Пятница, 19.04.2024, 08:51


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" [22]
ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" [22]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ [7]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [17]

Главная » Файлы » ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС » ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА"

Задания для самостоятельной работы
20.04.2015, 15:06

Задание 1. Расставьте ударения в следующих существительных. В случае затруднений обращайтесь к «Орфоэпическому словарю русского языка».

1. Мусоропровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, ходатайство, щавель.

2. Апокриф, апостроф, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, статут, упрочение, феерия, феномен.

3. Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, гренадер, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод.

4. Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, столяр, толика, узаконение, христианин, нувориш, экслибрис.


Задание 2. Расставьте ударения в следующих существительных, составьте с ними предложения и произнесите вслух.

Ворожея, исчерпать, кредитор, каллиграфия, ритор.


Задание 3. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания.

1. Атлас – атлас, броня – броня, видение – видение, вязанка – вязанка, ирис – ирис, кирка – кирка, клубы – клубы, лоскут – лоскут, острота – острота, хаос – хаос.

2. Лавровый – лавровый, угольный – угольный, характерный – характерный, языковой – языковый.

3. Забронировать – забронировать, морщить – морщить, погружённый – погруженный, трусить – трусить.


Задание 4. Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения.

1. Дискант, каталог, кета, компас, ломоть, мышление, партер, прикус, ровнее, феномен.

2. Августовский, безудержный, великовозрастный, девичий, заснеженный, кирзовый, мизерный, мускулистый, окровавленный, флейтовый.


Задание 5. Какое ударение является нормированным (литературным), а какое употребляется в профессиональной речи?

Искра, компас, прикус, шприца (Род. п.), грунты, шрифты, флейтовый, осуждённый.


Задание 6. Расставьте ударения в прилагательных, указав возможные варианты.

1. Безудержный, гербовый, тигровый, госпитальный, зубчатый, кухонный, лубочный, неоцененный, одновременный.

2. Давнишний, единовременный, искристый, каменноугольный, украинский, мизерный.


Задание 7. Расставьте ударения и отметьте слова, имеющие вариантные ударения.

Донельзя, мастерски, баловать, заиндеветь, начало, закупорить, усугубить, маркировать, запломбировать, премировать, углубить.


Задание 8. Просклоняйте существительные в единственном и множественном числе, наблюдая перемещение ударения в соответствующих разновидностях.

1. Борт, директор, штемпель.

2. Ведомость, волк, уголь.

3. Десна, игла, стекло.

4. Серьга, строка, полоса.

5. Душа, среда, сторона.


Задание 9. От данных прилагательных образуйте краткую форму и простую форму сравнительной степени. Расставьте ударения.

Белый, глупый, дорогой, здоровый, красный, красивый, круглый, легкий, острый, полный, сильный, смешной, смелый, тяжелый, четкий, ясный.


Задание 10. Расставьте ударения в неопределенной форме глагола.

Багроветь, баловать, бронировать (укреплять), заиндеветь, откупорить, заржаветь, кашлянуть, экипировать, нормировать, ходатайствовать, облегчить, плесневеть, лиловеть, обезуметь, принудить, уведомить, соболезновать.


Задание 11. Расставьте ударения в формах времени глаголов, укажите возможные варианты.

Кружит, солят, догнала, отперла, обнял, звонит, удит, премирует, звана, замерли, отперли, взяла, ждала, звала, мела, намял, обнял, рвала.


Задание 12. Образуйте формы прошедшего времени (мужской род единственного числа – женский род единственного числа – множественное число). Расставьте ударения.

Дать, создать, понять, отнять, начать, начаться, класть.


Задание 13. Образуйте отглагольные существительные, расставьте ударения.

Договаривать, сговариваться, заговаривать, созывать, отзывать, отзываться, упрочить, обеспечить, намереваться, упорядочить, сосредоточить, занять, нанять.


Задание 14. Мягко или твердо произносятся согласные перед звуком [э] в иностранных словах? В каких словах допускается вариантное произношение?

1. Айсберг, бактерия, безе, деликатес, дельта, декан, депрессия, интеллект, интервью, кодекс, кратер, кредо, критерий, одесский, орхидея, патент, патетика, пенсне, сессия, свитер, тент, терапевт, термин, термос, тест, фланель, штемпель, энергия, эффект.

2. Адекватный, анестезия, артерия, бутерброд, декадент, детектив, крепдешин, плиссе, сейф, сонет, стенд, тезис, тенор, темп, террор, термин, трек, фланель, фанера, фонема, шинель, штемпель, эдем, эссенция.


Задание 15. Прочитайте вслух следующие слова. Возможны ли варианты произношения?

1. Булочная, будничный, молочный, селедочница, нарочно, горничная, сливочный, непорядочный, прачечная, спичечный, Ильинична.

2. Подсвечник, конечно, войлочный, скучно, девичник, пустячный, гречневый, яичница, молочница, скворечник, беспорядочный, перечница, ячневая.


Задание 16. Звук [о] или [э] произносится под ударением в следующих словах?

Желчь, гренадер, отменный, острие, затекший, опека, бытие, безнадежный, никчемный, одновременный, планер, поблекший, преемник, разновременность, расседланный, тетерка, местоименный, маневр, белесый, решетчатый.


Задание 17. Перепишите, проставляя ударение у выделенных слов. Прочитайте предложения вслух.

1. Договоры существуют для того, чтобы их выполнял более слабый (К.Чапек).

2. Чего в документах нет, того нет на свете (Латинская посл.)

3. Мы часто платим наши долги не потому, что так положено, и это справедливо, а потому, что хотим облегчить наши будущие займы (Ларошфуко).

4. Все жизненные правила следует черпать только в мужестве (Вовенарг).

5. Цель оправдывает средства (Макиавелли).

6. Новорожденные везде плачут одинаково; когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки; это – результат воспитания (Сюнь-Цзы).

7. Книги – это инструмент насаждения мудрости (Я. Коменский).

Категория: ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" | Добавил: admin | Теги: нормы русского литературного языка, практикум по русскому языку, русский язык в школе, филологический класс, дидактический материал по русскому
Просмотров: 2426 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0