Суббота, 03.12.2016, 16:43

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" [22]
ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" [22]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ [7]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [17]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС » ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА"

Синтаксические нормы
20.04.2015, 14:51

Синтаксические нормы регламентируют построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений.


Согласование сказуемого с подлежащим

1. При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и т. д.), сказуемое может стоять как в единственном числе (грамматическое согласование), так и во множественном числе (согласование по смыслу). Например:

Большинство Государственной Думы голосовало за снижение налогов, меньшинство было против.

Большинство заняли отведенные для них места.

Проценко вполне отчетливо представлял себе, что большинство, очевидно, умрут здесь… (К. Симонов).

Грамматическое согласование чаще используется в научной и деловой речи, а согласование по смыслу – в разговорной, художественной и публицистической речи.

2. Если подлежащее выражено собирательным существительным и имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа, то сказуемое ставится как в единственном, так и во множественном числе:

Большинство участников конференции прибыло из соседних областей.

Большинство участников конференции прибыли из соседних областей.

3. Если при подлежащем, находящемся в препозиции, имеется причастный оборот или определительное придаточное предложение с союзным словом который, причем причастие или слово который стоит во множественном числе, то сказуемое ставится во множественном числе. Например:

Большинство выпускников средней школы, поступивших в Тульский государственный университет, прошли предварительное тестирование по русскому языку.

Большинство выпускников средней школы, которые поступили в Тульский государственный университет, прошли предварительное тестирование по русскому языку.

4. Если при подлежащем имеются однородные сказуемые, то сказуемые употребляются во множественном числе:

Большинство заочников своевременно выполнили все контрольные работы, успешно сдали зачеты и хорошо подготовились к экзаменам.

5. Сказуемое в страдательном обороте обычно ставится в единственном числе. Например:

Большинство гостей было размещено в гостиницах города. Ряд выпускников вуза направлен на заводы Тулы.

6. При подлежащем, выраженном сочетанием числительного с существительным, сказуемое может быть как в единственном, так и во множественном числе. При этом форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное. Например:

Пять студентов сдавало зачет по теоретической механике. (Здесь: группа из пяти студентов.)

Пять студентов сдавали зачет по теоретической механике. (Здесь: каждый из студентов в отдельности.)

7. Форма единственного числа сказуемого употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени и т. д., так как в этом случае имеется в виду единое целое. Например:

На ремонт общежития ушло пятьдесят тысяч рублей. До летней сессии осталось чуть больше месяца.

8. При числительных два/двое, три/трое, четыре/четверо сказуемое обычно ставится во множественном числе:

Профессору ассистировали два молодых хирурга.

Профессору ассистировали двое молодых хирургов.

Однако сказуемые, выраженные глаголами со значением состояния, обычно употребляются в форме единственного числа:

При больнице состояло два человека (И. Тургенев).

Может быть две смелости: одна – привитая воспитанием, другая – врожденное свойство характера (В. Панова).

9. При подлежащем, выраженном сочетанием существительного и составного числительного, оканчивающегося на один, сказуемое обычно ставится в форме единственного числа:

Двадцать один делегат принял участие в голосовании.

10. Если подлежащее выражено сочетанием существительного с числительным тысяча, миллион, миллиард, то сказуемое обычно согласуется с числительным, входящим в состав подлежащего, в роде и числе:

Тысяча книг поступила в фонд школьной библиотеки.

11. Если в составе подлежащего кроме числительного и существительного есть слова все, эти и другие в роли определения, то сказуемое ставится во множественном числе:

Эти пять зданий были построены недавно. Все пять недель прошли незаметно.

На столе лежат приготовленные к отправке восемь конвертов.

12. Если в составе подлежащего есть слова всего, лишь, только (со значением ограничения), то сказуемое ставится обычно в единственном числе. Например:

В аудитории находилось только трое студентов. Всего два дня прошло со дня их встречи.

13. Если подлежащее выражено сложными существительными, образующими сложносоставные термины типа диван-кровать, кафе-столовая, то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет:

Кафе-столовая была отремонтирована в срок.

Диван-кровать стоял у стены.

