Уч-ль. Начнем урок русского языка с логического упражнения. Послушайте его и постарайтесь запомнить.
Волк и заяц построили себе жилища
под корнями ели и сосны. У волка нора не под сосной. Определите, какое
животное, в каком месте устроило свое жилище.
(Учитель произносит текст логического
упражнения один раз. Учащиеся его повторяют и выполняют. Желательно,
чтобы вся эта работа осуществлялась одним учеником.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Уч-ль. При выполнении логического упражнения вы произнесли много слов. Скажите, что такое слово. (Учащиеся отвечают.)
Уч-ль. Из каких звуков состоят слова? (Слушается ответ ученика.)
Уч-ль. Вспомните, каких звуков больше в
русском алфавите, какими буквами они обозначаются, и сформулируйте тему
сегодняшнего урока.
Уч-к. В русском алфавите больше
согласных звуков. Они обозначаются согласными буквами. Значит, тема
сегодняшнего урока: «Согласные звуки и буквы». (Учитель записывает тему
урока на доске.)
Уч-ль. Учитывая тему сегодняшнего урока, поставьте его цель. Используйте для этого опорные фразы:
Цель:
повторить всё, что…………… ;
учиться отличать………….
Уч-к. Цель урока: повторить все, что мы знаем о согласных звуках и буквах; учиться отличать согласные звуки и буквы от гласных.
III. Минутка чистописания
Уч-ль. Работу над целью урока
начнем с минутки чистописания. Букву, которую мы будем писать, вы
определите самостоятельно. Она находится в слове из логического
упражнения, которое является названием животного. В нем один слог.
Искомая буква обозначает в нем согласный, парный, твердый звук. Назовите
букву, которую мы будем писать и обоснуйте свой ответ.
Уч-к. Сегодня на уроке мы будем писать букву к. Она находится в слове волк, которое является названием животного. В нем один слог. В этом слове буква к обозначает
согласный парный твердый звук [к]. (Учитель обращает внимание детей на
особенности написания буквы К, к. Учащиеся пишут ее 3–5 раз.)
Уч-ль. Установите закономерность записи букв в данной цепочке: Ккб Ккв …
Уч-к. В этой цепочке написаны заглавная и строчная буквы к, к которым по очереди присоединяются согласные буквы алфавита.
Уч-ль. Напишите цепочку букв в заданной закономерности.) (Работа выполняется с комментированием.)
IV. Закрепление знаний учащихся
Задания и вопросы учителя:
– Дайте характеристику буквы, которую мы писали.
– Чем отличаются согласные буквы от гласных?
– Чем отличается звук от буквы?
– На какие группы можно поделить все согласные звуки?
V. Тренировочные упражнения
Упражнение 1

VI. Физкультминутка Словарно-орфографическая работа ехать зайцем
Уч-ль. Посмотрите на данную запись. Сформулируйте задание к упражнению.
Уч-к. Из данных букв надо составить словосочетание.
(Учащиеся составляют и записывают словосочетание. (Лесные звери.) Подчеркивают в словах твердые согласные звуки.)
Уч-ль. Если я произнесу согласный звук, вы приседаете. Если услышите гласный, делаете наклон вперед.
Уч-ль. Продолжим разговор о гласных и
согласных на словарно-орфографической работе. Новое словарное слово вы
определите самостоятельно. Оно было в сегодняшнем логическом упражнении.
В нем два слога. Оно начинается и заканчивается на согласный звук.
Какое это слово?
Уч-к. Это слово заяц.
Уч-ль. Подберите более общее понятие к слову заяц. Например, карась – рыба.
Уч-к. Заяц – это животное.
Уч-ль. Верно, но корова, овца – тоже животные. Чем они отличаются от зайца?
Уч-к. Корова, овца – это домашние животные, а заяц – дикое.
Уч-ль. Какое же будет более общее понятие к слову заяц? Уч-к. Заяц – это дикое животное.
Уч-ль. Посмотрите на картинку. Скажите, какие у зайца уши, задние лапы. (Учащиеся отвечают.)
Уч-ль. Теперь скажите полностью значение слова заяц. (Учащиеся самостоятельно формулируют значение слова. Записывают слова с комментированием и выделением орфограммы.)
Уч-ль. Прочитайте фразеологические
словосочетания (устойчивые обороты) в левом столбике и их значения – в
правом. Сформулируйте задание к упражнению.
Заячья душа
убить двух зайцев
сделать два дела
VII. Тренировочные упражнения
Жилища у животных разные.
ехать без билета
трусливый человек
Уч-к. К каждому фразеологическому словосочетанию надо подобрать его значение. (Учащиеся устно выполняют задание.)
Уч-ль. Напишите фразеологический
оборот, в одном из слов которого есть буква, обозначающая согласный
всегда глухой всегда мягкий звук. (Учащиеся работают с фразеологическим
оборотом заячья душа.)
Упражнение 2
Белка строит гнездо из мха.
У ежа нора из травы.

Уч-к.
Надо написать предложения, учитывая в них количество согласных. В
первом предложении – одиннадцать, во втором – семь, в третьем –
четырнадцать. (Учащиеся первое предложение находят в совместной с
учителем работе. Далее выполняют задание самостоятельно.)
Уч-ль. Прочитайте предложения. Рассмотрите данную к ним таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.
Дополнительные задания к упражнению: VIII. Итог урока
I. Мобилизующий этап
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
III. Минутка чистописания
IV. Изучение нового материала
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного
1. В каждом предложении выделите слова, в которых все согласные звонкие.
2. Укажите слово с самым большим количеством согласных. Сгруппируйте согласные по самостоятельно найденному признаку.
3. Назовите орфограммы, к которым относится одинаковое количество слов.
Уч-ль. Расскажите все, что вы знаете о
гласных и согласных. (Учащиеся выполняют задание. Обсуждается домашняя
работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.) |