с одинаковым языковым явлением.

Задание 3. Из каждого устойчивого словосочетания выделите слова с неповторяющейся орфограммой. Скажите, какой из глаголов текста вы бы исключили и почему.

В старину над книгой трудились переписчики, художники, переплетчики. В основу переплета в древности клали доску. Ее обтягивали кожей, тканью, иногда парчой или бархатом. Особенно ценные книги украшали золотом, серебром, жемчугом.   От крышки до крышки

.

Справка:

От корки до корки

От доски до доски

Задание 1. Прочитайте первую часть текста. Познакомьтесь с фразеологическими оборотами. Составьте вторую часть текста, учитывая смысл первой и используя один из фразеологических оборотов, из справки.

Справка: Одна ласточка весны не делает. Первая ласточка.

Задание 2. Расскажите о написании слов текста так, чтобы орфограммы не повторялись (страницу, переплет, тканью, серебром).

Задание 3. Разберите по членам предложение с однородными подлежащими.

Вариант второй части:

Тот, кому интересна книга, прочтет ее от доски до доски, т. е. от начала до конца.

Восстановление в тексте пропущенных фразеологических оборотов может быть связано с составлением и введением в исходный текст дополнительного предложения, которое имеет непосредственное отношение к одному из использованных в тексте фразеологических оборотов. Для этого исходный текст записывается учителем с пропуском одного или нескольких фразеологических оборотов. В нем указывается место незавершенного предложения. На усмотрение учителя предъявляется или не предъявляется справка с фразеологическими оборотами. В любом случае рекомендуется первичное восстановление текста в устной коллективной форме.

Первая ласточка.

Все народы стран умеренного климата считают ласточку вестницей весны. С давних пор люди говоря т: . Это выражение указывает не только на приметы весны, но и на приближение чего-то радостного. Но люди заметили, что не всегда прилет первой ласточки означает начало весны. По этой причине появилось другое образное выражение : . Кроме этого, оно обозначает … … ….

Задание 1. Познакомьтесь с незаконченным текстом и устойчивыми выражениями, которые даны в справке. Сформулируйте задание к этому упражнению. (Вместо условных обозначений надо вставить в текст подходящие по смыслу устойчивые выражения из справки. Закончить последнее выражение текста.) 

Задание 2. Назовите орфограммы, которые есть в каждом предложении этого текста. Расскажите о написании слов с ними.

Задание 3. Обратите внимание на виды предложений в тексте. Расшифруйте формулу: 1:2:2.

Задание 4. Найдите предложение, в котором главные члены начинаются на одну и ту же гласную.

Задание 5. Назовите слова такой же части речи и с таким же составом, как слово ласточка.

Восстановление текста можно осуществлять не только вводя в него определенные слова или конструкции, но и исключая их. Канарейка – маленькая певчая птичка с желтым оперением. Молодая канарейка может подражать пению другой птицы. Иногда удавалось обучить маленькую вокалистку трелям соловья. В клетке очаровательной птички всегда должна быть идеальная чистота. Канарейка любит свежую питьевую водичку и мелкую травку. Она должна ежедневно принимать теплую ванну. Сквозняки для нее – большое бедствие. Птичий домик не следует вешать около окон. Очень интересная птичка!

Для выполнения такого вида упражнений используются тексты, не во всех предложениях которого имеется изучаемый языковой материал. Именно они исключаются из исходного текста. Происходит своеобразное сжатое изложение текста, во время которого школьникам приходится обращать усиленное внимание на осваиваемую языковую категорию. Первоначально первое задание к данным упражнениям формулирует учитель. При приобретении соответствующего опыта эта функция переходит к учащимся. Рассмотрим, как реализуется на практике обозначенный вид деятельности на примере изучения темы «Изменение имен прилагательных по родам».

Задание 1. Прочитайте текст. Исключите из него предложения, в которых отсутствуют имена прилагательные женского рода. Оставшиеся предложения напишите. Выделите окончания прилагательных женского рода. Укажите их падеж. Более высокого внимания к грамматическим явлениям требуют упражнения, в которых восстановление текста осуществляется по формам одного и того же слова. Для этого предложения текста пишутся учителем в нарушенной последовательности. Учащиеся составляют из них текст, используя в качестве ориентира указанные в схеме формы слова какой-либо части речи.

Задание 2. Назовите имена прилагательные в порядке увеличения в них количества орфограмм.

Задание 3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, в словах которого мягкий знак выполняет несколько функций.

Задание 4. Назовите слово, соответствующее теме урока, с самым большим количеством суффиксов.

Славяне приписывали кувшинк. таинственные свойства, которые защищали путешественников от разных бед. Наши предки кувшинк. употребляли для успокоения нервов, от судорог и головокружения.

В Древней Греции цветок кувшинк… был символом красоты и красноречия.

У всех народов сохранились предания и легенды о водяной лилии-кувшинк.

У славянских народов кувшинк… издавна считалась русалочьим цветком.

Кувшинк. лечили зубную боль.



Их великое множество: лиственные и хвойные, высокие и низкие, толстые и тонкие.

