Этап систематической интеллектуальной активности охватывает три
учебные четверти (четвертая четверть 1 класса и первое полугодие 2
класса). Его цель – формирование интеллектуальных качеств ребенка, от
степени развития которых в первую очередь зависит качество любой
мыслительной операции. К ним относятся речь, устойчивость внимания,
объем зрительной, слуховой, смысловой произвольной памяти;
аналитико-синтетическое мышление; первичное умение осуществлять
сравнение, анализ, синтез, обобщение; умение практически распределять,
классифицировать предметы и явления на видовом и родовом уровнях (без
употребления соответствующей терминологии), выделять существенные
признаки предметов, умение устанавливать последовательность событий. В
этот период в группе комплексных выполняются упражнения с формируемыми
комплексами 1–7. Из них в первую очередь применяются упражнения,
ориентированные на развитие речи, внимания и аналитико-синтетического
мышления, обеспечивающие качественное начало каждого совершаемого
индивидом мыслительного акта. По мере формирования обозначенных
интеллектуальных качеств, наряду с комплексами, направленными на
развитие внимания, применяются упражнения с комплексами на развитие
речи, разных видов памяти и аналитико-синтетического мышления. Из группы
комплексно-логических упражнений в этот период используются упражнения с
формируемыми комплексами 8-14 в обозначенной на страницах данной книги
последовательности. Длительность и повторяемость использования
упражнений с конкретными формируемыми комплексами обеих групп
устанавливаются учителем, исходя из степени развития у учащихся
указанных в их наборе интеллектуальных качеств. Специфика распределения
формируемых комплексов интеллектуально-лингвистических упражнений на
этапе систематической интеллектуальной активности отражена в таблице 1.
Деревья защищают их от ветра.
Деревья хорошо затеняют ее.
Формируемый комплекс 47: речь,
устойчивость внимания, логическое мышление, творческое воображение,
умение видеть следствие произошедшего события. Пример задания,
выполняемого во время изучения темы «Склонение имен существительных во
множественном числе»: Прочитайте. Составьте пару для каждого написанного
предложения так, чтобы события, изображенные во втором предложении,
были следствием того, о чем говорится в первом. Вставьте нужные буквы.
Выделите окончания существительных во множественном числе.
1) Комнаты кв(а, о)ртиры н(а, о)полнились едким дымом . .
2) Ж(ы, и)льцы выбр(о, а)сили из (о, а)кна кусочек хлеба . .
3) В л(е, и)су п(о, а)явилось много грибов . .
Формируемый комплекс 48: речь,
устойчивость внимания, логическое мышление, творческое воображение,
умение устанавливать причину сложившейся ситуации. Пример задания,
осуществляемого в процессе изучения темы «Склонение имен прилагательных
во множественном числе»: Прочитайте вторые предложения каждой пары.
Допишите к ним первые предложения, в которых указывалась бы причина
описанных в данных предложениях ситуаций. Определите падеж
прилагательных во множественном числе.
1. . Появились крошечные клювики птенцов.
2. . Лесная тишина нарушилась тяжелыми шагами.
3. . С гор неслись мощные потоки воды, увлекая за собой валуны и комья грязи.
Формируемый комплекс 49: речь,
устойчивость внимания, логическое мышление, творческое воображение,
умение находить альтернативные причины каких-либо явлений и событий.
Пример задания, выполняемого в рамках темы «Изменение глаголов в
прошедшем времени»: Прочитайте предложения. К каждому из них составьте
по два новых, в которых указывались бы две разные причины того, о чем
говорится в данном предложении. Укажите грамматические признаки
глаголов. Подчеркните орфограммы.
1. . . На траве и деревьях заблестели прозрачные капли воды.
2. . . В лесу стоял размеренный стук.
3. . . Путешественник остановился на берегу озера.
Формируемый комплекс 50: речь,
устойчивость, объем внимания, логическое мышление, творческое
воображение, умение видеть несколько следствий одного события. Пример
задания, осуществляемого во время изучения темы «Правописание глаголов в
прошедшем времени»: Прочитайте предложения. К каждому из них составьте
по два новых, которые по смыслу могли бы быть следствием того, о чем
говорится в исходном предложении. Напишите. Подчеркните в глаголах
прошедшего времени суффиксы, стоящие перед суффиксом л.
1. Пригрело весеннее солнце . .
2. В небе появилась огромная черная туча . .
3. Кот подобрался к гнезду и опустил туда лапу . . |