Музей-квартира приобрел личные вещи писателя.

За вагонами для легкораненых шел вагон-аптека (В. Панова).

14. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой (И. п. + Тв. п. + предлог с) может быть выражено как формой единственного, так и формой множественного числа:

Мать с отцом после завтрака поехали в город за покупками. Граф Илья Андреевич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву (Л.Н. Толстой).

15. В предложениях, где в качестве подлежащего выступает сложносокращенное слово (аббревиатура), действуют следующие правила.

Если подлежащее выражено аббревиатурой, которая склоняется (вуз – вуза – вузу. ), то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу:

Наш вуз выпустил тысячи специалистов.

Если подлежащее выражено аббревиатурой, которая не склоняется (ООН, ЕЭС и т. п.), то сказуемое согласуется с ведущим словом расшифрованного сложного наименования:

АО (акционерное общество) предложило новый коммерческий план.

16. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым словом, сказуемое согласуется в соответствии с установленным для данного слова в русском языке грамматическим родом:

Пальто как в воду кануло (А.П. Чехов).

17. При прямом порядке слов, когда сказуемое следует за однородными подлежащими, обычно употребляется форма множественного числа сказуемого, а при обратном порядке, когда сказуемое стоит перед подлежащим, используется форма единственного числа сказуемого:

Жара и засуха стояли более трех недель (Л.Н. Толстой). Слышался гул голосов, топот копыт и ржание лошадей.


Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Выберите подходящую для каждого предложения форму сказуемого.

1. Большинство (молчало, молчали), пристально глядя на землю (М. Горький).

2. Множество народа (сидело, сидели) за длинными столами, поставленными прямо в саду.

3. На дворе множество людей… (обедало, обедали), сидя без шапок около братского котла (А.С. Пушкин).

4. Большая часть моих привычек и вкусов (не нравилась, не нравились) ему (Л.Н. Толстой).

5. Большинство группы (было, были) приезжие.

6. Часть студентов (направлена, направлены) на повторное тестирование.

7. Ряд рабочих завода, выступавших на собрании, (заявило, заявили) о том, что они поддерживают реорганизацию предприятия.

8. Часть лунных образцов (напоминает, напоминают) по своему составу камни, обнаруженные на Земле близ старых вулканов.


Задание 2. Допишите окончания глагола-сказуемого.

1. В зале сидел(?) сто один человек.

2. В колонне шагал(?) двести сорок четыре участника манифестации.

3. 38 попугаев стал(?) героями известного мультипликационного фильма.

4. Под расписку выдан(?) 1 000 000 рублей.

5. 1 357 635 избирателей принял(?) участие в голосовании, 1 357 621 из них подал(?) голоса в поддержку кандидата от демократов.


Задание 3. Объясните выбор числа сказуемого (единственное или множественное).

Знал я невысокий дом
В переулке за углом.
Здесь когда-то проживало
Триста тридцать три жильца.
На работу шли, бывало,
Восемьдесят два отца.
Уходили по делам
Девяносто восемь мам.
В школу шли до перекрестка
Девяносто два подростка.
Тридцать восемь дошколят
В ясли шли и в детский сад.
Двадцать бабушек вставали,
Всем жильцам носки вязали.
Шли гулять в аллеях сквера
Три седых пенсионера
Замечательный был дом!
Дружно люди жили в нем.
(Ю. Коринец)

Задание 4. Составьте несколько расписок по образцу, используя данные ниже словосочетания.

Образец: «Мною, студентом … курса (Ф.И.О.), получены на кафедре русского языка задания для самостоятельной работы».

а) 31 комплект учебников по культуре речи;

б) 21 контрольная работа;

в) 28 экземпляров зачетных тестов;

г) все перечисленное одновременно.


Задание 5. Выделите грамматическую основу в следующих предложениях. Объясните выбор формы сказуемого.

1. В конкурсе участвовало около миллиона будущих специалистов.

2. На стоянке дремало десятка полтора машин с шашечками.

3. На собрание пришла только половина гремячинцев (М.А. Шолохов).

4. Рядом с пароходом бежала стая дельфинов (А.И. Куприн).