Задание 1. Прочитайте предложения. Рассмотрите данные к ним схемы. Сформулируйте задание к упражнению. (Из данных предложений надо составить текст, учитывая использованные в них формы слова кувшинка.)

Задание 2. Расскажите о написании слов, которые являются в предложениях однородными членами, предварительно сгруппировав их по орфограммам.

Задание 3. Сделайте синтаксический разбор простого предложения, в котором есть сложное слово.

Задание 4. Можно ли сказать, что у слов разных и зубную одинаковое количество частей?

На третьем и четвертом годах обучения школьники работают с несколькими текстами одновременно. Это еще больше увеличивает сосредоточенность и объем внимания, усиливает глубину и масштаб мыслительных действий ученика. Первоначально школьникам предлагается восстановить из двух групп предложений два текста по одинаковым схемам. Для этого каждая группа составляется из одинакового количества предложений. Типы, виды, синтаксические особенности подобранных в группах предложений соответствуют друг другу.

I группа предложений.

В нем много разнообразных растений: крупные деревья, частые и редкие кустарники, травы, мхи, лишайники. Лес – это сложнейший организм.

Каждое занимает свое место в лесу, каждое играет свою роль в его жизни.

II группа предложений.

Важная составная часть леса – деревья. Деревья создают полезные вещества, они питают многие живые существа.


Деление предложений на два текста может осуществляться по двум признакам одновременно. Например, по смыслу и наличию или отсутствию в них однородных членов. В этом случае предложения двух текстов даются вперемешку. Учащиеся распределяют их по текстам, ориентируясь на самостоятельно найденные признаки. Работа выполняется в устной коллективной форме или по вариантам. Тема урока: «Однородные члены предложения».

Задание 1. Прочитайте первую и вторую группу предложений. Составьте из них два текста так, чтобы порядок предложений в них соответствовал данным схемам.

Задание 2. Напишите текст, в каждом предложении которого есть слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

Задание 3. Назовите слово, имеющееся в обоих текстах, в котором наблюдается такое же фонетическое явление, как в слове листья.

Сосны и ели опушены серебристым инеем. Солнце льется с вышины ослепительным потоком. Всюду властвует и свирепствует мороз. На реках, озерах и прудах лежит толстый слой льда. Лопнули почки на толстом тополе. Из земли полезла изумрудная трава. Радостно и весело ребятам в эту пору. С каждым днем прибывают птицы. Какое прекрасное время года!

Задание 1. Прочитайте предложения. Разделите их на две группы по двум признакам одновременно. Признаки деления определите самостоятельно. Из каждой группы предложений составьте текст. 


Задание 2. Напишите текст, который соответствует теме урока.

Задание 3. Из каждого текста выделите три группы слов с разными орфограммами в корне.

Задание 4. В первом и втором тексте найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв и слова, в которых звуков больше, чем букв.

С учетом двух признаков могут восстанавливаться учащимися три текста. Например, школьникам предлагаются три иллюстрации к разным сказкам. Под ними пишутся предложения, отражающие их содержание. По иллюстрациям и формам употребленных в предложениях глаголов учащиеся составляют три текста. Обычно задание выполняется по вариантам.

Задание 1. Прочитайте предложения. Обратите внимание на дополнительный материал к ним. Сформулируйте задание. Не забывайте о теме урока. (Учитывая содержание сказок и форму глагола в данных предложениях, надо составить три текста.) Пернатые друзья.

Задание 2. Расскажите о написании слов с орфограммой, которая преобладает в этих предложениях.

Задание 3. Разберите по составу глагол прошедшего времени, женского рода, в котором все согласные звонкие. В корне слова есть безударная гласная.

Отдельным блоком следует выделить текстовые упражнения, при выполнении которых активно формируется логическое мышление учащихся. К ним можно отнести упражнение на восстановление текста по причинно-следственным связям входящих в него предложений и установлению последовательности происходящих в них действий. Для этого исходная часть текста записывается с пропуском нескольких предложений. Вместо них дается схема с указанным в ней видом связи пары рядом стоящих предложений. По указанному виду связи учащиеся находят в справке подходящие предложения и вводят их в текст. Обычно задание выполняется в коллективной форме.


Справка: Сытая птичка легче переносит холод. Умение обобщать – одна из важнейших логических операций. При работе с текстами школьники учатся обобщать проведенную в тексте мысль; мысль, отраженную в каждой части текста; строить умозаключение на основании одного конкретного тезиса. Подлежащая обобщению часть текста может сначала указываться учителем. По мере приобретения соответствующего опыта эту логическую операцию осуществляют школьники. Работа проводится в коллективной форме.

Воробьи и синички слетались со всех сторон, спешили позавтракать.

Папа их строгал и сколачивал.

Задание 1. Внимательно прочитайте данную запись и справку к ней. Сформулируйте задание к упражнению. (Вместо схем в данный текст надо ввести подходящие по смыслу предложения из справки.)

Задание 2. Назовите орфограммы, которые есть в предложениях-следствиях, но нет в соответствующих им предложениях-причинах.

Задание 3. Разберите по членам предложение, в котором все глаголы начинаются с глухого твердого согласного и в котором есть несколько однородных членов.

