Среда, 07.12.2016, 00:43

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" [22]
ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" [22]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ [7]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [17]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС » ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА"

Задания по орфографии и пунктуации обобщающего характера
20.04.2015, 14:24

Задание 39. Перепишите, вставив там, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

В безветре…ую пред…юльскую пору по изв…вающейся тропинке мы возвращаемся с охоты. У каждого за спиной холщ…вый ме-шоч… к наполне…ый добычей настрел…ой в течени… нескольких часов. Охота была удивительно удачной поэтому нас не расстраивало то что четырех подстрел…ых уток собаки не могли раз…скать.

Обе…силев от ходьбы мы улеглись у повале…ой березы покрытой какой(то) стел…щейся р…стительностью. Не на расстеле…ой тка…ой скатерти а на шелковистом мху чуть(чуть) посере-бре…ом тонкой паутинкой разл…жили мы дорожные я…тва. Среди них были купле…ые продукты и (не)купле…ые в магазине домашние изделия. Маринова…ые грибы поджаре…ая колбаса масле…ые ржа…ые л…пешки сгуще…ое молоко говяжья туш…нка печё…ый картофель немного вывале…ый в золе и глоток напитка насто…ого на каком(то) дикови…ом снадобь… покажутся вкусными на свежем воздухе самому сверх…зысканному гурману.

Трудно сравнить с чем(либо) то оч…рованье и насл…жденье которые испытываешь когда лежишь у костра на берегу без…мян-ной реч…нки в лесной чащ…бе. Возникают разговоры на самые (не)обыкновенные и (не)ожиданные темы о транс…европейских экспре…ах сибирских морозах обезьян…их проделках иску…ных мастерах и о многом другом. Изредк… б…седу нарушают (не)про-ше…ые гости ов…ды и комары. По справедливости они названы пу-теше… т венниками бич… м лесов.

Легонький ветерок едва(едва) колебл… т травы. Сквозь ветви деревьев виднеется голубое небо а на суч…чках колыш…тся листья. В мягком воздухе разлит пря…ый зап…х.

(В)далеке неожиданно появились свинц…вые тучи бле…нула молния. К счастью (по)близости оказался домишко лесного об… ездчика – низкое бревенчатое строень…це. Сынишка хозяина остри-же…ый мальчуган одетый в короткое пальт…цо приветливо кивал нам головой.

Отбл…стали молнии ярос…ный ливень сначал… пр…остановил а затем и вовсе пр…кратил свою тр…скотню. Стихии больше (не)спор…т (не)ссор…тся (не)борются. Рас…трое…ые полч…ща туч… уносятся куда(то) (в)даль. Выйдя из дома мы (в)начале следуем по уже езже…ому проселку а потом по …сфальтирова…ому ш…ссе заменившему прежнюю (не)мощё…ую дорогу.


Задание 40. Перепишите, вставив там, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Долго мы ехали но метель все (не)ослабевала а наоборот как буд(то) усиливалась. День был ветре…ый и даже с подветре…ой стороны чу…ствовалось как гудит в какую-то скважину (с)низу. Ноги мои стали мерзнуть и я напрасно старался набросить на них что(нибудь) (с)верху. Ямщик то и дело пов…рачивал ко мне свое об-ветре…ое лицо с покрасневшими глазами и об…ндевевшими р…сницами и что(то) кричал но мне (не)разобрать было (ни)чего. Он вероятно пытался пр…ободрить меня так как рас…читывал на скорое окончание путеше…твия но ра…чёты его не оправдались и мы долго плутали во тьме. Он ещё на станции ув…рял меня что к ветрам всегда пр…терпеться можно только я южанин и домосед пр…терпевал эти (не)удобства моего путеше…твия скажу откровенно с трудом. Меня (не)покидало ощущение что пр…дпринятая мною поездка вовсе (не)безопасна.

Ямщик уже давно (не)т…нул свою без…скус…ную песню; в поле была полная тишина белая застывшая; (н…)столба (н…)стога (н…)ветря…ой мельницы н…чего (н…)видно. К вечеру метель поутихла но (не)проницаемый в поле мрак – (не)весёлая картина. Лошади как буд(то) зат…ропились и серебря…ые кол…кольчики зазвякали на дуге.

Выйти из саней было нельзя снегу нав…лило на (пол)аршина сани (не)пр…рывно в…езжали в сугроб. Я (на)силу дождался когда мы под…ехали наконец к постоялому двору.

Гостепр…имные хозя…ва долго нянчились с нами от…ирали, обогревали, потч…вали чаем который кстати сказать здесь пьют только горячим так что я ож… г себе язык впрочем это н…сколько не мешало нам разговаривать (по)дружески будто мы век знакомы. (Не)пр… одолимая дрёма наве…ая теплом и сытостью нас разумеется кл… нила ко сну и я поставив свои с…поги на протопле…ую печь лег и (н…)чего (не)слышал н… пр…р…каний ямщика н… переш…птываний хозя… в заснул как убитый. (На)утро хозя…ва накормили (не)зва… ых гостей и вяле…ой …лениной и стреля…ыми зайцами и пече…ой в золе картошкой напоили топле…ым молоком.


