Общество, в котором свобода слова стала
осознаваться в качестве одной из высших ценностей, пришло к пониманию
того, что владение родным языком, умение общаться, вести гармоничные
диалоги и добиваться успеха в процессе коммуникации – важные
составляющие умений и навыков в различных сферах человеческой
деятельности. Вот почему в настоящее время предъявляются высокие
требования к уровню среднего и высшего образования, параметры которого
определены в концепции модернизации российского образования, развивающей
основные принципы образовательной политики в России на период до 2010
года.
В последнее время в программы высшей школы
включено немало речеведческих дисциплин, среди которых особое место
занимает «Русский язык и культура речи» – учебная дисциплина, изучаемая
студентами различных нефилологических специальностей в самом начале их
обучения в вузе. Данная дисциплина включает в себя два взаимосвязанных
курса – лингвистический (русский язык) и речеведческий (культура речи).
Авторам данного пособия удалось решить важную задачу – разработать
методику преподавания дисциплины, способной в специфических условиях
обучения студентов-нефилологов повысить речевую культуру будущих
специалистов высшей квалификации.
Культура речи – важнейшая составная часть
общей культуры личности, вместе с тем культура речи – это инструмент,
средство, обеспечивающее профессиональное становление специалистов,
особенно представителей так называемых профессий повышенной речевой
ответственности. О культуре речи можно говорить только при условии
владения нормами языка, ведь понятие нормы является стержнем, основным
признаком литературного языка. Традиционно выделяются два уровня речевой
культуры: речь правильная, грамотная, в основе которой лежит соблюдение
всех норм современного языка, и речь «хорошая», т. е. ясная, точная,
логичная, выразительная, действенная, уместная, чистая и т. д. Качества
хорошей речи базируются на твердом фундаменте норм. Только полная
уверенность говорящего в том, что его речь правильна, дает ему
возможность сосредоточиться не на словах, а на содержании своего
высказывания.
В пособии рассматриваются орфоэпические,
лексические, грамматические (морфологические и синтаксические) нормы
русского литературного языка. Пособие содержит также практикум по
орфографии и пунктуации. Таким образом, охвачена совокупность всех
основных норм русского языка, соблюдение которых формирует первый,
базовый уровень речевой культуры – правильность речи.
Формирование и совершенствование умений и
навыков правильной речи предполагается программой по русскому языку для
средней школы, однако в силу ряда причин данная задача оказывается
далекой от своего решения. Этим и объясняется важность обращения к ней в
самом начале обучения в вузе при изучении курса «Русский язык и
культура речи» студентами-нефилологами самых разных специальностей.
Кроме того, данное пособие может быть использовано выпускниками средних
школ и абитуриентами при подготовке к Единому государственному экзамену
по русскому языку.
К заданиям даны ключи, что позволяет
использовать данное пособие не только для аудиторной, но и для
самостоятельной работы. Приложения содержат орфографический,
орфоэпический словари и словарь иностранных слов.
Как правило, задания по культуре речи
строятся на необходимости сделать выбор правильного варианта
употребления или исправить речевую ошибку. Ситуации жизни и условия
общения диктуют выбор наиболее оптимальных коммуникативных форм, а
ошибки препятствуют этому, нарушая процесс общения. Только
систематическая работа, направленная на поиск ошибок, осознавание их
характера, анализ причин их появления позволит постепенно избавиться от
ошибок в речи в реальных условиях общения.
Овладение нормами современного литературного
языка есть только первый этап формирования осознанного отношения к
ресурсам родного языка социально активной личности, умения пользоваться
ими в данный момент и в данной ситуации со всеми оттенками и вариантами,
которые дает русская речь.
Член-корреспондент РАО, д-р филол. наук, профессор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина О.Д. Митрофанова |