Задание 4.Во всех предложениях данного текста, в которых есть слова с приставкой, найдите слова с нулевым окончанием.

Щуки и другие хищники не дают спуску мирным рыбам. Но все-таки они не могли их всех съесть даже за миллионы лет. Рыба-еж при тревоге вздувается, его тело превращается в утыканный колючками шар.

Камбала легла на желтый песок. Неожиданно сама стала желтой, проплывешь рядом – не увидишь ее.

Рыба-удильщик затаилась среди камней. Ее не увидишь, потому что похожа на камень.

Яркие и заметные коралловые рыбки при виде хищника скрываются в узких глубоких щелях. Кто их достанет оттуда?


Задание 1. Прочитайте текст. Познакомьтесь со справкой. Подумайте, в какую часть текста следует поместить предложение, данное в справке. Сформулируйте задание к упражнению. (В данный текст надо ввести предложение из справки так, чтобы оно служило обобщением какой-либо мысли в нем.) 

Задание 2. Выпишите из текста по порядку простые повествовательные предложения.

Задание 3. Назовите пары слов с одинаковой орфограммой.

Задание 4. Выполните синтаксический разбор предложения, которое и по цели высказывания, и по интонации отличается от остальных.

Задание 5. Найдите общее и отличия в словах рыбам и песок.

Во время работы с текстом школьники учатся находить среди исходных предложение-тезис, содержащее обобщенную мысль, и предложения-доказательства, которые необходимо расположить в логической последовательности. Работа выполняется учащимися в совместной с учителем деятельности.

Большую помощь во время войн и в мирное время оказывают человеку собаки.

Пес Кубрик подавал на корабле сигнал боевой тревоги, если слышал шум подводной лодки, который не улавливали судовые приборы.

Собаки заменяли связистов, пробираясь в (не)доступных для человека местах.

Специально обученные животные разыскивают под завалами людей, находят полезные ископаемые, пасут домашний скот.

Задание 1. Прочитайте предложения. Составьте из них текст-рассуждение. Для этого найдите предложение-тезис, в котором содержится основная мысль, и дополните его. Подберите к каждой части тезиса предложения-доказательства. Соблюдайте логику рассуждения.


Задание 2. Расскажите о написании слов с орфограммами, которых нет в предложении-тезисе. 


Задание 3. Проверьте формулу, в которой отражается специфика данных предложений: (2:1:1).

Задание 4. Назовите слово, противоположное по звуковому составу слову скот (людей).

Развитие логического мышления учащихся продолжается во время работы по составлению текста на основе соединения предложений в пары. Первое предложение каждой пары несет основную информацию, второе – дополнительную. Последовательность предложений в тексте отражается в левой части таблицы.

Задание 1. Прочитайте предложения в левой и правой части таблицы. К предложениям, содержащим основную информацию, подберите подходящие по смыслу предложения с дополнительной информацией. Что у вас получилось? Восстановление пропущенной части текста на основании предыдущих и последующих его частей – это работа логики и творческого воображения одновременно. Учащимся предъявляются первые и последние части текста. Пропущенная часть обозначается с помощью условных знаков. Ее предстоит восстановить школьникам. Предпочтительнее индивидуальная работа или в парах.

Задание 2. Составьте группы слов с такими же орфограммами, как в словах своей, галереи.

Задание 3. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором три разные части речи находятся в форме множественного числа.

Задание 4. Назовите самое короткое подлежащее.

Ветер и солнце. Возможный вариант недостающей части текста: Солнце улыбнулось, выглянуло из-за облаков. Оно обогрело землю и бедного путника. Всадник сам снял свой плащ.

Однажды солнце и сердитый северный ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили и наконец решили помериться силами.

Ветер налетел на всадника и захотел сорвать с него плащ. Ветер дул все сильнее, а всадник все крепче закутывался в плащ.

 Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

Задание 1. Прочитайте части текста. Сформулируйте задание к этому упражнению.

Задание 2. Сгруппируйте слова с одинаковыми орфограммами в первой и второй части текста.

Задание 3. Проверьте, подходит ли формула 1:1 к предложениям обеих частей текста. (Да, в них по одному простому и одному сложному предложению.)

Задание 4. Сравните глаголы прошедшего времени из первой и второй части текста. Сделайте вывод. (В первой части глаголы прошедшего времени во множественном числе. У них окончание и. Во второй части глаголы прошедшего времени в единственном числе, в мужском роде. У них нулевое окончание.)

Составление второй части текста по опорным парам слов и смыслу – это работа логики, творчества и самостоятельности мышления школьников, а заодно – проверка их эрудиции. Первая часть текста дается в готовом виде. Предложения второй части составляются учащимися по опорным словам, а одно – полностью самостоятельно. Работу можно выполнять в группах или парах.

Справка: Шестнадцать золотых пчел – это символ любви к труду, а в час беды – единства.

Категория: МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА | Добавил: admin | Теги: Русский язык в начальной школе, для учителя, развивающее обучение, родной язык, уроки русского языка, методика преподавания русского язык
Просмотров: 3501 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0