Задание 41. Перепишите, вставив там, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Язык народа лучший (ни)когда (не)ув…дающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотв… ряется весь народ и вся его родина. В нем пр…творяется творческой силой народного духа в мысль в картину и звук небо отчизны ее воздух ее физические …вления ее поля горы и д…лины ее леса и реки ее бури и грозы весь тот глубокий полный мысли и чу…ства голос родной пр…роды который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине который высказывается так ясно в родной песне в родных напевах в устах народных поэтов.

Но в светлых глубинах народного языка отр…жается не только пр…рода родной стороны но и вся история духовной жизни народа. В с…кровищницу родного слова складывает одно пок…ление за другим плоды глубоких сердечных движений плоды исторических событий верования воз…рения следы прожитого горя и прожитой радости словом весь след своей духовной жизни.

Не условным звукам только учится ребенок изучая родной язык но пьет духовную жизнь из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему родную пр…роду как не мог бы объяснить ее н… один (естество) испытатель. Оно знакомит с характером окружающих его людей с обществом среди которого он живет с его историей и с его стр…млениями как не мог бы познакомить н… один историк. Оно наконец дает такие логические понятия и филосо…ские воз…рения которых конечно не мог бы сообщить ребенку н… один филосо….

Язык есть самая живая самая обильная и прочная связь со…диняющая отжившие живущие и буду…ие пок…ления народа в одно великое историческое живое целое.

По К.Д. Ушинскому


Задание 42. Перепишите, вставив там, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Многие русские слова сами по себе излучают песню подобно тому как др…гоценные камни излучают таинстве…ый блеск.

Я понимаю конечно что ничего таинстве…ого в их блеске нет и что любой физик легко об…яснит это явление законами оптики.

Но все(же) блеск камней вызывает ощущение таинстве…ости. Трудно пр…мири(т, ть)ся с мыслью что внутри камня откуда льются сияющие лучи нет собственного источника света.

Сравнительно легко можно об…яснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. Очевидно слово кажется нам поэтическим в том случае когда оно передает понятие напол-не…ое для нас поэтическим содержанием. Бе…спорно лиш… то что больш…нство поэтических слов связано с нашей природой.

Русский язык открывается до конца в своих (по)истине волшебных свойствах и богатстве лиш… тому кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чу…ствует сокр…венную прел…сть нашей земли.

Для всего что существует в природе воды воздуха неба облаков со…нца дождей лесов б…лот рек и озер лугов и полей цветов и трав в русском языке есть великое множ…ство хороших слов и названий.

Что(бы) убеди(т, ть)ся в этом что (бы) изучить ёмкий и меткий наш словарь у нас есть помимо книг таких знатоков природы и народного языка как Аксаков Лесков Бунин Пришвин Горький и многие другие писатели главный и (не) ис…якаемый источник языка сам народ крестьяне п…ромщики п…стухи пас…чники охотники старые рабочие лесные об…ездчики сельские живописцы ремеслен… ики и все те бывалые люди у которых что ни слово то золото.

По К.Г. Паустовскому


Задание 43. Перепишите, вставив там, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Очень богат русский язык словами относящимися к временам года и к природным явлениям с ними связан…

Возьмем хотя(бы) раннюю весну. У нее у этой еще зябнущей от последних заморозков девочки(весны) есть в к…томке много хороших слов.

Нач…наются от…епели, ростепели, к…пели с крыш. Снег делается зернистым ноздреватым ос…дает и ч…рнеет. Его с…едают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает р…спутица, бездорож…е. На реках появляются во льду первые промоины с ч…рной водой а на буграх – протал…ны и проплешины. По краю сл…жавшегося снега уже ж…лтеет (мать)и(мачеха).

Потом на реках происходит первая подви…ка льда (именно под-ви…ка а не движение) когда лёд нач…нает косо надкалываться и см… щаться и из лунок и прорубей выступает наружу вода.

Ледоход нач…нается почему(то) чаще всего темными ночами, после того как «пойдут овраги» и полая, талая вода звеня последними льдинками – «черепками» сольётся с лугов и полей.

(Не)возможно перечислить пр…меты всех времён года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осен… к первым её дням когда уже нач…нает «сентябрить».

Ув…дает земля но ещё впер…ди «бабье лето» с его последним ярким но уже холодным как блеск слюды сиянием со…нца с густой син…вой небес промытых прохладным воздухом с летучей п…утиной и палым, повялым листом засыпающ… опустелые воды. Берёзовые рощи стоят как толпы девушек(красавиц) в шитых золотым листом (полу)шалках.

Потом – (не)настье обл…жные дожди лед…ной северный ветер «сиверко» б…р…здящий свинц…вые воды кр…мешные ночи лед…ная роса тёмные зори.

Так всё и идет пока первый мороз не схватит не скуёт землю не вып…дет первая п…роша и не уст…новится первопуток. А там уже и зима с вьюгами м…телями позёмкой снегопадом седыми морозами серым, снеговым небом.

Категория: ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" | Добавил: admin | Теги: нормы русского литературного языка, практикум по русскому языку, русский язык в школе, филологический класс, дидактический материал по русскому
Просмотров: 471 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0