5. Хлопья снега лежали на крышах, как мохнатые цветы (К.Г. Паустовский).

6. Компания охотников ночевала в мужицкой избе на свежем воздухе (А.П. Чехов).


Задание 6. Выделите грамматическую основу в предложениях. Укажите случаи выражения подлежащего сочетанием слов со значением количества, избирательности, совместности.

1. Так прошло несколько лет (И.С. Тургенев).

2. Художник с Васей едва добрались до дому (К.Г. Паустовский).

3. Проходят день и ночь. Наступает мутное и сухое утро (А.И. Куприн).

4. На заднем дворе под навесом встретили нас пять черных овец с ягнятами (Гладков).

5. Разные были мы с ним люди (В.А. Гиляровский).

6. Две двери вели из прихожей.

7. «Из вас кто-нибудь состоит в этом товариществе?» – оглядывая собеседников, спросил Давыдов (М.А. Шолохов).

8. Мы пошли с Ваней по местной дороге (К.Г. Паустовский).

9. 

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.
(А.Т. Твардовский)

Задание 7. Выберите нужную форму сказуемого при подлежащем, выраженном аббревиатурой.

1. ТулГУ (провел, провело) общеуниверситетское тестирование по различным предметам.

2. РАО ЕЭС (предложил, предложило, предложила) новый план развития энергосистемы Российской Федерации.

3. Нэп (был, была) переходным периодом.

4. В печати было опубликовано заявление, с которым (выступило, выступила) ФСБ.

5. НАТО (объявил, объявило) о своем желании участвовать в миротворческой миссии.


Задание 8. Раскройте скобки, поставив сказуемое, выраженное глаголом, в форму прошедшего времени и согласуя его в роде с подлежащим.

1. Шимпанзе (взобраться) на верхушку дерева.

2. Иваси (идти) густым косяком.

3. В прихожей на стене (гореть) бра.

4. Цеце (укусить) спящего мальчика.

5. Манго (продаваться) в каждом супермаркете.

6. Даже в годы войны метро (работать) в прежнем режиме.

7. На балконе (висеть) кашпо с красивым вьющимся растением.

8. Кенгуру (скрыться) из виду так быстро, что мы не успели его сфотографировать.


Задание 9. Перепишите предложения, раскрыв скобки и выбрав нужную форму сказуемого.

1. В этом ателье (был заказан, было заказано) шкаф-купе.

2. Кресло-кровать (было, была) очень удобной мебелью.

3. Штаб-квартира этой организации (находился, находилась) в центре города.

4. Сумка-холодильник (стоила, стоил) совсем недорого.


Нормы употребления предлогов

Вызывает определенные трудности употребление некоторых предлогов.

1. Следует помнить, что предлоги благодаря, вопреки, согласно требуют после себя дательного падежа:

благодаря чему? (благодаря правильному лечению больной поправился)

согласно чему? (поступать согласно инструкции)

вопреки чему? (действовать вопреки мнению большинства)


2. Предлоги ввиду, вследствие, в силу, из-за, по причине требуют после себя родительного падежа:

ввиду чего? (ввиду предстоящего отъезда)

вследствие чего? (вследствие простуды)

в силу чего? (в силу обстоятельств)

из-за чего? (из-за морозов)

по причине чего? (по причине болезни)

При употреблении этих предлогов обычно учитываются присущие им смысловые оттенки.

Предлог ввиду употребляется в литературном языке не только для указания причины, ожидаемой в будущем, но и для обозначения связей настоящих, постоянных, а также отнесенных к прошлому:

Ввиду недостатка времени мы не сможем (не смогли) посетить выставку.

3. Предлог в связи требует после себя творительного падежа:

в связи с чем? (в связи с наступлением зимнего сезона)

4. В современном русском языке необоснованно расширилась сфера употребления предлога о, который по литературным нормам требует после себя предложного падежа. Необходимо помнить, что предлог о употребляется только с глаголами речи и мысли (говорить, думать, рассуждать, размышлять, писать, рассказывать, беседовать, судить, мечтать и др… + о ком? о чем?). Поэтому ошибками являются такие сочетания, как:

жаловаться о том, что дела идут неважно (правильно: жаловаться на то, что дела идут неважно);

проследить о том, что произошло (правильно: проследить за тем, что произошло);

верить о том, что наступят изменения (правильно: верить в то, что наступят изменения).


