На доске написаны слова: строить, разрушать, сооружать.
Уч-ль. Прочитайте хором написанные на доске слова. (Учащиеся читают.)
Скажите, что есть общее в этих словах. (Это глаголы.)
Что такое глагол? (Учащиеся отвечают.)
Уч-ль. Выделите из этой строки глаголы, близкие по смыслу. (Строить, сооружать.)
А теперь к глаголам строить и сооружать подберите глагол, противоположный по смыслу. (Разрушать.)
Уч-ль. Учитывая общий признак данных слов и группы, на которые мы их делили, сформулируйте тему урока.
Уч-к. Тема урока: «Глаголы близкие и противоположные по смыслу».
(Учитель записывает тему урока на доске.)
Уч-ль. Отталкиваясь от темы, поставьте цель урока. Используйте для этого опорную запись.
Цель:
познакомиться с……и………, узнать, как они …,
учиться … и правильно … в … и … речи……………….
Уч-к. Цель урока: познакомиться с
глаголами, близкими и противоположными по смыслу, узнать, как они
называются; учиться находить и правильно использовать в устной и
письменной речи глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Уч-ль. Начнем выполнение цели с минутки
чистописания. Буквы, с которыми мы будем работать, вы определите
самостоятельно. Первая буква есть в глаголах, близких по значению. Она
обозначает в них согласный, непарный, звонкий, твердый звук. Какая это
буква?
Уч-к. Это буква р. Она находится в глаголах строить и разрушать и обозначает в них согласный, непарный, звонкий, твердый звук [р].
Уч-ль. Вторая буква находится в
приставке глагола противоположного по смыслу и отличается от первого
звука всего по одному показателю.
Уч-к. Это буква з. Она находится в
приставке глагола разрушать и отличается от звука [р] тем, что [з]
парный. (Учитель обращает внимание школьников на особенности написания
заглавных и строчных букв р, з. Предлагает написать по два раза Рр Зз.)
Уч-ль. Посмотрите на соединение букв и установите закономерность их записи: Рз Зр …
Уч-к. Мы будем писать заглавную Р со строчной з, а заглавную З со строчной р.
Уч-ль. Напишите эти соединения букв до конца строки.
Уч-ль. Продолжаем нашу работу. Мы
узнали, что в русском языке есть глаголы близкие и противоположные по
значению. Каждую из этих групп можно назвать одним словом. (Показывает
карточки с написанными на них словами: антонимы, синонимы. Дети их читают.)
Уч-ль. Кто знает, как называются глаголы, близкие по смыслу?
(После выяснения карточка со словом синонимы прикрепляется на доску.)
Уч-ль. Теперь легко определить, как
называются глаголы, противоположные по значению. (После озвучивания
термина учитель прикрепляет карточку со словом антонимы на доску.)
Уч-ль. Скажите, что такое синонимы и что такое антонимы.
(Учащиеся обобщают изученный материал.)
Уч-ль. Сейчас я буду называть пары
слов. Если вы услышите антонимы, то выполняйте действие, которое
обозначает каждое из этих слов. Если это будут не антонимы, вы садитесь
на свои места.
Присели – приподнялись
наклонились – выпрямились
засмеялись – захохотали
подойдите – отойдите
плачет – рыдает
мерзнуть – согреваться
ложиться – вставать
прыгать – скакать
Упражнение 1
Война
воин
за справедливость
мир
сражается борется
строит
разрушает

Уч-к.
Из данных слов надо составить два предложения. В первое ввести
антонимы, во второе – синонимы. (Задание выполняется в парах и
проверяется. Проводится проверка. Подчеркиваются синонимы и антонимы.
Повторяются их определения.)
Уч-ль. Прочитайте слова в столбиках.
Скажите, что в них общее. (Учащиеся отвечают.) Рассмотрите данную к ним
схему. Сформулируйте задание к упражнению.
Дополнительные задания к упражнению: (Слово разрушает. Только в нем есть приставка.)
1. Назовите слово, которое можно выделить из правого столбика.
(Слово справедливость. В нем звонкие и глухие согласные, а в остальных словах – только звонкие.
Слово Родину. Оно пишется с большой буквы, остальные – с маленькой.)
2. Укажите слово, которое можно выделить из правого столбика.
Упражнение 2 Ранний – поз.
ний, бедный – нищий, вст. вать – подниматься, свет– т. мнота, могучий –
слабый, метель – вьюга, слава – п. зор, г. рбиться – сутулиться.

Уч-к.
Надо написать пары синонимов и антонимов, чередуя их между собой. В
словах вставить пропущенные буквы. (Задание выполняется сначала в
совместной с учителем работе. Затем – индивидуально. Проводится
проверка.)
Уч-ль. Прочитайте пары слов.
Рассмотрите данные к ним схемы. Подумайте, какая закономерность отражена
в них. Сформулируйте задание к упражнению.
Дополнительные задания к упражнению: 2. Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв, но причины этого явления разные.
1. Расскажите о написании слов с
пропущенными буквами, объединив их по орфограммам. Ответ постройте по
принципу постепенного увеличения слов в группах.
Упражнение 3

Могучий дуб вырос на горе. Никто не
мог его покорить. Однажды налетел на него ветер. Стал дуть с разных
сторон, стараясь пригнуть его к земле. А дуб стоит и смеется каждым
своим листочком. Подсказали ветру, что погубить дуб может молния.
Побежал ветер звать ее на помощь. Уч-ль. Назовите антонимы.
(Учащиеся выполняют задание.) Уч-ль. Напишите эту часть, добавив в нее
синонимы или антонимы. (Учащиеся выполняют задание с правом обсуждения
возникающих вопросов с соседом по парте. Проводится проверка.)
Раскололось небо, грянул гром,
блеснула молния и осветила все вокруг. Загорелась дерево, но пошел дождь
и пламя потухло. А дуб продолжал расти и даже крепче стал.
Спросил тогда ветер у
величественного дуба: «Почему я не могу погубить тебя?» Дуб ответил, что
не ствол его держит. Сила его в том, ….
Уч-ль. Познакомьтесь с данной записью. Сформулируйте задание к упражнению.
Уч-к. Надо закончить третью часть текста и озаглавить его.
(Задание выполняется в коллективной форме. Вариант концовки третьей части: Сила его в том, что он глубоко и прочно врос в родную землю, корнями за нее держится. Вариант заглавия: Сила дуба.)
Уч-ль. Найдите в тексте ту часть, в которой есть синонимы и антонимы. (Дается время на обдумывание.)
Уч-ль. Прочитайте эту часть. Назовите синонимы. (Задание выполняется.)
Дополнительные задания к упражнению:
VII. Итог урока
I. Мобилизующий этап
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
III. Повторение изученного IV. Минутка чистописания V. Словарно-орфографическая работа 1. Составьте группы с такими же
орфограммами, какие были в предыдущем упражнении. Расскажите о написании
слов в обратном порядке.
2. Укажите имя существительное, в котором согласные всегда звонкие, непарные и звуков больше, чем букв.
3. Назовите слова, в которых такой же состав, как в слове небо.
Уч-ль. Расскажите всё, что вы знаете о родственных словах по плану:
1. Что такое родственные слова?
2. Как называется общая часть родственных слов?
3. Как по-другому можно назвать родственные слова?
4. Как пишутся корни в родственных словах?
(Слушаются ответы учащихся. Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.) |