1. Произнесение учащимися вслух названий
материальных предметов или их изображений в представленной
последовательности и их запоминание.
2. Осуществление учителем необходимого количества перестановок.
3. Воспроизведение школьниками по памяти
расположения предметов (их изображений) до перестановки и после нее с
устным описанием осуществленных действий и их результата в виде
умозаключения.
При достижении максимального результата с
данным учебным материалом (в классе с нормальным развитием детей – это в
среднем пять-шесть перестановок при девяти-десяти объектах) вводится
новое упражнение – с графическим изображением букв на специальных
карточках [1] .
Основным содержанием данной группы
упражнений является сравнение, сопоставительный анализ каждый раз
по-новому подобранных, в неодинаковом порядке в верхнем и нижнем ряду
расположенных карточек с графическим изображением букв и приведение их к
единой последовательности в обоих рядах. Последнее осуществляется с
помощью перестановок детьми подобранных учителем карточек в нижнем ряду
наборного полотна. Количество перестановок постепенно возрастает и
соответственно усиливается речемыслительная деятельность школьников,
поскольку процесс перестановки карточек в обязательном порядке
сопровождается рассказом учащихся об осуществляемых ими действиях. В
соответствии с количеством перестановок упражнения этой группы можно
разделить на подгруппы. В первую подгруппу входят упражнения с одной перестановкой, например:
(Буква И в нижнем ряду переносится в последний, свободный квадрат, приводя нижний ряд в соответствие с верхним).
Вторую подгруппу составляют упражнения с двумя перестановками, например:
Третья подгруппа – упражнения с тремя перестановками, например:
Четвертая подгруппа – упражнения с четырьмя перестановками, например:
Переход к работе с очередной подгруппой
упражнений осуществляется, когда все учащиеся класса свободно
справляются с выполнением упражнений предыдущей подгруппы. Учащиеся
переставляют карточки, сопровождая свои действия рассказом.
Приблизительно он должен быть таким (ответ по третьей подгруппе):
«Карточку с буквой У надо поставить в пустой кармашек. В освободившийся
после буквы У кармашек можно поместить карточку с буквой Ы. В пустой
кармашек, где была буква Ы, можно положить карточку с буквой Н. Теперь
буквы в обоих рядах располагаются в одинаковой последовательности». Второе задание (второй
этап) – формулирование учащимися темы урока: «Сравните буквы, которые
находятся на наборном полотне, найдите среди них лишнюю и сформулируйте
тему урока». Примерный ответ детей: «Среди данных букв лишняя Н. Буквы У
и Ы гласные. Н – согласная. Значит, тема сегодняшнего урока «Буква Н и
звуки, которые она обозначает» (дети знают, что на уроке такого типа они
всегда знакомятся не только с буквой, но с обозначаемыми ею звуками).
На основании второго задания дети составляют новый вид рассказа,
рассказ-умозаключение.
Схема работы с упражнениями всех подгрупп
одинакова и проходит ряд аналогичных этапов. Учитель расставляет
карточки с буквами на наборном полотне и дает детям последовательно
несколько заданий, носящих развивающий характер. Первое задание – целенаправленная
перестановка карточек. Например: «Сравните, как стоят карточки с
буквами в верхнем и нижнем ряду. Скажите, какую карточку (какие
карточки) надо переставить (поменять местами), чтобы буквы в обоих рядах
располагались в одинаковом порядке». |