Мобилизующий этап проводится сразу после организационной части и длится 3–4 мин, в течение которых решается несколько задач:
– обеспечивается высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность;
– в нетрадиционной форме повторяется ранее изученный учебный материал, необходимый для изучения новой темы;
– на его основе учащимися формулируется тема и цель (образовательная) урока.
Содержание мобилизующего этапа составляют
четыре группы специально разработанных упражнений. Каждая из них
призвана совершенствовать речевые способности, один из видов мышления
(наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) и
одновременно развивать внимание, память, наблюдательность школьников.
Упражнения во всех группах постепенно усложняются. Переход от одной
группы упражнений к другой осуществляется по мере того, как учащиеся
овладевают способами выполнения всех имеющихся в них видов упражнений.
На каждом уроке учащиеся работают с одним упражнением из группы.
В группе, направленной на развитие наглядно-действенного мышления, последовательно используются несколько видов учебного материала и в соответствии с ним несколько подгрупп упражнений:
1) упражнения с детскими игрушками;
2) упражнения с графическим (нецветным) изображением различных геометрических фигур;
3) упражнения с графическим (разноцветным) изображением различных геометрических фигур;
4) упражнения с графическим изображением букв на специальных карточках.
Учебный материал каждого из перечисленных
видов школьники имеют возможность переставлять, взаимозаменять на
наборном полотне, т. е. осуществлять с ними реальные действия. Эти
действия носят постепенно усложняющийся характер. Усложнение
осуществляется за счет увеличения количества предметов, с которыми
работают дети, и увеличения числа их перестановок. Наряду с этим дети
придумывают свои варианты заданий на каждом витке их усложнения.
Специфика использования первых трех видов
учебного материала (игрушки, графическое нецветное и графическое
разноцветное изображение геометрических фигур) несколько отличается от
работы с графическим изображением букв на карточках. В первом случае
методика проведения мобилизующего этапа будет следующей. Учитель на
специально изготовленную полочку, прикрепленную к классной доске,
выкладывает четыре игрушки (зайчик, медведь, корова, рыбка) и говорит
детям: «Назовите хором выставленные на полке игрушки в той
последовательности, в которой они сейчас находятся, и постарайтесь их
запомнить». После этого учитель предлагает детям закрыть глаза и в это
время переставляет две игрушки. Затем учитель просит детей открыть глаза
и выполнить такое задание: «Скажите, в каком порядке стояли игрушки
первоначально, и в какой последовательности они находятся после
перестановки? Какие игрушки поменяли свои места?» Приблизительный ответ
детей: «Первоначально игрушки стояли в следующем порядке: зайчик,
медведь, корова, рыбка. После перестановки они находятся в такой
последовательности: зайчик, корова, медведь, рыбка. Корова и медведь
поменяли свои места».
Постепенно учитель увеличивает количество
игрушек и число их перестановок. Очень хорошим считается результат,
если при наличии десяти игрушек дети правильно воспроизводят их
первоначальное положение и новую расстановку после перестановки 5–6
игрушек. В результате школьники практически овладевают умением правильно
составлять предложения; связно, логично излагать свои мысли, строить
рассуждения. У них интенсивно развивается речь, устойчивость внимания,
объем памяти, наглядно-действенное мышление, наблюдательность. Для
разнообразия учитель меняет упражнения с игрушками на упражнения с
нецветным графическим изображением геометрических фигур и проводит их по
той же схеме.
После достижения желаемого результата
учитель переводит учащихся на работу с разноцветным изображением
геометрических фигур. Их набор может быть различным и периодически
меняющимся с точки зрения используемых изображений фигур и их цвета.
Например, первый набор: красный квадрат, зеленый треугольник, синий
прямоугольник, желтый круг. Второй набор: фиолетовый прямоугольник,
оранжевый круг, черный ромб, белый многоугольник и т. д. Методика работы
остается прежней. Такого типа упражнения дополнительно активизируют
внимание и память детей, соответственно развивая их важнейшие свойства:
устойчивость и объем внимания, объем памяти. |