Задание 10. Перепишите, поставив слова и словосочетания из скобок в нужном падеже.

1. Вследствие (неблагоприятные климатические условия) Миклухо-Маклай тяжело заболел, но не прервал своих исследований.

2. Благодаря (упорство и неиссякаемая энергия) геологов непокоренная тайга уступила свои несметные богатства.

3. По причине (эпидемия гриппа) массовые мероприятия в городе были отменены.

4. Экспедиция на Северный полюс была отложена на неопределенное время в силу (непредвиденные обстоятельства).

5. Вопреки (наши ожидания) к середине дня распогодилось, и мы, захватив мольберты, отправились на берег Волги делать эскизы.

6. Ввиду (предстоящее празднование) 300-летия Санкт-Петербурга были выделены значительные средства на реставрацию исторических памятников.

7. В связи (наступление летнего сезона) отопление в жилых домах было отключено.


Задание 11. Отредактируйте предложения.

1. Благодаря тебя мы смогли благополучно выбраться из этой щекотливой ситуации, в которую попали вследствие своего легкомыслия.

2. Согласно приказа ректора был проведен эксперимент по определению уровня знаний студентов университета с помощью тес тирования.

3. Вы тоже присутствовали в зале и видели о том, что происходило.

4. Я свято верю о том, что наши бюллетени не могут быть подделаны.

5. Мы очень надеемся о том, что в вас заговорит совесть и сострадание.


Задание 12. Соедините слова из правого и левого столбиков в словосочетания, поставив существительные в нужном падеже.

преисполнен (чего?) решимость

исполнен (чего?) достоинство

наполнен (чем?) почтение

проникнут (чем?) любезность

тревога

доверие


Задание 13. Составьте словосочетание из данных слов, выбрав предложное или беспредложное управление. Помните о лексической сочетаемости слов!

1. Платить за что?

плата за что?

оплатить что?

оплата чего?

труд, услуги, проезд, товар, долги, премиальные, стоимость 


2. Показывать что? свидетельствовать о чем?

мощь, правильность вывода, ускорение темпов, улучшение качества, зрелость, умение, это, то


3. Сообщить что?

поделиться чем?

рассказать что?

о чем?

подтвердить что?

утверждать что?

знания, впечатления, воспоминания, результаты, радость, приказ, свидетельские показания, это, то


Употребление союзов и союзных слов

Неправильное употребление союзов и союзных слов является нарушением литературной нормы. Это происходит в тех случаях, когда:

а) Союз или союзное слово заменяется другим союзом или союзным словом, которые не подходят для данного контекста, например:

Можно было бы согласиться с выводами статьи, где анализируется творчество Блока.

Нужно: Можно было бы согласиться с выводами статьи, в которой анализируется творчество Блока.

б) Союз стоит после вводного слова, которое ошибочно принимается за часть главного предложения:

В статье приведены факты, которые, кажется, что где-то уже были опубликованы.

в) Сложное предложение загромождено одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений. Например:

Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного.


Задание 14. Классифицируйте и исправьте ошибки.

1. В школе дают детям не только знания, а воспитывают настоящего человека.

2. Но ведь не только эта профессия трудна, она и интересна.

3. Экзамен не только разговор двух умных людей, а одинаково заинтересованных.

4. Хочется купить обои, которые не только можно мыть, но и чтобы они были многоцветными.


Задание 15. Отредактируйте предложения.

1. Я читаю книгу, которую взял в библиотеке, которая находится недалеко от моего дома.

2. Я попросил товарища, чтобы он одолжил мне эту книгу, чтобы я мог написать домашнее задание.

3. Володя ответил, что он хорошо знает, что это не так.


Задание 16. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака. Как вы думаете, с какой целью здесь использован прием нанизывания придаточных предложений с союзным словом который?

Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.


Порядок слов

Одним из нарушений синтаксических норм является неправильный порядок слов в предложении. Например:

Они часто ссорились и обижались на друг друга (следует: друг на друга).

Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан (следует: …только такой человек, как Левитан ….).

Неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания:

Спортсмены тренировались на одном из стадионов города, который был недалеко построен (был построен город или стадион?).

Чтобы избежать двусмысленности в предложении, следует помнить правило: слова который, какой, чей замещают ближайшее к ним существительное в форме того же рода и числа.


Смешение прямой и косвенной речи

Смешение прямой и косвенной речи выражается в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи, например:

Преподаватель сказал студенту, что как же вы будете сдавать экзамен по физике, если вы не ходили на практические занятия.

Приехал один важный господин из столицы и купил у Гросса жилетку, а теперь увидел вашу и кричит, что непременно подавай ему точь-в-точь такую же, как ваша! (И.А. Бунин)


Задание 17. Найдите ошибки в оформлении косвенной речи. Исправьте их.

1. Князь Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полоненным.

2. Фридрих Шиллер сказал, что когда я ненавижу – я нечто отнимаю у себя, когда я люблю, я обогащаюсь тем, что люблю.

3. По словам Эразма Роттердамского, что сговорится ли с другими тот, кто сам с собой в разладе?

4. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, то он ответил, что не знаю.


Задание 18. Процитируйте данные высказывания, оформив сначала их как прямую, а затем как косвенную речь. При составлении слов автора помните о синонимах, которые есть у глаголов сказать и говорить.

1. Не навязывай никому того, что ты хочешь для себя: вкусы различны (Б. Шоу).

2. Талант имеет то драгоценное свойство, что он не может лгать (И.А. Гончаров).

3. В пору посева учись, в пору жатвы учи, зимою пользуйся плодами (Вильям Блейк).

4. Благодарный пожинает богатый урожай (Вильям Блейк).

5. 

Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть,
Напраслина страшнее обличенья.
И гибнет радость, коль ее судить
Должно не наше, а чужое мненье.
(Вильям Шекспир)


Употребление деепричастного оборота

Действие, обозначаемое деепричастием (деепричастным оборотом) относится, как правило, к подлежащему данного предложения, например:

Проведя ряд опытов, исследователи опубликовали статью с их описанием. (Исследователи провели ряд опытов и опубликовали статью с их описанием).

Если же производитель действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают, то употребление деепричастного оборота стилистически ошибочно. Такое предложение является нарушением синтаксической нормы. Например:

Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.


Задание 19. Докажите, что деепричастные обороты употреблены неправильно.

1. Придя в лес, солнце спустилось за макушки деревьев.

2. Проходя мимо памятника Пушкину, чувство гордости охватывает нас.

3. Окончив школу, перед каждым встает вопрос о выборе специальности.

4. Поступив в университет, у каждого студента открывается дорога к знаниям.

5. Читая это произведение, меня изумляет глубина мысли автора.

Отредактируйте данные предложения. Дайте, где возможно, несколько вариантов исправленных предложений.


Задание 20. Замените неправильно употребленный деепричастный оборот придаточным предложением.

1. Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности.

2. Нажав на тормоза изо всех сил, машина все-таки врезалась в столб.

3. Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя заметив горящую машину.

4. Авария произошла, понадеявшись на случай.

5. Имея большой опыт самолетовождения, курс им был взят правильно.


Задание 21. Отредактируйте текст. Классифицируйте ошибки, допущенные в нем.

Посмотрев вокруг, окружающая природа привела меня в полное восхищение. Это был волшебный осенний лес. Как в поэме И. Бунина, который написал, что «Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной». Листья тихо падали под ноги, осыпавшиеся с деревьев. Я пошла по тропинке вглубь леса, покрытой листьями. Было так красиво, что я пожалела о том, что не взяла с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть эту красоту, чтобы, глядя на фотографию, потом часто вспоминать о ней.

(Из сочинения абитуриентки)

Категория: ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" | Добавил: admin | Теги: нормы русского литературного языка, практикум по русскому языку, русский язык в школе, филологический класс, дидактический материал по русскому
Просмотров: 806 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0